2. Актуализация знаний | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы. | Слайд 1. Сплетаются стежки, сливаются в цепочку, Иголочка ведёт их строго за собой, Бежит, бежит она и не поставит точку, Пока не завершит рисунок непростой. Стежок стежок ещё стежок… Что проще может быть, Когда в кресте наискосок Укладываешь нить. Но расцветают под иглой Волшебные цветы! Секрет у чуда есть? Какой? О нём расскажешь ты? Слайд 2. Разнообразие видов вышивок. -Какие виды вышивок вам известны? (Изучались в 5, 6 классах) Слайд 3. В ней хранятся мелочи – Те, что очень колкие; У одних – на гвоздике, У меня – на полке. Мастерят умелые Школьники и школьницы К маминому празднику Мягкие ... -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься. Обозначим тему урока. Слайд 4. Определение темы урока | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Предполагаемые ответы: - ВЫШИВКА - Гладь, крестом, решелье, бисером, верхошов, золотом(канитель - Вышивка лентами. Изготовление игольницы. | Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; |
3. Введение новых знаний | Объяснительно- иллюстративный. Рассказ с элементами беседы | - Сообщает новые знания; - История вышивки лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем? Волокна какого происхождения вы знаете еще?) И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту. Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. А по определенным материалам и цвету лент можно было определить…. ЧТО? Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями. Следующий французский монарх, Людовик XV, сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным. В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. Например, на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога. В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь. Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов. В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью. В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия вышивка шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее время переживает второе рождение. Брошь– самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди Позже стали изготавливать броши из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости А когда люди научились плавить металл, то основу для броши делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди А бедные изготавливали броши из подручных материалов. Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. | Предполагаемые ответы: - Лен, хлопок -Животного, химические - социальный статус человека. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; |
4. Физминутка | | Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся: А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два: Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | - Выполняют физические упражнения; | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
6/1. Применение знаний на практике | | -Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать? Слайд 5 «Инструменты и приспособления». -Какие инструменты могут понадобиться? -Что здесь лишнее и почему? Слайд 6. «Материалы». - Для изготовления броши нам понадобятся следующие материалы Слайды 7-10. «Технология вышивки цветка сирени ». - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: Сообщает учащимся название практической работы; Разъясняет задачи практической работы; Знакомит с объектом труда – образцом; Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы; - Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; -Какие трудности возникли при выполнении работы? Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность заполнения окружности. Подумайте: где можно использовать изученный элемент? (демонстрация нескольких изделий) | Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками Повторяем технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ» -Секатор, ножницы, вспарыватель, иголка, наперсток, клей Предполагаемый ответ: -Швейная машина -выполняем ручные работы Организуют рабочее место; - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Вышивка розы на каркасе»; | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по вышивке лентами с использованием шаблонов |
6/2. Применение знаний на практике | | Слайды 11-14. «Технология изготовления броши». Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: Сообщает учащимся название практической работы; Разъясняет задачи практической работы; Знакомит с объектом труда – образцом; Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы; - Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального Какие трудности возникли при выполнении работы? - Проводит заключительный инструктаж: Организует выставку выполненных эскизов на доске; Анализирует выполнение самостоятельной работы; Организует разбор типичных ошибок учащихся; Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок Самоконтроль: сравнить свой образец броши с образцом учителя, обратить внимание на аккуратность декорирования изделия. | - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Вышивка розы на каркасе»; - Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по вышивке лентами с использованием шаблонов |
7. Рефлексия | | - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; -Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо? Как вы открыли новое знание? Оцените свою работу на уроке. - Дает объективную и комментированную оценку результатов индивидуального труда учащихся на уроке; | - Проводят самооценку; - Оценивают работу одноклассников; | Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; |