Просмотр содержимого документа
«Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)»
Юлия Григорьевна Полякова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,
кандидат филологических наук
Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)
Дебаты –
целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями, форма дискуссии.
Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.
.
Технология «ДЕБАТЫ»
базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.
Технология «Дебаты» предполагает:
- активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
- обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Подготовка к дебатам
- Учитель формулирует тему дебатов;
- Оказывает помощь в подготовке команд;
- Участники дебатов готовят заранее цитаты, фактический материал, статистические данные, чтобы аргументировать свои высказывания;
- Аргументы должны соответствовать аспекту, аспект – теме.
- На уроках отрабатывается навык конструирования аргументов и контраргументов. Например: « Я согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…). «Я не согласен с точкой зрения: во-первых.., во-вторых.., в-третьих…).
Примерные темы
Евгений Онегин – положительный или отрицательный герой?
Надежда – это благо или зло для человека?
Милосердные люди нужны?
Добро должно быть с кулаками?
Технический прогресс – благо или зло
14 правил, помогающих убеждать
- Правило Гомера . Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.
Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов.
- Правило Сократа . Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам "да".
- Правило Паскаля . Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо".
14 правил, помогающих убеждать
- Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
- Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
- Не принижайте статус собеседника.
- К аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением.
- Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом .
- Проявите эмпатию к убеждаемому.
- Будьте хорошим слушателем.
- Избегайте конфликтогенов.
- Проверяйте, правильно ли понимаете собеседника.
- Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.
- Убеждая, старайтесь удовлетворить какую-нибудь из потребностей человека.
.
Юлия Григорьевна Полякова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,
кандидат филологических наук
Технология «Дебаты» на уроках литературы (учимся рассуждать и убеждать)