- обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий в природе Африки с природой других материков.
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы
-продолжать развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- воспитывать умение самоорганизовать себя, умение слушать других, работать в команде;
- воспитывать любовь к живой природе, любознательность, взаимовыручку, взаимопомощь.
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение .
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Сформировать представление о природе Африки.
Ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
Представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Учебник географии для 7 класса , авторы:И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв, Атлас. География 7 класс. - М.: «Дрофа», 2018г.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный этап | Приветствие. – Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. – Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу! -Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Давайте прочитаем девиз нашего урока: Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! | Улыбаются, желают удачи, садятся. Создается положительный настрой -Читают девиз урока хором | К.: слушать собеседника и понимать речь других, договариваться с одноклассниками о правилах поведения Р.: самостоятельно организовывать рабочее место, планировать свою деятельность |
2. | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Зачитывается отрывок Н. Гумилева: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай Гумилев. -– Ребята, о каком географическом объекте идет речь? Какие компоненты природы мы уже изучили на прошлых уроках? Да, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке еще раз вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Хочу обратить ваше внимание на то, что каждое задание вы будете оценивать самостоятельно. У вас на партах лежат листы самооценки, куда вы будете записывать оценку, которую вы сами себе ставите, оценку членов группы за каждое задание -Что будем оценивать? -Откроем тетради и запишем дату, классная работа. | Учащиеся включаются в тему урока Речь идет об Африке Работают с листами самооценки Работают в тетради | Л.: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к географии. К.:- умение слушать других и оформлять свои мысли в устной форме Р.: - самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. | Актуализация опорных знаний Цель: закрепить умения работы с контурными картами, актуализируем опорные знания по теме «Климат» | – Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. К этим листочкам мы с вами еще вернемся. Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным. Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное путешествие по материку … АФРИКА. – Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке? Задания на карточках: 1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП) 2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП) 3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ) Дополнительное задание: 1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП) 2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой) 3. Подпишите ВМ в переходных поясах. 4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе. 1. Заполните лист самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы. Сделаем вывод о климатических особенностях материка 1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны? 2. О чем это свидетельствует? | Учащиеся в тетради записывают ответы Учащиеся делятся на группы Работают по карточке по первому заданию –проверке домашнего задания, обсуждают задание Выходят представители каждой группы к доске и выполняют задание на контурной карте на доске Группы выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание на контурной карте на доске Отвечают на вопросы и делают вывод о разнообразии растительного и животного мира | К.: слушать и понимать речь других П.: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу урока Р.: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Р.: осуществлять самоконтроль |
4 | Первичное усвоение новых знаний Цель: создать условия для того, чтобы дети смогли сами представить характеристику ПЗ а) создание проблемной ситуации | Ребята, кто может ответить на вопросы: -Что такое природный комплекс? -Перечислите природные компоненты в природном комплексе? - Каковы главные закономерности в географической оболочке? Природном комплексе? - Какие компоненты оказывают влияние на климат, внутренние воды? - Какие компоненты природы определяют климатические условия? -Перечислите особенности каждого компонента в климатическом поясе? Последний вопрос вызывает затруднение | Учащиеся отвечают на вопросы: Почвы, растения, животные -Целостность, ритмичность, зональность… На климат оказывают влияние рельеф, на реки климат и рельеф.. Характеристика компонентов в ЭП, СЭП, ТП у учащихся вызывает затруднение, создается проблема | К.: формулировать собственное мнение и позицию П.:- понимать и формулировать проблему; - сравнивать, делать выводы; -устанавливать причинно-следственные связи; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций Р.: фиксировать затруднение в пробном учебном действии |
| б) Определение темы и цели урока | Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд. Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки». – А какие природные зоны вы знаете? – Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему? Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса Желтый – пустыни Желто-зеленый – саванны и редколесья. – Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны? – Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать? | Учащиеся с помощью учителя разгадывают кроссворд, определяют тему урока Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, самостоятельно определяют цель урока Определяют задачи урока: - Какие природные зоны есть на материке Африка; - Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами; - Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны; - Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон; - Приспособленность растений и животных к различным условиям; - Использование природных зон человеком. | Р.: планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала -выполнять пробные учебные действия; -прогнозировать предстоящую работу (составлять план) - самостоятельно формулировать цель урока - осуществлять самоконтроль К.: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей П.: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) |
| в) Построение и реализация проекта | Внимание экспедициям! – Сейчас вы приступаете к изучению выбранной природной зоны. После изучения дополнительного материала, текс учебника, карты атласа, вы составляете карту понятий. Итогом вашей работы будет отчет экспедиции с использованием, составленной карты понятий. На ваших столах лежит карточка с названием должности эксперта в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи. Выберите ответственного за составление карты понятий и того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе. - Составим план наших действий - Первый шаг учебной деятельности – вспомнить алгоритм работы по составлению карты понятий. Работа по учебнику. - Откройте учебник на с.393. - Прочитайте про себя алгоритм описания ПЗ. Используя материал параграфа, дополнительный материал, карты атласа, алгоритм характеристики ПЗ составьте карту понятий (Карты понятий - приложение) Заполните лист самооценки. («5», «4», «3», «2») | Составляют совместно с учителем алгоритм описания ПЗ Работа в группах с компьютером и материалом учебника Время для групповой работы ограничено – 15 минут. На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс» В этой папке файлы: -Образец карты понятий; -Картинки по ПЗ; -дополнительный материал. Учащиеся работают с текстом учебника, картами атласа,, дополнительным материалом, осуждают и составляет карту понятий на компьютере. Используя карту понятий один из учащихся группы представляет природную зону, учащиеся из группы дополняют Заполняют листы самооценки и оценки группы | Р.: планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала -выполнять пробные учебные действия; -прогнозировать предстоящую работу (составлять план) - осуществлять самоконтроль Л.-умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками. К.: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей П.: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) |
5 | Первичное проверка понимания новых знаний Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Установите соответствие Учащимся предлагаются вопросы о характерных чертах природных зон Африки. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго... . Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.Заполните лист самооценки. . («5», «4», «3», «2») | Учащиеся находят соответствующую высказыванию природную зону: -влажный экваториальный лес, -саванны и редколесья, -пустыни Заполняют листы самооценки | К.: формулировать собственное мнение и позицию П.: - использовать информацию для решения учебной задачи; -систематизировать, обобщать изученное К.: высказывать суждения; - аргументировать свое мнение Р.:- осуществлять самоконтроль |
6. | Домашнее задание Цель: обеспечить закрепление изученного материала дома | Просмотрите домашнее задание. Прочитайте текст параграфа 24; Творческое задание: -составить презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки; составить карту понятий по другой природной зоне -Какие вопросы у вас возникли по выполнению домашнего задания? -Вспоминаем алгоритм составления карты понятий. | -Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы по заданию! - Вспоминают алгоритм составления карты понятий: 1. Выберите центральное понятие, вокруг которого будет строиться карта понятий. 2. Напишите еще 10 понятий,слов которые ассоциируются у Вас с основным. 3. Ранжируйте эти 10 понятий от наиболее общего и охватывающего к наименее общему. 4. Напишите центральное понятие вверху листа бумаги, возьмите его в рамку или кружок.( Работать при этом лучше карандашом, а не ручкой). 5. Свяжите понятия, нарисовав линии (линки) от одного понятия к другому, подписав их. Этот процесс надо продолжать, пока на листе не появятся все понятия. 6. Попробуйте построить несколько иерархических уровней. Постарайтесь связать понятия, находящиеся в разных частях карты. | П.: -умение структурировать знания; -оценивание процессов и результатов деятельности Р.: -волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Л.: способствовать развитию интереса к математике |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Рефлексия -Какую цель ставили в начале урока? -Удалось её достигнуть? Каким способом? - Как вы думаете, понадобятся ли нам данные знания в дальнейшем обучении? Где? - Возьмите свои листочки самооценки и подведём итог. - Встаньте те ребята, кто заработал пятёрки - Кто себя оценил на 4. -Кто сегодня работал на «3»7 -Оцените свою работу на уроке Две звезды, 1 пожелание Сегодня вы подарите 2 звезды себе за 2 положительных момента на уроке и сделаете для себя 1 пожелание. | Научиться составлять характеристику природной зоны с использованием карты понятий В листах самооценки подсчитывают + и выставляют отметку Учащиеся называют 2 положительных момента для себя и делают 1 пожелание | П.: -систематизировать, обобщить изученное, делать выводы К.: -строить монологические высказывания; -оформлять свои мысли в устной форме. Р.:соотносить цели урока с результатом работы, анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить |
1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)
1. Выберите центральное понятие, вокруг которого будет строиться карта понятий.
2. Напишите еще не менее10 понятий,слов которые ассоциируются у Вас с основным.
3. Ранжируйте эти 10 понятий от наиболее общего и охватывающего к наименее общему.
4. Напишите центральное понятие вверху листа бумаги, возьмите его в рамку или кружок.( Работать при этом лучше карандашом, а не ручкой).
5. Свяжите понятия, нарисовав линии (линки) от одного понятия к другому, подписав их. Этот процесс надо продолжать, пока на листе не появятся все понятия.
6. Попробуйте построить несколько иерархических уровней. Постарайтесь связать понятия, находящиеся в разных частях карты.