II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | -Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде: «Жил-был царь Овес, он все сказки унес» -Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями. -Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за жанр – сказка? (СКАЗКА - произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом). По таблице определите, какие бывают сказки? волшебные бытовые о животных -Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией). - «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными? Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали. – Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки. Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке» Белка «Сказка о царе Салтане…» Петушок «Сказка о золотом петушке» Яблоко «Сказка о мертвой царевне…» Заяц «Сказка о попе и о работнике его Балде» Кораблик «Сказка о царе Салтане…» Лебедь «Сказка о царе Салтане…» - Из какой сказки предметов оказалось больше? -А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока? - Какие цели мы перед собой поставим? ( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев) | Речевая разминка Читают поговорку разными интонациями. Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров. А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна. Называют сказки. Отвечают на вопросы учителя. Формулирую тему и цели урока. | Познавательные: самостоятельно находят информацию и способы решения задач. Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока. Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
III. Работа над сказкой. Повторение изученного. Характеристика героев. Работа с пословицей. | - Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке. 1) Царь Салтан выбирает жену 2) отъезд царя Салтана на войну 3) подмена грамоты 4) морское путешествие царица и Гвидона 5) избавление царевны от злого коршуна 6) превращение князя Гвидона в комара 7) превращение князя Гвидона в муху 8) превращение князя Гвидона в шмеля 9) встреча Салтана с семьёй 10) счастливый конец. - Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? .В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред. Посмотрите на таблицу: Герои | положительные | отрицательные | нейтральные (второго плана) | | | | - Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте, в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои). Дайте ему характеристику по следующему плану. 1. Имя героя и кем он является. 2. Внешность и характер героя. 3. Поступки героя и их оценка. 4. Отношение автора к герою. 5. Ваше отношение к герою. При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой. - Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл. Где счастье родится, там и зависть плодится. -Какую роль сыграла зависть в сказке? Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье. - В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке? - А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? - Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете? -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка. | Групповая работа. В группе восстанавливают последовательность событий. Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди” Работают в парах. Успех ближнего порождает зависть. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев. | К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Познавательные: самостоятельно находят информацию и способы решения задач; высказывают предположения, строят речевое высказывание в устной форме. Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста Предметные: определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения. |