Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 1.Организовать актуализацию требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо») 2. Организовать деятельность по установке тематических рамок («могу») 3. Создать условие для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») | Учитель показывает девочкам лоскуты ткани. -Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях? Сегодня мы продолжаем изучение раздела Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. -На какие два больших класса делятся текстильные волокна? Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. -Овца – это кто? -Волокно, какого происхождения можно получить от овцы? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Обучающиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы. Предполагаемые ответы: Ткань, материал… Натуральные и химические. Овца. Животное. Животного происхождения. О волокнах животного происхождения. | - Познавательные активное слушание, выдвижение предположений о теме урока Коммуникативные планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем, слушание собеседника - Регулятивные .способность прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1.Целеполагание и постановка задач. 2. Систематизация имеющихся у обучающихся знаний. 3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. 4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу». 5.Организация самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 6.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия. | - Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей» Вспомним… (работа с учебником) ОПРОС. Повтор того, что пригодится для открытия новых знаний. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает обучающимся найти шерстяную ткань. ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу. У кого нет результата? Кто смог выполнить? У кого возникли трудности? | Пытаются сформулировать тему урока. Обучающиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решения проблемы | - Познавательные извлечение необходимой информации из текстов - Регулятивные выполнение пробного учебного действия Коммуникативные учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -Л.осознание своих возможностей | Устные ответы, работа с учебником. Выполнение задания |
Реализация проекта. | Построение и фиксация нового знания. 1.Организовать реализацию проекта в соответствии с планом. 2.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт. 3. Организовать уточнение общего характера нового знания. | Объяснение нового материала. -Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды -Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке. Историческая справка о шерсти. -Шерсть – волосяной покров животных. Этот покров состоит из разных видов волокон Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно -Чем же на самом деле является золотое руно? - Золотое руно – это качественная шерсть овец. -Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных - Назовите их Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке -Ее сортируют – перебирают по качеству, треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений; промывают – горячей водой с мылом содой, сушат – в сушильных машинах. -Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены. Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 2 – 45 см. Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань. Цвет – белый, серый, рыжий черный. Обладают высокой гигроскопичностью, теплозащитными свойствами. Упругие, ткани малосминаемы. Недостатки: пылеемкость, усадка. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера. - Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник. - Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз. - Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали. Физ. минутка Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и. опасностей. Историческая справка. Что же такое шелк и чем он так уникален? - Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева и отсюда ее название. - Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии - Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам. - Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити. - В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова. Собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. - Каковы свойства натурального шелка и тканей? ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ Длина – 600-900м. Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные. Цвет – белый, кремоватый. Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Упругие, поэтому ткани малосминаемы. Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются. Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жженого пера. Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны. Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся | Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы Выступление ученицы. Называют животных Слушают учителя, рассматривают образцы тканей Выступление ученицы. Слушают учителя, рассматривают слайды Слушают учителя, рассматривают образцы тканей | - Личностные анализ, синтез, смыслообразование, обобщение. - Познавательные классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. -Предметные. давать определения новым понятиям | Наблюдение, сравнение |
Первичное закрепление, практическая работа с самопроверкой по эталону | Применение нового знания в типовых заданиях. 1.Целевые обходы для инструктирования обучающихся по выполнению задания, концентрации внимания обучающихся на наиболее эффективных приемах , оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающихся; 2.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач в группах. 3.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 4.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки | Практическая работа №1. «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка» Практическая работа №2. «Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей» | Сравнивают, проговаривают о своих затруднениях Выполнение практической работы по группам Ответственный защищает перед классом работу в группе. | - Познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство. Коммуникативные формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра. - Личностные осознание ответственности за общее дело. - Регулятивные умение составлять последовательность действий, осуществлять контроль за своей работой. | Выполнение задания |
Организация проведения самооценки обучающимися работы на уроке | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. 1.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимися. 2.организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке. 3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Подведём итог урока. Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания? С какими сложностями столкнулись на уроке. Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Мы узнали многое о шерстяных и шёлковых тканях Я узнала… Я научилась…. Мне пригодится это… Проговаривают трудности, с которыми столкнулись. | - Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. - Личностные самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой. | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы. |