Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Технология развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы
Подготовила: Малинина Александра Анатольевна
учитель русского языка и литературы
п.Рыздвяный
2018 г
Технология развития критического мышления.
Одной из главных образовательных задач на сегодняшний день является обучение детей самостоятельно и логично рассуждать, уметь увидеть проблему, найти возможные пути её решения, высказать собственное мнение, аргументировать его. Для этого необходимо формировать и развивать критическое мышление. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, умение сделать вывод.
Основная цель развития критического мышления – это развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Данные навыки необходимы человеку во всех сферах жизни, а начинается их формирование на уроках русского языка и литературы.
Каким же образом технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Дело в том, что чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и того, что нам еще не известно. А письмо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
В своей работе я использую данную технологию как на этапе получения новых знаний, так и при обобщении материала. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
I фаза (10 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)
II фаза (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Рассмотрим некоторые приемы, которые могут быть использованы для развития критического мышления.
«Корзина идей».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
В результате, на доске формируется кластер, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании не с причастиями.
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске.
Не с причастиями
Слитно Раздельно
Нет зависимого слова Есть зависимое слово
Без не не употребляется Краткое причастие
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод, и далее задание «четвертый лишний»:
(Не)прочитанная книга
(Не)прочитанная мной книга
Книга (не)прочитана
Вовремя (не)прочитанная книга
2.Чтение с остановками
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, выделяется главная информация, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Этот прием может быть применен на уроке литературы, когда изучается, например, биография писателя. Так, при знакомстве с биографическими сведениями об А.П.Чехове мы останавливаемся после информации о том, что его прадед и дед, бывшие крепостными, сумели выкупить у помещика свои семьи и стать свободными людьми. И сразу вопросы: благодаря чему они смогли это сделать? Какая черта характера могла быть унаследована А.П.Чеховым? Учащиеся отвечают, что это трудолюбие, целеустремленность и т.д.
Такая работа также помогает в обучении составлению конспекта.
3.Чтение с пометками (инсерт)
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать цвета. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования.
Например, при изучении в 7 классе темы «Предлог» учащимся предлагается прочитать параграф учебника и во время чтения сделать пометки ( + -уже знаю; ! - новое; ?- не понимаю, есть вопросы).
Таким образом учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока: узнать то, что не известно или не понятно.
4.Лови ошибку
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными, которые достаточно легко выявляются, исходя из личного опыта и знаний учащихся, и скрытыми, которые можно установить, только изучив новый материал. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Например, при изучении темы «Сложное предложение», учащимся предлагается прочитать текст и исправить ошибки:
В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым.
Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными.
Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос.
Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.
Приём «Лови ошибку» актуализирует имеющие у учащихся знания по изученной теме и развивает у школьников критический подход к получаемой информации.
5.Верные и неверные утверждения (веришь- не веришь)
Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте «+», если не согласны – «-».
1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета
2. Причастия могут быть действительными и страдательными
3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным
4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка: Да (+) - 2, 4; Нет (-)- 1,3
Приём «Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.
6.Ключевые слова
Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.
Например:
Человек, Родина, язык, семья, культура, любовь, уважение.
Задания:
Определите тему текста.
Определите тип текста, его стиль.
Определите идею текста.
Составьте текст.
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
есть возможность повторения, усвоения материала;
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
обостряется любознательность, наблюдательность;
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
развивает активное слушание;
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Неправильное понимание стратегий и методов.
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации).
В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
Сложность в подборе материала (из разных источников).
Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего к ребёнку, к его индивидуальности.