Уроки общеметодологической направленности |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент Слайд_1 | Подготовка класса к работе. - Прозвенел уже звонок - У вас на столах рабочие материалы и цветные карандаши. - Мы продолжаем цикл занятий о дружбе. А чтобы выяснить и сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно немного поразмышлять над этим. | Настрой на работу. Ответ учителю (хором) - Начался у нас урок! | Познавательные: самостоятельное выявление познавательной цели. Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Мотивация к деятельности: этап актуализации и пробного учебного действия Слайд_2 Слайд_3 | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. – Что такое дружба?– спросила я у птицы. – Это когда коршун летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? – Это когда зайцу лисы бояться не нужно. А после спросила у девочек: – Дружба – что такое? Вывод: Мы все должны научиться дружить. - Итак, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? - Всем понятно, что занятие будет о дружбе. Но точно сформулировать тему пока трудно. Тогда давайте обратимся к нашим исследователям. Узнаем у них, какие понятия дружбы и в каких источниках они нашли. - Значит дружба бывает «добрая» и «дурная»? - Как вы думаете, что значит «добрая» дружба? (настоящая, крепкая, прочная, верная, надежная), т.е. Истинная - А что значит «дурная»? (лживая, фальшивая, неискренняя, притворная), т.е. Ложная - А теперь давайте сформулируем тему нашего занятия: «Дружба. Истинная и ложная дружба» - О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили и ваши родители, бабушки и дедушки, и писатели, и ученые, и философы. И, конечно, поэты посвящали стихи дружбе. - Сейчас мы послушаем стихотворение Владимира Орлова «Я и Мы» - Задумайтесь, легко ли человеку жить без друзей? - Конечно! Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. | (Соня)– Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девчонок не обижают. (Василиса) – Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети. Вывод: Мы все должны научиться дружить. Рассуждения детей - Википедия (Кирилл) Я нашел определение дружбы в сети интернет. Википедия дает такое определение. Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи. - Ожегов (Арман) Я нашел определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости, общности интересов. - Даль (Никита) Я нашел определение дружбы в словаре Владимира Ивановича Даля. Дружба (ж.р.) или Дружество (ср.р.) – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их. В добром смысле, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. В дурном смысле, тесная связь, основанная на взаимных выгодах. Рассуждения детей Сережа: Очень много _ Слов на свете, Как снежинок _ У зимы. Но возьмем, _ К примеру, эти: Слово «Я» _ И слово «Мы». «Я» на свете _ Одиноко, В «Я» не очень _ Много прока. Одному _ Или одной Трудно справиться _ С бедой. Слово «Мы» _ Сильней, чем «Я». Мы – семья, _ И мы – друзья. Мы – народ, _ И мы – едины. Вместе мы _ Непобедимы! Ответы детей | Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Логические: – формулирование проблемы. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: целеполагание - постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение в работе над темой |
3.Создание проблемной ситуации (1) | - Как вы думаете, нужно ли выбирать себе друзей? - Давайте узнаем, как ответил на этот вопрос старец Паисий в своем произведении. У.с.22 | Ответы детей Читают притчу | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: работа с информацией в учебнике |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения Слайд_4 | - Какой жанр у данного произведения? - Что такое притча? Вспомним из уроков литературного чтения. - На каком же примере старец показал, что друзей надо выбирать с разбором? - Кто скрывается за арбузом и тыквой? - Что значит «друзей надо выбирать с разбором»? - Вывод: От выбора друзей зависит и дружба: истинная или ложная! - Как вы понимаете настоящий ДРУГ? - Какое определение можно найти в словарях? | - Притча - Притча поучительный или нравоучительный рассказ (часто с религиозной составляющей) Ответы детей. (На примере тыквы и арбуза: этот овощ и эту ягоду нельзя сажать рядом) (Люди) (Серьезно, вдумчиво) Рассуждения учащихся - В Толковом словаре С.И Ожегова «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью». (Сережа) | Предметные: формирование навыков решения практических задач Коммуникативныее: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: самоопределение в обсуждаемом вопросе |
5. Игра Слайд_5 | - Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера. - Сейчас мы с вами поиграем. Перед вами листочки с текстом известной песни «Настоящий друг» из стаааарого мультфильма «Тимка и Димка», 1975 года Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните качества, которые, по вашему мнению, соответствуют настоящему другу. | Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, Вот что значит настоящий, верный друг! Мы поссоримся и помиримся, «Не разлей водой!» - шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придёт на помощь, Вот что значит настоящий, верный друг! Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то В трудную минуту, Вот что значит настоящий, верный друг! | Познавательные: работа с информацией Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Личностные: самоопределение в теме Коммуникативныее: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6. Физкульт-минутка «Дружная» Слайд_6 | - Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть | Арина: Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе. Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. | Регулятивные: - умение соотносить свои действия с действиями ведущего; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Личностные: развитие умения применять в учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность. |
7. Создание проблемной ситуации (2) Слайд_7 | - Продолжаем говорить о дружбе истинной и ложной. Мы выяснили, каким должен быть настоящий друг. - А кого мы назовем лжедругом? - Как? - Приведите примеры из жизни - Это тоже пример ложной дружбы - Так как же отличить настоящего друга от лжедруга? Мнение «эксперта» | Ответы детей Примеры детей (Неплюев Дима) А иногда бывает и так. Ученик. Как начну конфеты есть, У меня дpузей не счесть. А закончились конфеты И дpузей в помине нету. За конфету каждый дpуг, Так и pвет ее из pук. Hу зачем мне дpужба эта? Я и сам люблю конфеты. - (Серафим) Я опросил своих одноклассников, поговорил с родителями и другими родственниками и сделал такие выводы (предоставляет сведения о проделанной работе) | Личностные: нравственно – этического оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. |
8. Сценка «Муха и пчела Сдайд_8 | - Давайте, посмотрим сценку «Пчелка и муха» и каждый подумает на кого он хочет быть похожим? - Кого же Вы выбрали бы себе в друзья? Почему? - Почему же Муха не видела на лугу прекрасных лилий? Вот и давайте мы с вами тоже будем видеть только красивое! | (Артем, Егор, Вика, Василиса) Спросил как-то комар муху: - Есть ли здесь в окрестности цветы? - Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. – А вот навоза и нечистот в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные помойки, на которых ему непременно нужно побывать. Затем комар, летая по своим делам, повстречал пчелу. - Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь помойки? – спросил он у нее. - Помойки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Ответы детей (В жизни каждый ищет то, что он хочет, одни похожи на пчелку, и во всем видят только хорошее и, главное эти люди совершают красивые поступки, а другие похожи на муху, и во всем видят плохое!) | Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - прогнозирование – предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Личностные УУД - нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией). |
9. Творческая деятельность Слайд_9 | - У вас на столах лежат рисунки пчелки над цветами! -Постарайтесь представить какими увидела пчелка эти цветы, и раскрасьте их, и готовый рисунок прикрепите на доску, чтобы у нас получилась красивая поляна – Поляна Дружбы! | Дети разукрашивают заготовки рисунков и вывешивают их на доске | Познавательные: -контроль и оценивание процесса и результата деятельности; – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - нахождение наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: донесение своей позиции до других: оформление своей мысли посредством рисунка. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции. Личностные: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
10. Работа в группах. Разработка «Памятки дружбы» Слайд_10 | - Разделимся на группы и разработаем Памятку дружбы. Перед вами карточки. Найдите подходящий по смыслу вашим карточкам пункт, выберите нужный ответ и соедините стрелками. Люди должны всегда выполнять законы из Памятки дружбы. И тогда не будет места дружбе ложной! И дружба будет только настоящей! | Памятка дружбы (на столе) 1.Помогай другу (в беде) 2.Умей с другом разделить (радость) 3.Останови друга, если он (делает что-то плохое) 4.(Не обманывай) друга! 5.Относись к другу как (к себе) | Познавательные: - контроль и оценивание процесса и результата деятельности; - создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - нахождение наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: - донесение своей позиции до других; - умение работать в группе. Регулятивные: - учатся работать по предложенному учителем плану, схеме, инструкции; - планирование, контроль, оценка, коррекция деятельности. Личностные: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, своей группы и всего класса. |
11. Рефлексия учебной деятельности Слайд_11 | - Вспомним начало урока: мы выясняли, что дружба бывает ложной и истинной. У меня в руках Конверт Дружбы. Перед вами смайлы. Если высчитаете себя настоящим другом – возьмите улыбающийся смайл, если бывает так, что вы проявляете ложную дружбу(иногда, совсем редко) – возьмите нейтральный смайл, и если вы считаете, что совсем не умеете дружить – возьмите злой смайлик. Положите выбранный смайлик в Конверт Дружбы, а на заключительном занятии цикла о дружбе мы посмотрим, сколько у нас настоящих друзей | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы | Познавательные: - рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке; - планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Личностные: - самооценка на основе критерия успешности - адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; - использование критериев для обоснования своего суждения. |
12. Подведение итогов урока Слайд_12 | Подводим итог работы на уроке и анализируем достигнутые результаты. - Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и уметь дорожить дружбой! Спасибо за работу! | Исполнение песни «Настоящий друг» Автор текста М. Пляцковский Композитор Б. Савельев |