СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Вокальная музыка. Мир русской песни.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Вокальная музыка. Мир русской песни" поможет учителю спланировать проведение открытого урока по данной теме и сделать самоанализ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Вокальная музыка. Мир русской песни.»

МБОУ Иваническая СОШ

Технологическая карта урока

Класс: 5 (2 урок)

Учитель: Кожевникова Наталья Наджулаевна

Дата проведения: 15.09.2021г.

УМК «Школа России»

Тема урока: Вокальная музыка. МИР РУССКОЙ ПЕСНИ

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:  сформировать представление о значении песни в жизни человека;  расширить знания о русской народной песне, разнообразии ее жанров;

 развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, выделять характерные особенности жанров русской народной песни.

Планируемые результаты:

Предметные:  самостоятельно определять жанр русской народной песни;

 знать особенности русской народной музыкальной культуры;  развивать вокально-хоровые умения

Метапредметные (УУД): Регулятивные

 осуществлять целеполагание;

 ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами.

Познавательные

 слушать и эмоционально откликаться на музыку;

 размышлять над содержанием музыкального произведения, высказывать суждения о музыке; Коммуникативные

 осуществлять взаимодействие и сотрудничество в процессе учебной деятельности;

 делиться впечатлениями.

Личностные:

 формулировать собственное мнение и позицию;

 проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

Технология урока: технология критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история

Ресурсное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме: «Мир русской песни». Музыкальный материал:

Г. Струве «У моей России...», русские народные песни «Светит месяц», «Солдатушки, бравы ребятушки» «Эх, ухнем!», «А мы просо сеяли, сеяли..», «На горе то калина…»

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

I. Организационный момент (2 мин)

Музыкальное приветствие. Учитель организует распевание. Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке. На прошлом уроке мы говорили о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны.

 Скажите, как связаны музыка и литература?

Слово и музыка непрерывно взаимодействуют друг с другом, так рождаются песни, романсы, оперы. Были времена, когда человек трудился – и пел, грустил и пел, танцевал и пел одновременно.













Готовность к уроку. Ученики выполняют вокальные упражнения.






-отвечают на вопросы

II. Актуализация знаний (2 мин.)

 Организует наблюдение языкового материала и актуализирует знания обучающихся о самом распространенном музыкально-литературном жанре (песне) вопросами диагностического характера Музыка и слово испокон веков неразрывны друг с другом. И сейчас в музыке, не связанной со словом, слышны интонации и ритмы ушедших времен.

 Скажите, в каком направлении музыки особенно ярко видны традиционные интонации и ритмы русской музыки?


 Назовите самый распространенный жанр народной музыки?


 Как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке?

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни, выявим ее особенности, выясним, о чем рассказывает, как помогает, чему учит современного человека русская народная песня. А начнем рассматривать многообразие русской песни со стихотворения поэта XIX века Ивана Сурикова:

Как кому на свете дышится, живется-

Такова и песня у него поется…

Жизнь дает для песни образы и звуки:

Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета-

То и отразится в песне у поэта.



 отвечают на вопросы учителя, оперируя имеющимися знаниями и проявляя умение делать аналитические выводы из учебного материала, с которым была проведена работа;






Ученики отвечают: В народной музыке


Ученики отвечают: Песня


Ученики: Потому что песня сопровождает человека от рождения до смерти





III. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности (5 мин.)

 Обсудите с соседом по парте, о чем говорится в стихотворении? Попробуйте сформулировать тему урока.

Наводящие вопросы (что такое многообразие – много того, что вокруг нас – окружающая среда – мир – мир русской песни)

(СЛАЙД)

Тема урока «Мир русской песни». Запишите ее в тетрадь.

 читают стихотворение поэта 19 в. И. З. Сурикова, обсуждают в парах ответ на заданный учителем вопрос, высказывают свое мнение.



 Записывают тему урока в тетрадь, определяют учебные задачи.

IV. Организация познавательной деятельности (20 мин.)

О чем же поется в народных песнях?

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.

На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Какие жанры народных песен вы помните?

Учитель: у вас на столах есть конверт «Жанры народных песен». Соберите слоги и у вас получатся названия жанров народных песен. Кто первый справится с заданием, поднимает руку.

  1. Игра «Собери слоги – назови жанр» хороводные, исторические, трудовые, героические, плясовые, солдатские, лирические, колыбельные, плач, частушка.

(СЛАЙД)

Давайте попробуем дать характеристику каждому жанру РНП (названия жанров записывайте в тетрадь)

1. Хороводные древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

2. Исторические песни связанны с историей ...

3. Трудовые помогали в труде, описывают определённые действия

4. Героические песни прославляли героев родины

5. Плясовые плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.

6. Солдатские песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.

7. Лирические песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д.

8. Колыбельные назначение: укачать, убаюкать ребенка.

9. Плач жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными певицами-плакальщицами.

Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет – почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.

(СЛАЙД)

  1. Слушая песни, определите, к какому жанру она относится:

(СЛАЙД) Солдатушки, браво, ребятушки! (СЛАЙД) Светит месяц

(СЛАЙД) Эй, ухнем

(СЛАЙД) На горе то калина

Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком. Посмотрите на текст песни и скажите к какому жанру она относится...

 Почему вы так решили? Давайте попробует эту колыбельную спеть. Молодцы! Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа, но все эти жанры объединяют музыкальные особенности русской народной песни. А вот какие это особенности, вы догадаетесь сами, прослушав музыкальные примеры: (СЛАЙД)

Вы знаете, что часто народные песни исполнялись без музыкального сопровождения. Давайте и мы с вами такую песню споем «Во поле береза стояла»

(СЛАЙД)

Слушание музыки «Утушка луговая»

 Что общего у этих песен?


Я исполню 1 куплет русской народной песни «У ворот сосна зеленая», а вы за мной повторите.

 Какую особенность можно увидеть в этой песне?

(СЛАЙД)

Несмотря на то, что песен очень много, и все они разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские народные песни. Назовите её.

ПВЧЕЕСУЬТ











 составляют в парах из слогов, лежащих в конвертах на столах слова, соотносят характеристику с названием жанров русских народных песен;

 дают характеристику жанрам русских народных песен;

 определяют на слух принадлежность русских народных песен к определенному жанру, записывают названия жанров русских народных песен в тетрадь;

 анализируют текст предложенной песни, определяют принадлежность ее к определенному жанру русской народной песни, поют;

 слушают, анализируют; определяют, что объединяет все русские народные песни.
































- Слушают песни. Определяют жанр песни.

- Солдатская

- Плясовая

- Трудовая

- Хороводная



- Колыбельная













/междометия: ой, ай, люли-люли/




- Повторы





Певучесть

V. Рефлексия (5 мин.)

Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов, легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь. Одним из примеров таких песен является произведение композитора Г. Струве «Моя Россия»

Слушание фрагмента песни «Моя Россия»

 Что вы можете сказать о характере этой песни?

«Песня о России» близка по характеру и содержанию народным песням. Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

 Какие чувства вызывает у вас эта песня?


 Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Поясните свой ответ.


Пришло время подводить итоги урока.

 Мы сегодня проследили связь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни, какой делаем вывод?

 говорили о жанрах народной песни. Перечислите их.

 О каких жанрах вы узнали только сегодня?

 Чему учит современного человека русская народная песня?

 слушают, отвечают на вопросы учителя, проявляя умение делать аналитические выводы из учебного материала, с которым была проведена работа;

.

- Плавная, неторопливая, мелодичная





- Любовь к Родине, нежность.






 подводят итоги и осуществляют самооценку


- Музыка и литература взаимосвязаны


- Хороводные, Исторические, Плясовые, Солдатские, Лирические, Колыбельные, Плачи, частушки/


- Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми, мужественными/



VI. Диагностика достижений планируемых результатов (рефлексия) (5 мин.)

Предлагает обучающимся составить синквейн на тему русских народных песен.

 Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

 Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

 Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

 Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

 Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


Д/З: Попробовать дома самостоятельно придумать стихотворение на тему русских народных песен.



Заместитель директора по УВР: Е.А. Шилкина