СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии "Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика»

ФИО автора(ов): Бугрим Лариса Валериевна

Населённый пункт: с.Караул Образовательная организация: ТМК ОУ «Караульская средняя школа-интернат имени И.Н.Надера»

Предмет: биология

Класс: 5

Тема раздела: Раздел 2. Многообразие живых организмов

Тема урока: Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика

Цель урока: продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Предметные результаты: характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые); определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых).

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом), уметь аргументировать свое мнение и позицию, устно и письменно выражать свою мысль.

Регулятивные: умение формулировать выводы; понимать необходимость бережного отношения к природе.



Действия учителя

Действия учеников

1.Актуализация знаний.

Учитель просит назвать изученные отделы растений и выполнить задание на соотнесение их признаков


















Примерные ответы учащихся:

Отделы: мхи, папоротники, голосеменные.

Выполняют задание:

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

Отдел

Признаки

А)Мхи

1)Половой процесс не связан с водной средой

Б)Папоротникообразные

2)Наличие семени

В)Голосеменные

3)Древесные формы


4)Листья - хвоя


5)Наличие цветка и плода


6)Половой процесс связан с водной средой


7)Нет цветков и плодов


8)Листья - вайи


9)Есть корневища с придаточными корнями


10)Тело расчленено на стебель, листья, ризоиды


После выполнения задания проверяют ответы

2.Изучение нового материала

На столах учащихся лежит гербарий. Учитель просит внимательно рассмотреть объекты и систематизировать их на группы



Возникает проблемная ситуация, которую пытаются решить учащиеся


• Какие из растений не вошли ни в одну группу?



Учитель просит учащихся выполнить лабораторную работу на стр.146 учебника


• Что у них общего?


Кто согласен? Учащиеся сравнивают свои ответы


Как мы назовём эту группу растений?

Выполните из пластилина обобщённую модель цветкового растения


Второе название цветковых –покрытосеменные. А почему покрытосеменные?


• Что образуется на месте цветка?

• Где располагаются семена?

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.


- Как вы думаете, почему эти растения не господствуют?

Тогда кто же будет властелином и почему?

Обучающиеся работают в группах по 4 человека.

На столах гербарии: одуванчик, лиственница, кукушкин лён, пастушья сумка, орляк, сосна, щитовник, сфагнум, шиповник, лютик.


При внимательном рассмотрении учащиеся видят признаки отделов растений и распределяют их на группы: мхи, папоротники, голосеменные. Остались растения, которые не относятся к этим группам


Примерные ответы учащихся:

-шиповник

-лютик

-одуванчик

-пастушья сумка

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Органы цветкового растения». Работают с гербарными экземплярами (у каждой группы учащихся своё растение). Делают рисунки, подписи, выводы в рабочей тетради.

Учащиеся справились с задачей, выделили признаки, объединяющие несколько растений в одну группу.



- Цветковые.

Лепят из пластилина модель цветкового растения.



Учащиеся предлагают свои варианты.

- семя защищено, а не лежит на поверхности как у голосеменных.



-семена и плоды.

-окружены или покрыты плодом






-устроены просто


-цветковые растения

-у них более сложное строение

-бывают травы, деревья, кустарники

-разные места обитания

3.Закрепление материала.

Выполните задания и осуществите взаимопроверку.

Задание 1. Вася и Петя при разборе гербарного материала обнаружили растение без названия. Помогите ребятам доказать, что это растение относится к покрытосеменным.


Задание 2. Пятиклассники решили посадить растения во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений.

СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ:

1) ель европейская

2) клён красный

3) кизильник черноплодный

4) лиственница сибирская

5) пихта сибирская

6) липа сердцевидная

Какие из представленных растений относят к покрытосеменным? Укажите в ответе их номера.


Задание 3. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.

Список слов:

1) Лютик едкий

2) Покрытосеменные

3) Растения

4) Лютик

Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.

Царство Отдел Род Вид







Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод.

















2,3,6






















3,2,4,1

4.Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Я узнал…

Я учился…

Я понял…


Оценивают свою индивидуальную работу.