Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся Организация взаимопроверки | - Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем? (Древний Египет) - Что вы узнали о Древнем Египте на прошлых уроках? Ответы детей: географическое положение; природные условия; образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном; как жили и работали земледельцы и ремесленники Сопутствующие вопросы: -Что такое государство? -Кто такой фараон? -А как жили и работали земледельцы и ремесленники мы с вами вспомним, выполнив задание: Тест Без ошибок: «5» 1,2 ошибки: «4» 3,4 ошибки: «3» 5 и более ошибок: «2» | Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции Выполняют самостоятельную работу по инструкции Демонстрируют знания по теме | Познавательные: закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем; умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других | Слайд №2 Показ карты Древнего Египта Учащиеся отвечают на вопросы, учитель кратко записывает ответы на доске графическим пером Во вложения вкладывается дополнительный материал, который поможет учащимся ответить на вопросы и/или проверить правильность ответов (чтобы открыть вложения необходимо направить курсор на объект и два раза нажать на мышку) Слайд №3 На слайде представлены вопросы, на которые учащиеся должны ответить |
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации субъектного опыта | - Ребята, на слайде вы видите изображения и слова, обозначающие понятия данных изображений. Вам необходимо соотнести картинку и слово, а затем ответить на вопрос: -«Что объединяет изображения?» (жители Древнего Египта) - О каком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне, ремесленники, писцы) -Кто проживал на территории Древнего Египта помимо простых жителей? (вельможи) Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему нашего урока: «Жизнь египетского вельможи» -Молодцы! -Кого ученые-египтологи называют вельможей? -Что бы вы хотели узнать о жизни египетских вельмож? Ответы учащихся: в каких домах жили вельможи; чем питались; как одевались; чем занимались вельможи; как фараон относился к вельможам; кому подчинялись. -Хорошо! -Итак, сегодня мы узнаем: 1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались. 2. Чем занимались вельможи. 3. Как фараон относился к вельможам. Но прежде отдохнем | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы Формулируют тему урока Отвечают на поставленные вопросы, находят ответы в энциклопедическом материале с помощью сети Интернет, энциклопедий | Предметные: умение строить высказывания Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива Регулятивные: умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | Слайд №4 Что объединяет изображения? Учащимся необходимо соотнести картинку и слово, представленных на слайде (слова подтягивают к изображению) Слайд №5 Жизнь египетского вельможи (слайд отражает тему урока) Для открытия понятия «вельможа» необходимо навести курсор на иллюстрацию – откроется ссылка на Википедию Слайд №6 План изучения нового материала (слайд отражает план урока) |
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом | -Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож? -Правильно! Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы. -Сейчас работать будем в парах. У вас на партах лежит текст с пропущенными словами. Используя §8, п.1,2 учебника, вам необходимо вставить пропущенные слова в текст. Также вы можете воспользоваться словами для справок, расположенных под текстом. На выполнение работы 5 минут. - Ребята, время закончилось, давайте прочтем текст, который у нас получился. -Молодцы! Итак, как же жили вельможи? -Правильно! -А теперь мы с вами должны узнать, какую же работу мог выполнять вельможа -Для выполнения задания вам необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут) -Ребята, время, отведенное для выполнения задания, закончилось -Давайте посмотрим на слайд и выполним предложенное задание -Какой вывод можно сделать о службе вельможи? (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона) -Найдите ответ на вопрос «Как фараон относился к вельможам?» стр.45 -Молодцы! | Отвечают на поставленные вопросы Проводят поиск необходимой информации в учебнике Зачитывают полученный текст Обобщают знания о жизни, быте, занятиях, службе египетского вельможи Проводят поиск необходимой информации в учебнике Выполняют задание «Найди лишнее утверждение» Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса | Познавательные: умение читать осмысленно; умение определять основную и второстепенную информацию; умение отбирать и разносить нужную информацию Коммуникативные: умение работать в паре со сверстником; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач Регулятивные: умение формулировать свои мысли; умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями | Слайд №8 Источники информации о Древнем мире (учащиеся называют источники информации, затем учитель открывает затемнение экрана с целью проверки правильности ответов и обращает внимание на гробницу) Во вложении находится информация о гробницах Слайд №9 Слайд отображает задание Работа с дидактическим материалом (Приложение №1) Слайд №10 Какую работу выполнял вельможа? Учащиеся должны найти лишнее утверждение, которое при нажатии на прямоугольник исчезает Слайд №11 Слайд отображает задание |
Включение нового знания в систему знаний; Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание Создание ситуации успеха | -Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили? -Что вы запомнили о жизни и деятельности вельможи? -Хорошо! -А сейчас каждый из вас оставит Синквейн Вельможа Умный, образованный Управляет, помогает, карает Общество созидает знатный | Целостное осмысление, обобщение полученной информации Составляют Синквейн, затем его зачитывают перед классом | Регулятивные: уметь осуществлять познавательную рефлексию уметь обобщать и делать выводы Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свою мысль | Слайд №12 Слайд отображает подсказку для создания Синквейна Образец можно открыть с помощью наведения курсора на слово «вельможа» |
Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения | -Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5» На «3» вам нужно будет ответить на вопросы: «Да», «Нет» На «4» нужно будет составить исторический рассказ на одну из тем: «Вельможа при дворе фараона», «В гостях в доме египетского вельможи», используя исторический документ «Приключения Синухета» на стр. 45 учебника На «5» вам нужно будет заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8 | Воспринимают задание, уточняют Выбирают домашнее задание | Регулятивные: уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Слайд №13 Слайд отображает домашнее задание (Приложение №2) |