СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"»


Технологическая карта

Тип урока

Урок введения нового знания

Технология построения урока

Системно - деятельностный

Тема урока

Ценность рода и семьи

Цель, задачи


Цель: формирование представлений учащихся о семейных ценностях

Задачи формирования универсальных учебных действий:

личностных - формировать систему семейных ценностей, личную ответственность за благополучие в семье;

регулятивных - развивать умение ставить цель, выявлять проблему;

познавательных - способствовать формированию понятий: семья, ценности, традиции; развивать способность к проблемному мышлению;

к коммуникативных  развивать умение слушать и слышать других участников, работать в группе.

Основные термины, понятия

Семья, ценности, семейные традиции

Оборудование и инструментарий

Разрезные карточки с пословицами, тексты для работы в группах, таблица самооценки, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.


Формы работы

Индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная





п/п

Этапы урока, вид

деятельности

Ресурсы

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебного материала.

Формируемые условные УУД

1.

Организационный момент


Аудиозапись

Играют в игру- приветствие

Коллективная

Улыбнись соседу слева,

улыбнись соседу справа,

обними соседа слева,

обними соседа справа

Нам грустить нельзя,

Здесь мы все друзья.

Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.

Актуализация знаний

Презентация

1.Самостоятельно читают стихотворение


2.Отвечают на вопросы


Фронтальная

Воскресенье - вот везенье! 
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины. 
Папа к чаю чашки моет. 
Вытираем их вдвоем, 
А потом мы всей семьею 
Чай с блинами долго пьем. 
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов, 
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.


- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово?


Познавательные:



- уметь анализировать и делать выводы.



Регулятивные:

- высказывать своё предположение.


3.

Определение темы и постанов

ка проблемы

Презентация

1.Работа в группах со словарями




2.Анализируют текст стихотворения

Групповая

-Что такое семья?

- Обратитесь к словарям. Узнайте значение слова семья?

- Выделите в стихотворении слова, обозначающие главную ценность семьи (семья – мы вместе)

- Сформулируйте основной вопрос урока

(в чем ценность семьи?, для чего человеку семья?)

Предметные:

- объяснять понятие «Семья».

Метапредметные:

- внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующим возрасту полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

4.

Открытие новых знаний




Тексты о семьях разных религий

1.Работа в группах. 2.Анализ текста, ответы на вопросы

Групповая, коллективная

  1. Работа с текстами

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Семья в православной культуре.

Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.


- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

-Какие различия вы заметили в представлениях о семейных ценностях?


2. Игра «Закончи слово»

- Составьте как можно больше слов, определяющие ценности семьи




Взаимо




(взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимодействие)


Познавательные:

- уметь анализировать и делать выводы.

Регулятивные:

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.




5.

Физминутка

Презентация

Выполняют движения под музыку

Коллективная





6.

Первичное закрепление

Тексты произведений Л. Н. Толстого






Презентация
















































































































Разрезные карточки с пословицами















Фрагменты сюжетных картин по теме «Семья», клей, фон для

картины

1.Читают текст.

2.Анализируют и обсуждают прочитанное

3.Отвечают на вопросы

Групповая

  1. Работа с текстом

Всегда ли в семье есть взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоуважение, взаимодействие?

- Прочитайте произведения Л. Н. Толстого и сформулируйте правила семейного благополучия

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погуби

Правда всего дороже

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.

Никто не видал.

Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Старый дед и внучек

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

2. Игра «Собери пословицу»

-У каждого человека семья стоит на первом месте, недаром народ создал много пословиц и поговорок о семье

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

В дружной семье и в холод тепло.

Семья в куче, не страшна и туча.

- Поработайте в группе, составьте пословицу, объясните в каких случаях её можно применить.

3. Творческое задание «Создай картину»

-Дружная семья вместе и в труде и отдыхе, в горе и радости.

--Создайте сюжетную картину по темам и составьте рассказ по ней.

«Уборка квартиры»

«Семейный праздник»

«Отдых в лесу»

«Уборка урожая»

Познавательные:

- уметь анализировать и делать выводы.

Регулятивные:

- высказывать своё предположение. Коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной форме;






7.

Итог урока

Изображение дерева,

Карточки-листочки

Выбирают из предложенных вариантов семейные ценности

Коллективная, групповая

- На какие вопросы вы получили ответы?

-На доске семейное дерево. Выберите из предложенных вариантов те семейные ценности, которые необходимы каждой семье и расположите их на нашем дереве. Объясните свой выбор.


Коммуникативные

- уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

актуализировать имеющиеся знания по теме.

8.















Рефлексия















Таблица самооценки

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальная

- Оцените свою работу, заполнив таблицу «Самооценки»

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

коротким / длинным

4

За урок я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным



Метапредметные:

- оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

- проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию


9.

Домашнее задание

Шаблон дерева для создания родословной

Исследование своей семьи

Индивидуальная работа

- Составьте генеалогическое древо своей семьи