СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по предмету Уроки милосердия на тему: "Дружба. Истинная и ложная дружба".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по предмету Уроки милосердия на тему: "Дружба. Истинная и ложная дружба".»

Технологическая карта урока


Предмет: Уроки милосердия

Учитель: Федорова Елена Васильевна

Тема: Дружба. Истинная и ложная дружба.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты обучения:

Образовательные: Сформировать понятие «дружба», отличительные черты истинной и ложной дружбы.

Воспитательные: Формировать качества настоящего друга, умения дружить.

Развивающие: Развивать интерес к чтению православной литературы, развивать инициативу, самостоятельность суждений, творческие способности. Учить систематизировать свои знания. Обогащать словарный запас.

Личностные: формировать уважительные, дружеские отношения друг к другу. Заставить ребят задуматься какой он друг, умеет ли дружить. Регулятивные: соотнести свое понятие дружбы с тем понятием, которое дадут ребята на уроке.

Познавательные: формировать умение работать со словарями, сетью интернет. Коммуникативные: Учить давать развернутые и аргументированные ответы, формировать умение общаться в группах, в парах.

Предметные умения: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение ей нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Метапредметные: научить понимать христианское значений понятий «истинная дружба» и «ложная дружба».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, информатика, ИЗО, музыка

Используемые педагогические технологии:

  • технология формирования универсальных учебных действий;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровье сберегающие технологии.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные: формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям.

Ресурсы: компьютер, запись песни «Настоящий друг», презентация к уроку, цветные карандаши, магниты, заготовки для разработки «Памятки дружбы», карточки для игры «Настоящий друг», заготовки рисунков пчела и цветы, тема урока на бумаге, рисунки детей, «Конверт Дружбы» и смайлы, учебники «Уроки милосердия».


Уроки общеметодологической направленности

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Слайд_1

Подготовка класса к работе.

- Прозвенел уже звонок


- У вас на столах рабочие материалы и цветные карандаши.

- Мы продолжаем цикл занятий о дружбе. А чтобы выяснить и сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно немного поразмышлять над этим.

Настрой на работу.

Ответ учителю (хором) - Начался у нас урок!

Познавательные: самостоятельное выявление познавательной цели.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к деятельности: этап актуализации и пробного учебного действия














































Слайд_2
















Слайд_3

Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочек: – Дружба – что такое?






Вывод: Мы все должны научиться дружить.


- Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

- Всем понятно, что занятие будет о дружбе. Но точно сформулировать тему пока трудно.

Тогда давайте обратимся к нашим исследователям. Узнаем у них, какие понятия дружбы и в каких источниках они нашли.






















- Значит дружба бывает «добрая» и «дурная»?

- Как вы думаете, что значит «добрая» дружба? (настоящая, крепкая, прочная, верная, надежная), т.е. Истинная

- А что значит «дурная»? (лживая, фальшивая, неискренняя, притворная), т.е. Ложная

- А теперь давайте сформулируем тему нашего занятия: «Дружба. Истинная и ложная дружба»

- О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили и ваши родители, бабушки и дедушки, и писатели, и ученые, и философы. И, конечно, поэты посвящали стихи дружбе.

- Сейчас мы послушаем стихотворение Владимира Орлова «Я и Мы»












- Задумайтесь, легко ли человеку жить без друзей?

- Конечно! Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.









(Соня)– Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают.
(Василиса) Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Вывод: Мы все должны научиться дружить.


Рассуждения детей







- Википедия (Кирилл) Я нашел определение дружбы в сети интернет. Википедия дает такое определение. Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.

- Ожегов (Арман) Я нашел определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости, общности интересов.

- Даль (Никита) Я нашел определение дружбы в словаре Владимира Ивановича Даля. Дружба (ж.р.) или Дружество (ср.р.) – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их. В добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. В дурном смысле, тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

Рассуждения детей

















Сережа: Очень много _ Слов на свете,

Как снежинок _ У зимы.

Но возьмем, _ К примеру, эти:

Слово «Я» _ И слово «Мы».

«Я» на свете _ Одиноко,

В «Я» не очень _ Много прока.

Одному _ Или одной

Трудно справиться _ С бедой.

Слово «Мы» _ Сильней, чем «Я».

Мы – семья, _ И мы – друзья.

Мы – народ, _ И мы – едины.

Вместе мы _ Непобедимы!


Ответы детей


Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические:

– формулирование проблемы.

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: целеполагание - постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение в работе над темой



3.Создание проблемной ситуации (1)

- Как вы думаете, нужно ли выбирать себе друзей?

- Давайте узнаем, как ответил на этот вопрос старец Паисий в своем произведении. У.с.22


Ответы детей



Читают притчу

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: работа с информацией в учебнике

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения

Слайд_4

- Какой жанр у данного произведения?

- Что такое притча? Вспомним из уроков литературного чтения.


- На каком же примере старец показал, что друзей надо выбирать с разбором?


- Кто скрывается за арбузом и тыквой?

- Что значит «друзей надо выбирать с разбором»?

- Вывод: От выбора друзей зависит и дружба: истинная или ложная!

- Как вы понимаете настоящий ДРУГ?

- Какое определение можно найти в словарях?


- Притча

- Притча поучительный или нравоучительный рассказ (часто с религиозной составляющей)

Ответы детей. (На примере тыквы и арбуза: этот овощ и эту ягоду нельзя сажать рядом)

(Люди)


(Серьезно, вдумчиво)



Рассуждения учащихся

- В Толковом словаре С.И Ожегова «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью». (Сережа)

Предметные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативныее: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

Личностные: самоопределение в обсуждаемом вопросе

5. Игра

Слайд_5

- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

- Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами листочки с текстом известной песни «Настоящий друг» из стаааарого мультфильма «Тимка и Димка», 1975 года

Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните качества, которые, по вашему мнению, соответствуют настоящему другу.

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг
в беде не бросит, Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придёт на помощь
,
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг
всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту
,
Вот что значит настоящий, верный друг!

Познавательные: работа с

информацией

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Личностные: самоопределение в теме

Коммуникативныее: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

6. Физкульт-минутка «Дружная»

Слайд_6

- Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть

Арина: Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе.

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Регулятивные:

- умение соотносить свои действия с действиями ведущего;

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие умения применять в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

7. Создание проблемной ситуации (2)

Слайд_7


- Продолжаем говорить о дружбе истинной и ложной. Мы выяснили, каким должен быть настоящий друг.

- А кого мы назовем лжедругом?

- Как?

- Приведите примеры из жизни

- Это тоже пример ложной дружбы










- Так как же отличить настоящего друга от лжедруга? Мнение «эксперта»





Ответы детей


Примеры детей

(Неплюев Дима)

А иногда бывает и так.

Ученик. Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

- (Серафим) Я опросил своих одноклассников, поговорил с родителями и другими родственниками и сделал такие выводы (предоставляет сведения о проделанной работе)

Личностные: нравственно – этического оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.


8. Сценка «Муха и пчела

Сдайд_8

- Давайте, посмотрим сценку «Пчелка и муха» и каждый подумает на кого он хочет быть похожим?

















- Кого же Вы выбрали бы себе в друзья? Почему?

- Почему же Муха не видела на лугу прекрасных лилий?

Вот и давайте мы с вами тоже будем видеть только красивое!

(Артем, Егор, Вика, Василиса)

Спросил как-то комар муху:

 - Есть ли здесь в окрестности цветы?

 - Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. ­– А вот навоза и нечистот в канавах полным-полно.

И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать.

Затем комар, летая по своим делам,  повстречал пчелу.

- Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее.

- Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов.

И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты.


Ответы детей

(В жизни каждый ищет то, что он хочет, одни похожи на пчелку, и во всем видят только хорошее и, главное эти люди совершают красивые поступки, а другие похожи на муху, и во всем видят плохое!)

Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- прогнозирование – предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
Личностные УУД
- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией).

9. Творческая деятельность

Слайд_9

- У вас на столах лежат рисунки пчелки над цветами!

-Постарайтесь представить какими увидела пчелка эти цветы, и раскрасьте их, и готовый рисунок прикрепите на доску, чтобы у нас получилась красивая поляна – Поляна Дружбы!

Дети разукрашивают заготовки рисунков и вывешивают их на доске

Познавательные:

-контроль и оценивание процесса и результата деятельности;

– самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- нахождение наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: донесение своей позиции до других: оформление своей мысли посредством рисунка.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции.

Личностные: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

10. Работа в группах.

Разработка «Памятки дружбы»

Слайд_10

- Разделимся на группы и разработаем Памятку дружбы. Перед вами карточки. Найдите подходящий по смыслу вашим карточкам пункт, выберите нужный ответ и соедините стрелками.



Люди должны всегда выполнять законы из Памятки дружбы. И тогда не будет места дружбе ложной! И дружба будет только настоящей!

Памятка дружбы (на столе)
1.Помогай другу (в беде)
2.Умей с другом разделить (радость)
3.Останови друга, если он (делает что-то плохое)
4.(Не обманывай) друга!
5.Относись к другу как (к себе)

Познавательные:

- контроль и оценивание процесса и результата деятельности;

- создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- нахождение наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

- донесение своей позиции до других;

- умение работать в группе.

Регулятивные:

- учатся работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции;

- планирование, контроль, оценка, коррекция деятельности.

Личностные: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, своей группы и всего класса.

11. Рефлексия учебной деятельности

Слайд_11











- Вспомним начало урока: мы выясняли, что дружба бывает ложной и истинной.

У меня в руках Конверт Дружбы.

Перед вами смайлы. Если высчитаете себя настоящим другом – возьмите улыбающийся смайл, если бывает так, что вы проявляете ложную дружбу(иногда, совсем редко) – возьмите нейтральный смайл, и если вы считаете, что совсем не умеете дружить – возьмите злой смайлик. Положите выбранный смайлик в Конверт Дружбы, а на заключительном занятии цикла о дружбе мы посмотрим, сколько у нас настоящих друзей

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Намечают перспективу последующей работы








Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

- умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;

- планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности

- адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

- использование критериев для обоснования своего суждения.

12. Подведение итогов урока




Слайд_12

Подводим итог работы на уроке и анализируем достигнутые результаты.




- Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и уметь дорожить дружбой! Спасибо за работу!

Исполнение песни «Настоящий друг»

Автор текста М. Пляцковский Композитор Б. Савельев