Урок № 1. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: научить обучающихся анализировать текст, развивать речь, совершенствовать навыки работы с научно-учебными, лингвистическими и публицистическими текстами, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; |
Планируемые результаты |
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация. |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Ребята, перед вами 3 высказывания. Прочитайте их и определите в каждом из них проблему. Из учебника «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.2014. Эпиграф к §1- В.К. Журавлёва «Язык - среда обитания народа: мы «дышим» речевой продукцией своих современников и своих далёких предшественников. И чем длительнее непрерывная традиция функционирования данного языка, тем мощнее звучит голос предков». Филологам - Д.С. Лихачев «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, думает. Думает!» Философам – Ч. Айтматов «Бессмертие народа в его языке. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы |
3. Актуализация знаний. | Определите роль языка в жизни общества. Класс делится на 3 группы: филологи, философы, историки Как вы думаете: о чём сегодня мы будем говорит на уроке? 1 группа – язык, среда обитания, традиции, голос предков 2 группа – язык – ценность народа 3 группа – язык бессмертен Язык связан с историей народа, его традициями и далёким голосом предков. Язык народа самый ценный, потому что на нём говорят и думают Язык бессмертен и потому никогда не умрёт. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Для того чтобы определить, кто автор данного текста, обратите внимание на лексику. По его мнению , какова роль языка.? В каждом тексте подчеркните ремы. 1 группа - упр.3 (2 часть) . Речь воплощается в букве и в звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах, в магнитофонной ленте. Язык же материально не существует никак! 2 группа - упр.1 Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. 3 группа - "Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры", - также сказано в документе. | Работа с текстом по группам. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Лингвистический эксперимент. Обратите внимание на синтаксические конструкции языка. Все виды сложных предложений, предложения с причастными и деепричастными оборотами, предложения с однородными членами, вопросительные и восклицательные предложения. Безличные предложения, предложения с вводными словами. ССП, предложения с однородными членами, вводное предложение. | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
6. Первичное закрепление | Охарактеризуйте текст с эмоциональной точки зрения . Обилие вопросительных и восклицательных предложений, что говорит о том, что авторы переживают за духовное наследие нации. А теперь представьте, что вам надо объяснить тему урока ребятам другой национальности. Упростите текст, перестроив сложные предложения, предложения с причастными оборотами в простые,. Одним словом, адаптируйте для иностранцев. ….Прочитайте, что у вас получилось. | Анализируют прочитанный текст | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Упр.3 (первая часть) проанализируйте текст. Или Напишите призыв к изучению русского языка, потому что он является хранителем духовных ценностей, и свою работу разместите в социальных. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Найдите в интернете тексты – высказывания великих писателей, философов, учёных, которые можно использовать как воззвание, призывающее изучать русский язык, который является хранителем духовных ценностей нации. Поменяйтесь своими работами. Прочитайте работу соседа, определите проблему текста и выскажите своё суждение: согласен или не согласен с автором. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |