Урок «Решение систем линейных уравнений методом подстановки» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что нам поможет сосредоточить ваше внимание на уроке алгебры? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 1024. Подберите такие значения m и n, при которых система уравнений 1) имеет бесконечно много решений; 2) имеет единственное решение; 3) не имеет решений | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что … | | | | | | | Ответ. 1) 2) 3) | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Организует обсуждение вопросов: – Какие методы решения систем линейных уравнений вы знаете? – Получается ли вам их применять? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вы знаете о методе подстановки? Формулирует учебную задачу: – Исследовать решение систем линейных уравнений методом подстановки | Принимают участие в беседе. – Я знаю такие методы... – У меня получилось решить… – Мне пока сложно… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Умение развивать навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть метода подстановки; – научиться применять метод подстановки для решения систем линейных уравнений | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что я намерен делать сегодня на уроке алгебры? – Хочу ли я узнать о методе подстановки? – Что я хочу достичь в процессе изучения алгебры? – Как мне настроиться на работу на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемной ситуации. – Ознакомьтесь с решением системы линейных уравнений и выясните, каким образом это было сделано. (3; Организует анализ алгоритма решения системы линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки | Принимают участие в анализе проблемной ситуации. Предлагают гипотезы, как была решена система уравнений. Отстаивают свои идеи. Обсуждают идеи одноклассников. Проводят исследования. Выясняют, что данный способ решения называется метод подстановки. Анализируют информацию. Алгоритм решения | Мне непонятно… | Выразить из любого уравнения системы одну переменную через другую | | Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной выражение, полученное на первом шаге | | Решить уравнение с одной переменной, полученное на втором шаге | | Подставить найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге | | Вычислить значение другой переменной | | Записать ответ | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Предлагает учащимся представить себя в роли учителя и объяснить одноклассникам, как применять метод подстановки. Определяет лучшие «уроки». Рекомендует некоторым учащимся задуматься о профессии учителя | Проводят фрагменты урока. Обсуждают педагогические успехи своих одноклассников | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 1034) Решите систему уравнений:: 2. (№ 1036) Найдите решение системы уравнений: 1) 2) | Решение. 1. 1) (2; 5); 2) ( 3) (48; 8); 4) (4; 2). 2. 1) (6; 3) 2) (4; 2) | Умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что оказалось не до конца понятным? – Чему я научился? – Доволен ли моей работой на уроке учитель? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |