Технология развития критического мышления
на уроках экономики
Чтобы повысить эффективность и качество учебного процесса, необходимо использовать современные образовательные технологии. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления.
Данная система обучения гарантирует освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Обучающийся имеет возможность самореализации и это способствует росту мотивации к учению.
Это технология, при которой учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Целью технологии развития критического мышления является научить студентов принимать правильные решения на основе анализа имеющейся информации.
Методами данной технологии развивается мышление, внимание, память, самостоятельная поисковая, исследовательская и творческая деятельность; умение графически оформлять текстовой материал; формируются коммуникативные компетенции и способность к сотрудничеству.
Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Хочу остановиться на наиболее эффективных приемах технологии развития критического мышления, которые я использую на уроках экономики.
Для развития умения воспринимать информацию можно использовать следующие приёмы.
Прием «Знаю - хочу узнать – узнал».
Это работа с таблицей на стадии вызова. Студенты заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов студенты сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? и заполняют вторую графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Предмет «Основы экономики и организации ГРР»,
тема «Предпринимательство, как основной вид деятельности в рыночной экономике»
что я знаю по теме | что я хочу узнать | рефлексия своей мыслительной деятельности |
1. Свой бизнес сейчас имеют многие люди | 1. Чем отличаются эти люди от других? Может быть у них какой-то особый характер? | 1. В принципе я так и предполагал, что для организации своего дела мало иметь достаточное количество денежных средств. Бизнесмен должен обладать особым складом ума. |
2. Далеко не всем, кто открывает сегодня «Своё дело», удаётся продержаться «на плаву» хотя бы год. | 2. Почему одним людям удаётся вести свой бизнес годами, а у других ничего не получается? | 2. На уроке я многое узнал о предпринимательской среде, о внутренних и внешних её факторах, сочетание которых оказывает непосредственное влияние на стабильность и развитие бизнеса, либо создаёт угрозы таковому. |
3. Разные люди занимаются совершенно непохожими видами деятельности, но их объединяет то, что они все являются предпринимателями. | 3. Что является этим «общим знаменателем», который объединяет людей, занимающихся совершенно непохожими видами детельности? | 3. Теперь я чётко понимаю, в чём тут дело. Оказывается, несмотря на такие значимые и ярко выраженные различия в формах и способах ведения своего дела, всех «деловых людей» объединяет безудержное стремление к систематическому достижению прибылей. |
2. Прием Инсерт.
Этот прием является средством, позволяющим студенту отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста или учебника.
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки (если позволяет время на уроке)
И обязательно обсудить записи, внесённые в таблицу.
Предмет «Основы экономики»,
Тема «Рынок и законы его функционирования»
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ | + | – | ? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. | Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
3. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Предмет «Основы экономики и организации ГРР»,
Тема «Технико экономическое планирование» применяю таблицу тонких и толстых вопросов.
Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Что называется планом? | дайте объяснение, почему... …так важно составлять план |
…участвует в работе над составлением плана? | …что руководителям так важно составлять планы |
…особенно важен четко разработанный план? | …,что в настоящее время значимость государственного планирования снизилась (возросла) |
..ли любой план быть разработан только одним методом? | …между нормативными и аналитическими методами составления планов? |
..вы с утверждением, что в настоящее время планирование утратило свою значимость, так как «рынок сам всё расставит по своим местам»? | предположите, что будет, если... …предприниматели будут придерживаться таких взглядов |
4. Прием Кластер
Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.
Важно в тексте, с которым работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Предмет «Основы экономики и организации ГРР»
Тема «Себестоимость продукции и ГРР» составляем кластер
Список литературы.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.
М., 1998.