СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языкыапо теме "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языкыапо теме "Местоимение"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Выполнила:

Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02

группы ПНК-4А

Разина Кристина







Технологическая карта урока русского языка




Место проведения: МБОУ «СШ №23»

2 «А» класс

Дата проведения: 07.03.2023





Учитель: Шуткина С.А.________

Методист: Ким С.Н.________






Дзержинск - 2023

Тема: «Местоимение»

УМК: «Школа России»

Тип урока: открытие «новых» знаний

Цель: формирование у учащихся знаний о местоимении как о части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • организовать наблюдение за морфологическими признаками местоимений;

  • формировать умение различать местоимения и имена существительные;

  • формировать умение распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;

  • формировать умение заменять имена существительные местоимениями.

Развивающие:

  • формировать познавательное УУД – умение понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схемы посредством ее составления;

  • формировать регулятивное УУД – умение планировать собственную деятельность посредством работы по алгоритму;

  • формировать коммуникативное УУД – умение строить монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Воспитательная:

  • воспитывать способность к преодолению трудностей посредством использования на уроке проблемных вопросов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • определяют морфологические признаки местоимений;

  • различают местоимения и имена существительные;

  • распознают личные местоимения среди других слов в предложении;

  • заменяют имена существительные местоимениями.

Метапредметные:

Познавательные:

  • умеют понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схемы посредством ее составления;

Регулятивные: 

  • умеют планировать собственную деятельность посредством работы по алгоритму.

Коммуникативные: 

  • строят монологические высказывания с учетом поставленных коммуникативных задач.

Личностные:

  • осуществляют самоанализ и самоконтроль;

  • проявляют способность к преодолению трудностей.

Оборудование:

  • Для учителя: учебник, презентация, интерактивная доска.

  • Для учеников: учебник, тетрадь, пенал, светофоры, карточки с заданием.

План урока:

1. Организационный этап. – 1 минута

2. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации – 4 минуты

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. – 4 минуты

4. Открытие новых знаний – 15 минут

5. Первичное закрепление – 8 минут

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. – 8 минут

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. – 2 минуты

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. – 3 минуты




















Ход урока


Этап

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства и формы организации деятельности


1. Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Максимовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

- И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, тетрадь, пенал и сигнальные карты.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.




Слушают.

Словесные (рассказ)


Речь учителя и учащихся


Фронтальная

2. Мотивация учебной деятельности


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность


 - Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения:

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нём самом!

- Что хотел сказать поэт? Для чего надо учить русский язык?

- Отлично! Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать тайны русского языка.




Слушают.


Словесные (беседа)


Наглядные (презентация)


Речь учителя и учащихся


Слайд презентации с девизом


Фронтальная


3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.


1. Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

2. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации


- Однако, перед тем как раскрывать тайны русского языка, я проверю как хорошо вы усвоили темы предыдущих уроков. У вас на партах лежат карточки номер 1. Возьмите их и переверните. В тексте вам нужно подчеркнуть все прилагательные и определить их число.

- На выполнение этого задания у вас есть две минуты. Можете приступать.

Наступила долгожданная весна. Погода стоит прекрасная. Блестят молодые листья берёз. Появились робкие всходы.

- Подпишите листочки и передайте с последней парты на первую, я соберу и проверю.

- Давайте с вами вспомним, чем человек пользуется для общения?

- Чтобы речь была богатой, человек использует разные части речи

- Молодцы!

- Сейчас мы поиграем в игру, она называется «Узнай часть речи». По описанию, вам нужно узнать часть речи:

  • Эта часть речи украшает нашу речь.

  • эта часть речи называет предмет.

  • эта часть речи помогает восстановить последовательность событий.

- Прочитайте внимательно слова, написанные на доске:  учебник, бегут, радостные, ребята, я, воздушный, летят, она, открывать, солнце, они, красивые.

- Ваша задача определить, к какой части речи принадлежит каждое слово. Кому понятно задание покажите мне зеленый сигнал.

- Хорошо! Тогда начинаем: давайте найдем все имена существительные (как дети называют слова, они исчезают), давайте найдем все имена прилагательные как дети называют слова, они исчезают), давайте найдем все прилагательные как дети называют слова, они исчезают)

- Ребята, а все ли слова вы смогли распределить по группам? Почему?









Выполняют задание.






- Речью.








- Имя прилагательное.

- Имя существительное.

- Глагол.




Глагол: бегут, летят, открывать

Имя существительное: учебник, ребята, солнце

Имя прилагательное: радостные, воздушный, красивые






- Нет, не знаем к какой части речи они относятся


Словесные (объяснение, беседа)


Иллюстрация


Частично-поисковый метод


Речь учителя и учащихся


ТСО


Фронтальная




4. Выявление места и причины затруднения.

1. Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

2. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации

- В чём возникло затруднение? А почему?


- Значит, существует еще какая-то часть речи. И нам нужно раскрыть ее «тайну».











- Не знаем какой частью речи являются слова. Знаем не все части речи.



Словесные (беседа)


Речь учителя и учащихся


Фронтальная



5. «Открытие» новых знаний


Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий



Наблюдение над языковым материалом и его анализ.

- Какие же слова вы не отнесли ни к одной из групп?

- Да, это слова: я, она, они. Употребляете ли вы эти слова в своей речи?

- Хорошо!

- Чтобы узнать, как называются новая для нас часть речи, я предлагаю вам решить ребус.

- Итак, с какой же частью речи мы познакомимся сегодня на уроке?

- Правильно! Тема нашего урока: местоимение.

- А чтобы узнать цель урока, я предлагаю вам закончить предложение.

Узнаем, что такое...

Научимся находить....


- Ребята, посмотрите на слайд. Вы видите мышку и лягушку на картинке. В каких сказках есть такие персонажи?

- Хорошо! А сейчас Саша прочитает нам текст.

- Хорошо! Какие слова мы вставим на место пропусков?

- Верно! Слова какой части речи выделены?


- Да, это местоимения. На что указывает слово он?

- Верно! Кто себя называет словом я?

- Да, а какие слова заменены местоимением они?

- Хорошо! А какой части речи слова мышка-норушка и лягушка-квакушка?

- Значит, местоимения употребляются вместо слов какой части речи?

- Правильно! Местоимения заменяют имена существительные.

- Ребята, а как вы думаете, местоимения обозначают предмет или указывают на него?


Самостоятельное формулирование определения.

- Какие местоимения вы запомнили?

- Как вы поняли, что это за часть речи и для чего нужны нам местоимения?


Чтение и анализ определения.


- А теперь, давайте, сравним наши выводы с определениями, которые даны в учебнике. Откройте страницу 100, и Паша прочитает нам определение.


- Верные ли мы выводы сделали о том, что такое местоимение?

- Прекрасно! А сейчас давайте составим схему, которая будет помогать вам на протяжении урока.

- С какой частью речи мы познакомились на уроке?

- Хорошо! А на что указывает местоимение?

- Верно! Какие слова являются местоимениями?

- Отлично!

Местоимение

это часть речи

указывает на предмет

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они


Конкретизация (осмысление).

- А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно упражнение, чтобы проверить поняли ли вы сегодняшнюю тему.

- Что вы видите на слайде?

Кто нам их прочитает?

Сильная гр...за

Громкий зв...нок

Румяное л...цо

Холодная з...ма

- Хорошо!

- Ваша задача: вставить в данных словосочетаниях пропущенные буквы, а затем заменить их местоимениями.

- Запишите в тетрадях упражнение 1. Что объединяет эти слова? Какая в них есть общая орфограмма?

- Хорошо! А как нам узнать, какую букву нужно написать?


- Какую букву мы напишем в слове «гр...за»?

- Как вы это определили?


- Прекрасно! Запишите это слово. Каким местоимением мы можем заменить слово гроза?

- Совершенно верно! Запишите словосочетание «Сильная гроза» и рядом в скобках укажите местоимение, которым мы заменили слово гроза.

- Отлично! Какую букву мы напишем в слове «зв...нок»?

- Как вы это определили?


- Прекрасно! Каким местоимением мы можем заменить слово звонок?

- Совершенно верно! Запишите словосочетание «Громкий звонок» и рядом в скобках укажите местоимение, которым мы заменили слово звезда

- Отлично! Какую букву мы напишем в слове «л...цо»?


- Как вы это определили?

- Прекрасно! Каким местоимением мы можем заменить слово лицо?

- Совершенно верно! Запишите словосочетание «Румяное лицо» и рядом в скобках укажите местоимение, которым мы заменили слово лицо.

- Замечательно! Какую букву мы напишем в слове «гра...чи»?

- Как вы это определили?


- Прекрасно! Каким местоимением мы можем заменить слово грачи?

- Совершенно верно! Запишите словосочетание «Молодые грачи» и рядом в скобках укажите местоимение, которым мы заменили слово грачи.




- Я, она, они.


- Да, очень часто.










- Местоимение.





- Местоимение

- Местоимения среди других частей речи



- Теремок.

















- Мышка, лягушка.


- Местоимения.


- На теремок.


- Мышка и лягушка.

- Мышка-норушка и лягушка-квакушка.

- Имена существительные.

- Вместо имен существительных.






















-



Да






- Местоимение.


- Указывает на предмет.

- Я, ты, вы, мы, он, она, оно, они.










- Словосочетания




Читают







- Безударный гласный в корне.

- Нужно подобрать проверочное слово.


- Букву О.

- Проверочное слово грозы.


- Она.




- Букву О.


- Проверочное слово звон



- Он.





- Букву И.


- Проверочное слово лица.


- Оно.




- Букву А.


- Проверочное слово грач


-Они



Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Работа с учебником


Наблюдение


Иллюстрация


Речь учителя и учащихся


ТСО


Записи на доске


Учебник


Рабочие тетради


Фронтальная



Физминутка


Игра «Будь внимателен» (стоя, устно)

- Я буду называть слова. Вы должны приседать, если это местоимения, а поднимать руки, если слово другой части речи.

Стоял, я, окно, ты, красивый, дерево, он, мы, они, учебник, вы, буду заниматься.

Выполняют разминку

Словесные (рассказ, объяснение)


Демонстрация


Речь учителя

Фронтальная


6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи


Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию



Первичное закрепление.

- Ребята, для того, чтобы вы лучше усвоили тему сегодняшнего урока, посмотрите на доску, что вы видите на ней?


- Посмотрите на предложения, как вы думаете, что пропущено в предложениях?

- Прочитайте предложения

.... очень любим играть в прятки.

.... люблю перечитывать сказки.

.... любите путешествовать?

На картине .... видите красивый пейзаж.

Прочитайте первое предложение, как вы думаете. какое местоимение пропущено?


Верно! Прочитайте предложение целиком

(аналогичная работа с каждым предложением, каждое местоимение появляется на доске)


- Молодцы! А сейчас я проверю, как хорошо вы поняли тему сегодняшнего урока. Для этого мы выполним упражнение 173 на странице 101. Катя, прочитай нам задание.

- Сейчас Саша пойдет к доске, а остальные записывают в тетрадях упражнение 173.

- Саша, прочитай нам стихотворение еще раз. Какова его главная мысль?





- Верно! Найдите выделенные слова и прочитайте. Какой частью речи они являются?

- Да, это местоимения.


- Отлично! Ребята, мы сегодня говорили о различных местоимениях, а каких из них нет в тексте?

- Прекрасно! А теперь запишите в тетрадях первое предложение этого стихотворения, а Саша запишет его на доске.





Предложения



- Местоимения


Выполняют задание.





Мы



Мы очень любим играть в прятки.






Читают задание.

















- Если мы будем вредить природе, то мир станет некрасивым и злым.





- Местоимения.

- Чтобы мы могли лучше понять главную мысль.


- Вы, он, она, они, оно.

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)


Работа с учебником


Речь учителя и учащихся


Записи на доске


Учебник


Рабочие тетради


Фронтальная


Индивидуальная


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и в измененной ситуации


- Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, чтобы выяснить усвоили ли вы тему сегодняшнего урока. У вас на партах лежат карточки, возьмите их и переверните.

- Вам нужно подчеркнуть местоимения.

1) Подчеркни местоимения.

Мыло, мы, оно, она, окно, ты, пришел, вы, он, по, но, сон, я, они, красивый.

- Кому понятно задание, покажите мне зеленый сигнал.

- Хорошо, можете приступать. У вас есть две минуты.

- Теперь, мы с вами проверим, как вы выполнили это задание. Сейчас на слайде появятся ответы, а вам нужно взять карандашик и ставить + или – в зависимости от того ответили вы правильно или же допустили ошибку.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Молодцы! Остальным надо ещё потренироваться в определении местоимений среди слов других частей речи.









Местоимения: мы, оно, она, ты, вы, он, я, они.



Выполняют задание.





Оценивают свои работы.


Словесные

(объяснение, беседа)


Иллюстрация


Речь учителя и учащихся


ТСО


Записи на доске


Рабочие тетради


Фронтальная


Индивидуальная



8. Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели

- Ребята, наш с вами урок подходит к концу. И сейчас я предлагаю вам проверить свою работу на уроке, для этого вам нужно будет ответить на эти вопросы:

1. Что такое местоимение?

2. Местоимение называет предметы?

3. Какие местоимения вы запомнили?

- Сегодня вы хорошо потрудились, и поэтому я предлагаю вам оценить вашу работу на сегодняшнем занятии:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

- Ребята, наш урок окончен!

















Заканчивают предложения.

Словесные (беседа)


Иллюстрация


Речь учителя и учащихся


ТСО


Записи на доске


Фронтальная