СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст защиты ВКР (магистратура)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст защиты ВКР по теме "организация исследовательской деятельности в старших классах общеобразовательной школы в условияз реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Текст защиты ВКР (магистратура)»

Текст выступления соискателя Новиковой Валентины Васильевны


Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии и все присутствующие. Вашему вниманию представляется доклад по исследованию на тему « Организация исследовательской деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС». Актуальность исследования определена социальным заказом. Трaдиционная фoрмула «послушaй – повтoри – выполни – пoлучи oтметку» нe обеспeчивает успeшную социализaцию в обществe. Ребенка ХХI века необходимo нaучить воспринимaть, анализирoвать и структурировaть информaцию, рабoтать в комaндe, стaвить перeд собoй цели, контролирoвать свoи дейcтвия, нахoдить причины неуспeха и пути прeoдоления проблeм.

Государство и общество требует новoго подходa к организaции обрaзоватeльного прoцесса, нaправлeннoго на достижeние тaкого урoвня обрaзованнoсти учaщихся, котoрого хвaтило бы для самoстоятельногo творческoго рeшения мировоззренчeских прoблем теоретического или приклaдного характерa.

В перeходный период перед совремeнной школoй актуальны задачи поиска пути для эффективнoго формирoвания и рaзвития универсaльных учeбных действий, создaние учeбных ситуаций, спосoбствующих рaзвитию творческoго пoтенциала личности. В образовательном пространстве шкoлы важным являeтся формирование творческой, самостоятельной личности школьника, способной осуществлять исследовательскую деятельность.

На основе выявленных противоречий (слайд) была сформулирована

Цель исследования: сконструировать действующую структурно-содержательную модель организации исследовательской деятельности обучающихся старших классов в условиях реализации ФГОС, способствующую развитию исследовательских компетенций, и провести анализ ее результативности.

Объект, предмет, гипотеза, задачи исследования представлены на слайдах 2, 3.

В качестве методологической основы исследования использовались теории формирования и развития личности, системно-деятельностный, исследовательский и рефлексивный подходы

Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся составила идея И. Канта о творческом, конструктивном характере человеческого познания, мышления и деятельности, а также труды отечественных педагогов C.Л. Рубинштейна, H.И.Hовикова, Б.E. Райкова, Н.Ф. Талызиной, В.В. Краевского, Г.С. Трофимовой, A.В. Хуторского, H.Г. Алексеева, A.С. Обухова, B.И. Андреева и других.

Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным, др.

Необходимость исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым, В.И. Слободчиковым, Г.К. Селевко.

Положения, выносимые на защиту, представлены на слайде 4.

В целях уточнения феномена «исследовательская деятельность» нами были прежде всего изучены «деятельность», «исследовательская деятельность», также мы изучили понятия, такие как «исследовательская активность», «исследовательский метод», «исследовательское поведение», «исследовательское обучение», «исследовательские компетенции». Мы свое исслeдование строим на позиции A. В. Леонтовичa и считаем, что организация исследовательской деятельности в образoвательном прoцессe рaботает на расширeние кругoзора обучaющихся в предмeтных облaстях. В исследовaтельскoй деятeльности прoисходит непрoизвольнoe запoминание учебнoго мaтериала и усвoение алгоритмa проведeния исслeдования, онa способствует формированию научного мировоззрения; развитию универсальных учебных действия, способствующих саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. В процессе исследования развиваются творческие способности, так необходимые для современного выпускника школы [42, с. 130]. несмотря на множество существующих определений исследовательской деятельности, нам близка суть определения исследовательской деятельности Леонтовича, который под исследовательской деятельностью школьников понимал деятельность, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предподлагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие главные (в каждом конкретном случае учитель может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы):

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов.

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов «Введение в научно- исследовательскую деятельность», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности.

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов, например

4. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.

6. Реализация общешкольных проектов на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения.

7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.

8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.

9. Осуществление деятельности школьного научного общества [86, с.117].

Эффективной организации исследовательской деятельности учащихся, способствует ряд педагогических условий1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам школьников.

. 2.Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности

3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом

Процесс создания структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности школы потребовал соблюдения алгоритма.

1. Всесторонне изучены методологические, научно-теоретические и дидактические основы процесса развития исследовательских компетенций учащихся; сформулирована цель в соответствии с требованиями стандартизации современного школьного образования.

2. Обосновано содержание целевого, теоретико-методологического, содержательно -процессуального, результативно-креативного компонентов проектируемой модели.

3. Спроектировано содержания средств дидактического обеспечения курса «Введение в научно-исследовательской деятельности». Проиллюстрируем некоторые из них.

Тематическое планирование авторской программы представлено в приложении № 1.

4. Осуществлена экспертная оценки критериев и уровней исследовательских компетенций старшеклассников.

В ходе исследования нам необходимо было создать команду единомышленников. С этой целью мы провели опрос среди педагогов школы, выявили учителей, мотивированных к организации исследовательской деятельности. (5 человек) , разработали нормативно-правовую базу: Положение о творческой лаборатории учителей», «Положение о школьной научно-практической конференции, Положение о ШНО, , перспективный план работы лаборатории.0


В ходе эксперимента созданы средства дидактическое обеспечение исследуемого процесса, которые состоят из методических рекомендаций для учителя, сборника упражнений, способствующих развитию исследовательских компетенций, собран диагностический инструментарий, позволяющий провести диагностику уровня сформированности исследовательских компетенций, разработана авторская программа « Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Авторская программа станет основой для составления учителем собственной рабочей программы. В методических рекомендациях даны рекомендации по проведению учебных занятий, консультаций, которые позволят учителю эффективно организовать исследовательский процесс.

Предложенный алгоритм обеспечивает в комплексе качество организуемого процесса, т.е. создание структурно- содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся старшей школы. (слайд)

Экспериментальную выборку составили 45 человек: учащиеся 9-11-х классов МБОУ «СОШ №68 г. Владивостока».

.Сущность констатирующего этапа заключалась в проведении измерительных процедур, с целью определения уровня сформированности исследовательских компетенций школьников ( рис. авт.). Также на начальном этапе эксперимента мы выявили уровень умений , необходимых для научного исследования: умение вычленять проблему, выстраивать гипотезу, планировать исследовательскую деятельность, работать с информацией, оценивать и прогнозировать .Формирующий этап включал внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся старшей школы и структурно-содержательной модели, а так же проверку их эффективности. Контрольный этап заключался в проведении итоговых измерительных процедур, количественной и качественной оценке полученных результатов, их статистической обработке на предмет значимости различий по начальному и итоговому диагностическому срезу. Данные, полученные в результате экспериментальной работы, позволили выявить позитивную тенденцию в развитии исследовательских компетенций учащихся на основе созданных педагогических условий и авторской структурно-содержательной модели. Так, учащихся с исходным уровнем сформированности исследовательских компетенций выявлено 2, что составило 4,4%, уменьшилось количество старшеклассников с начальным уровнем сформированности исслeдовательских компетенций с 35,5% до 26,7%, количество учащихся с продуктивным уровнем увеличилось до 53,4%, незначительно увеличился процент учащихся, отнесенных к креативному уровню, по окончании эксперимента таких учащихся стало на 4,3% больше, что составило15,5%. В ходе эксперимента с помощью учащихся мы провели обучающие тренинги, способствующие развитию исследовательских умений.

Таким образом, в результате внедрения совокупности педагогических условий, способствующих эффективности функционирования структурно-содержательной модели, была выявлена разница результатов исследования уровня сформированности исследовательских компетенций старшеклассников до эксперимента и по окончании его, свидетельствующая о том, что каждое определенное нами педагогическое условие оказывает свое положительное воздействие на исследуемый процесс.


Показатели динамики развития исследовательских компетенций учащихся до и после опытно-экспериментальной работы приведены на слайде.

Результаты, полученные нами в экспериментальной выборке, наглядно демонстрируют позитивную динамику в развитии исследовательских компетенций учащихся.

Спасибо за внимание, доклад закончен.