СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология смыслового чтения на уроках физики и астрономии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление по теме технология смыслового чтени. использование других технологий с использованием смыслового чтения

Просмотр содержимого документа
«Технология смыслового чтения на уроках физики и астрономии»

Кудымкарский муниципальный район  МБОУ «Гуринская средняя общеобразовательная школа»   Технология смыслового чтения на уроках физики и астрономии   Шпис Вера Михайловна учитель математики, физики, астрономии первая квалификационная категория

Кудымкарский муниципальный район МБОУ «Гуринская средняя общеобразовательная школа»

Технология смыслового чтения на уроках физики и астрономии

Шпис Вера Михайловна

учитель математики, физики, астрономии

первая квалификационная категория

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.  К.Д. Ушинский  Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дидро   Чтение – вот лучшее учение А.С. Пушкин

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дидро

Чтение – вот лучшее учение

А.С. Пушкин

Приём «Установление соответствие» ЕГЭ. №1 . Один конец лёгкой пружины жёсткостью k прикреплён к бруску , а другой прикреплён неподвижно. Брусок скользит по направляющей так, что его координата изменяется со временем по закону х(t) = A sin ωt . Установить соответствие между физическими величинами и формулами, выражающее их изменение со временем Физические величины Формулы А) Потенциальная энергия Е п (t) 1) -  k A sin ωt . Б)Проекция F п (t) равнодействующей силы на ось х 2) - k A 2 sin ω 2 t.  3)  k A 2 sin ω t.  4) sin ω 2 t    А Б

Приём «Установление соответствие»

ЕГЭ. №1 . Один конец лёгкой пружины жёсткостью k прикреплён к бруску , а другой прикреплён неподвижно. Брусок скользит по направляющей так, что его координата изменяется со временем по закону х(t) = A sin ωt .

Установить соответствие между физическими величинами и формулами, выражающее их изменение со временем

Физические величины Формулы

А) Потенциальная энергия Е п (t) 1) - k A sin ωt .

Б)Проекция F п (t) равнодействующей силы на ось х 2) - k A 2 sin ω 2 t.

3) k A 2 sin ω t.

4) sin ω 2 t

А

Б

Приём «Сконструируй определение» Внутри жидкости существует ……., и на одном и том же ………. оно ……… по всем направлениям. С глубиной ….…….

Приём «Сконструируй определение»

Внутри жидкости существует ……., и на одном и том же ………. оно ……… по всем направлениям. С глубиной ….…….

 Приём «Верно, неверно »   ОГЭ. № 2.

Приём «Верно, неверно » ОГЭ. № 2.

№ 19
  • № 19
ЕГЭ

ЕГЭ

Сопостановление или нахождение сходств и различий

Сопостановление или нахождение сходств и различий

ОГЭ № 20-22

ОГЭ № 20-22

 Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Личностные результаты: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе. Регулятивные УУД: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. Познавательные УУД : логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания и объём словаря. Коммуникативные УУД: умение организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условие деятельности речи.
  • Личностные результаты: мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе.
  • Регулятивные УУД: принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
  • Познавательные УУД : логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания и объём словаря.
  • Коммуникативные УУД: умение организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условие деятельности речи.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом  ФГОС-планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.  Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи , требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом ФГОС-планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ.

Выпускник основной школы должен научиться:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи , требующие полного и критического понимания текста;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию ; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • откликаться на содержание и форму текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию ;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Правильность чтения Уровень психического развития Скорость чтения Понимание Сформированность тезауруса Качество составления плана Уровень Качество Пополнение результатов словаря мотивации

Правильность чтения

Уровень психического развития

Скорость чтения

Понимание

Сформированность

тезауруса

Качество составления плана

Уровень

Качество

Пополнение

результатов

словаря

мотивации

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста  Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию  - внимательное чтение  - умение анализировать текст  - проникновение в текст  - творческая переработка текста

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

- внимательное чтение

- умение анализировать текст

- проникновение в текст

- творческая переработка текста

Технология смыслового чтения   Технология критического мышления через чтение и письмо Эвристическое обучение Технология проектного обучения Технология развивающего обучения Технология сотрудничества

Технология смыслового чтения

  • Технология критического мышления через чтение и письмо
  • Эвристическое обучение
  • Технология проектного обучения
  • Технология развивающего обучения
  • Технология сотрудничества
Виды чтения направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта  в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений  Ознакомительное Изучающее Поисковое / просмотровое Выразительное Рефлексивное

Виды чтения

  • направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста
  • извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста
  • направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта

  • в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста
  • наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений

Ознакомительное

Изучающее

Поисковое / просмотровое

Выразительное

Рефлексивное

Виды текста Типы сплошных текстов:  описание (художественные и технические); Типы несплошных текстов: Повествование (рассказ, отчет); Объяснение (рассуждение, интерпретация); Аргументация (научный комментарий, обоснование); Инструкция (указание к выполнению работы, правила и т. д.) Формы (анкеты); Таблицы; Диаграммы, графики, карты; Списки; Информационные листы

Виды текста

  • Типы сплошных текстов:
  • описание (художественные и технические);
  • Типы несплошных текстов:
  • Повествование (рассказ, отчет);
  • Объяснение (рассуждение, интерпретация);
  • Аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • Инструкция (указание к выполнению работы, правила и т. д.)
  • Формы (анкеты);
  • Таблицы;
  • Диаграммы, графики, карты;
  • Списки;
  • Информационные листы
Сплошной текст ВПР. 8кл

Сплошной текст

  • ВПР. 8кл
Несплошной текст ЕГЭ

Несплошной текст

  • ЕГЭ
Приемы изучающего чтения составление плана; тезирование; составление граф - схемы; составление сводных таблиц; работа с опорным конспектом (например, тетради на печатной основе); конспектирование; составление вопросов к тексту; подготовка тестовых заданий; комментирование и логическое запоминание учебной информации.

Приемы изучающего чтения

  • составление плана;
  • тезирование;
  • составление граф - схемы;
  • составление сводных таблиц;
  • работа с опорным конспектом (например, тетради на печатной основе);
  • конспектирование;
  • составление вопросов к тексту;
  • подготовка тестовых заданий;
  • комментирование и логическое запоминание учебной информации.
Дополнить определение (текст) Сконструировать определение Установить соответствие Кластер Инсерт Верные или неверные утверждения (выбери верные) Лови ошибку Найти сходства \ различия (сгруппировать)
  • Дополнить определение (текст)
  • Сконструировать определение
  • Установить соответствие
  • Кластер
  • Инсерт
  • Верные или неверные утверждения (выбери верные)
  • Лови ошибку
  • Найти сходства \ различия (сгруппировать)
Этапы решения задач и их связь со стратегиями смыслового чтения Анализ содержания задачи Поиск информации и понимание прочитанного Поиск решения задачи и составление плана её решения Преобразование и  интерпретация  Оценка информация Осуществление плана решения (дано, формула)  Проверка решения

Этапы решения задач и их связь со стратегиями смыслового чтения

Анализ содержания задачи

Поиск информации и понимание прочитанного

Поиск решения задачи и

составление плана её решения

Преобразование и

интерпретация

Оценка информация

Осуществление плана решения

(дано, формула)

Проверка решения

Составление плана Организация самостоятельной работы учащихся: Внимательно прочитать Выделить его основные мысли Проверить, как они соотносятся между собой Разделить его на групповые части Определить количество пунктов Сформулировать главные мысли кратко (пункты плана)

Составление плана

Организация самостоятельной работы учащихся:

  • Внимательно прочитать
  • Выделить его основные мысли
  • Проверить, как они соотносятся между собой
  • Разделить его на групповые части
  • Определить количество пунктов
  • Сформулировать главные мысли кратко (пункты плана)
Тезирование   Тезирование - формулирование основных тезисов, положений, выводов.

Тезирование

  • Тезирование - формулирование основных тезисов, положений, выводов.
Составление таблиц    Астрономия. §9. Время и календарь.

Составление таблиц

Астрономия. §9. Время и календарь.

Опорный конспект

Опорный конспект

Составление вопросов Классификация вопросов Уточняющие Объясняющие  вопросы  вопросы Творческие вопросы Простые вопросы Практические Оценочные  вопросы  вопросы

Составление вопросов

Классификация вопросов

Уточняющие

Объясняющие

вопросы

вопросы

Творческие вопросы

Простые вопросы

Практические

Оценочные

вопросы

вопросы

Простые вопросы: отвечая на них . Нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы: начинаются со слов «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял….». Объясняющие вопросы: начинаются со слов «Почему…»
  • Простые вопросы: отвечая на них . Нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы: начинаются со слов «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял….».
  • Объясняющие вопросы: начинаются со слов «Почему…»
Творческие вопросы: в вопросах есть частица «бы». «Что бы изменилось, если бы…» Оценочные вопросы: направлены на выяснение оценки. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» Практические вопросы: направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя?»
  • Творческие вопросы: в вопросах есть частица «бы». «Что бы изменилось, если бы…»
  • Оценочные вопросы: направлены на выяснение оценки. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
  • Практические вопросы: направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя?»
Толстые и тонкие вопросы «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы кто…? объясните, почему…? почему вы думаете…? что…? когда…? почему вы считаете…? может…? в чем различие…? будет…? предположите, что будет, если…? мог ли…? что, если…? как звали…? дайте три объяснения, почему…? было ли…? согласны ли вы…? верно ли…?

Толстые и тонкие вопросы

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

кто…?

объясните, почему…?

почему вы думаете…?

что…?

когда…?

почему вы считаете…?

может…?

в чем различие…?

будет…?

предположите, что будет, если…?

мог ли…?

что, если…?

как звали…?

дайте три объяснения, почему…?

было ли…?

согласны ли вы…?

верно ли…?

Дополни

Дополни

Тестовые задания

Тестовые задания

Опорный конспект

Опорный конспект

Установи соответствие (ОГЭ И ЕГЭ) Соединить правильно наименование, обозначение, единицы измерение Жёсткость тела x Н Сила упругости l м Сила тяжести F упр м\с Удлинение k Н\м Высота F т мин Расстояние s кг Найди верные формулы:  F упр =F т F = mx F = k∆l F=kx

Установи соответствие (ОГЭ И ЕГЭ)

Соединить правильно наименование,

обозначение, единицы измерение

Жёсткость тела x Н

Сила упругости l м

Сила тяжести F упр м\с

Удлинение k Н\м

Высота F т мин

Расстояние s кг

Найди верные формулы:

F упр =F т F = mx F = k∆l F=kx

Кластер Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.  Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Кластер

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

ФГОС Системно-деятельностный подход Технологии Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные и т.д.) (РКМ, развивающее  и т.д.)  Смысловое чтение Приёмы (вопросы, ОК, таблицы, схемы и т. д.) Виды чтения (ознакомительное, изучающее и т. д.) Повышение качества знаний Применение ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

ФГОС

Системно-деятельностный подход

Технологии

Метапредметные УУД

(регулятивные, познавательные и т.д.)

(РКМ, развивающее

и т.д.)

Смысловое чтение

Приёмы

(вопросы, ОК, таблицы, схемы и т. д.)

Виды чтения (ознакомительное, изучающее и т. д.)

Повышение качества знаний

Применение ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

Инсерт (на полях текста) Знаю + Узнал новое Есть вопросы - ? (не понял)

Инсерт (на полях текста)

Знаю

+

Узнал новое

Есть вопросы

-

?

(не понял)

Синквейн Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы).

Синквейн

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:

  • Существительное (тема).
  • Два прилагательных (описание).
  • Три глагола (действие).
  • Фраза из четырех слов (описание).
  • Существительное (перефразировка темы).
Задание Существительное (тема). Чтение Два прилагательных (описание).   Три глагола (действие).   Фраза из четырех слов (описание).   Существительное (перефразировка темы).

Задание

  • Существительное (тема).

Чтение

  • Два прилагательных (описание).

  • Три глагола (действие).

  • Фраза из четырех слов (описание).

  • Существительное (перефразировка темы).

 Критерии оценки сформированности навыка смыслового чтения      Компоненты приема Компоненты приема I. Предварительный анализ текста Компоненты приема а) понимание отдельных слов, терминов; б) понимание текста в целом; Понимание текста: умение перефразировать текст; в) выделение всех смысловых единиц текста; г) выделение основных единиц текста; умение переформулировать текст; д) выделение отношения между основными единицами текста. умение ставить вопросы к тексту. Умение выделять основные смысловые единицы текста. Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

Критерии оценки сформированности навыка смыслового чтения

Компоненты приема

Компоненты приема

I. Предварительный анализ текста

Компоненты приема

а) понимание отдельных слов, терминов;

б) понимание текста в целом;

Понимание текста:

умение перефразировать текст;

в) выделение всех смысловых единиц текста;

г) выделение основных единиц текста;

умение переформулировать текст;

д) выделение отношения между основными единицами текста.

умение ставить вопросы к тексту.

Умение выделять основные смысловые единицы текста.

Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

Структурирование текста а) четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку. Перевод текста на знаково-символический язык б) выделение главного и второстепенного. Умение выделять элементы, несущие основную смысловую нагрузку. а) сохранение текста в оперативной памяти в) установление причинно – следственных связей Умение выделять существенные и второстепенные признаки. б) перевод структурных компонентов текста в язык таблиц, схем, графиков. Умение перефразировать и переформулировать Умение составлять план – конспект текста. г) абстрагирование Умение выделять существенные и второстепенные признаки Умение устанавливать причинно- следственные связи, последовательность действий. Умение представлять печатный текст в виде блок-схем, таблиц, графиков, гистограмм и т.п.

Структурирование

текста

а) четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку.

Перевод текста на знаково-символический язык

б) выделение главного и второстепенного.

Умение выделять элементы, несущие основную смысловую нагрузку.

а) сохранение текста в оперативной памяти

в) установление причинно – следственных связей

Умение выделять существенные и второстепенные признаки.

б) перевод структурных компонентов текста в язык таблиц, схем, графиков.

Умение перефразировать и переформулировать

Умение составлять план – конспект текста.

г) абстрагирование

Умение выделять существенные и второстепенные признаки

Умение устанавливать причинно- следственные связи, последовательность действий.

Умение представлять печатный текст в виде блок-схем, таблиц, графиков, гистограмм и т.п.

Определение уровня сформированности самостоятельного изучения текстов     Рассматриваю три уровня со следующими качествами-критериями: осознанность, полнота, оперативность, логичная устная и письменная речь. 1-й уровень (низший) – учащийся умеет находить ответы в тексте на отдельные пункты планов при отсутствии полного логичного ответа. 2-й уровень – учащийся умеет находить все ответы, но путаясь или не соблюдая логичности и последовательности. 3-й уровень – после просмотра темы, заголовков, рисунков, схем, выделенного текста учащийся понимает, структуру какого учебного текста он должен изучить, самостоятельно определяет и выбирает соответствующий план. Его речь последовательная, логичная.

Определение уровня сформированности самостоятельного изучения текстов

Рассматриваю три уровня со следующими качествами-критериями: осознанность, полнота, оперативность, логичная устная и письменная речь.

1-й уровень (низший) – учащийся умеет находить ответы в тексте на отдельные пункты планов при отсутствии полного логичного ответа.

2-й уровень – учащийся умеет находить все ответы, но путаясь или не соблюдая логичности и последовательности.

3-й уровень – после просмотра темы, заголовков, рисунков, схем, выделенного текста учащийся понимает, структуру какого учебного текста он должен изучить, самостоятельно определяет и выбирает соответствующий план. Его речь последовательная, логичная.

Таблица мониторинга Явление определение структуры учебного текста устный ответ по плану письменный ответ по плану Величина определение структуры учебного текста устный ответ по плану письменный ответ по плану Прибор определение структуры учебного текста устный ответ по плану Прибор письменный ответ по плану определение структуры учебного текста письменный ответ по плану письменный ответ по плану

Таблица мониторинга

Явление

определение структуры учебного текста

устный ответ по плану

письменный ответ по плану

Величина

определение структуры учебного текста

устный ответ по плану

письменный ответ по плану

Прибор

определение структуры учебного текста

устный ответ по плану

Прибор

письменный ответ по плану

определение структуры учебного текста

письменный ответ по плану

письменный ответ по плану

При выставлении оценочной шкалы выбраны три уровня сформированности:  - 0 балл – умение не сформировано; - 1 балла – умение сформировано частично - 2 балла – умение сформировано  .

При выставлении оценочной шкалы

выбраны три уровня сформированности:

- 0 балл – умение не сформировано;

- 1 балла – умение сформировано частично

- 2 балла – умение сформировано

.

Источники информации:

Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

А.Г.Асмолов Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: М., «Просвещение»,2010 Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002.

Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. « Просвещение», 2003.

«Первое сентября» Физика. №3, 2008 год, стр.15. Зверев А.В. «Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках».

«Первое сентября» Физика. №13, 2009, стр. 3 – 29. Эмоциональная физика.

«Первое сентября» Физика. №4, 2008, стр. 26. Хейло А.В. «Справочник А. С. Еноховича на уроках и дома»

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Не совсем обычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001

. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm