СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока для учащихся 1 класса, обучает решать задачи на увеличение и на уменьшение на несколько единиц. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
««Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»»

Технологическая карта урока математики

Предмет: математика

Дата: 4.02.2025г.

Учитель: Дьякова С.А.

Класс:1

Тема урока: «Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, создать условия для осмысления и осознания информации о записи решения, ответа задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Задачи урока:

Образовательная: отрабатывать умение находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий; формировать умение решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; формировать умение применять эти знания в практических упражнениях, жизненных ситуациях

Развивающая:

- развивать математическую речь, мышление, внимание, память, вычислительные навыки, развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности

Воспитательная:

-воспитывать интерес к предмету; воспитание наблюдательность и любознательности; развитие познавательной активности; формирование умения работать в паре; формирование сознательной дисциплины

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

Метапредметные:

Познавательные:

- понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать математическую информацию, использовать для решения учебных и практических задач;

Коммуникативные:

-слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

- описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу;

- действовать в соответствии с инструкцией

- участвовать в парной работе с математическим материалом;

- выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнера, спокойно и мирно разрешать конфликты.

Предметные:

- находить числа, больше/меньше данного числа на заданное число;

- решать текстовые задачи в одно действие на увеличение и уменьшение на несколько единиц сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: компьютер, учебник «Математики», рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, сигнальные веера, смайлики настроения


Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. (1 мин)

- Здравствуйте, ребята, коллеги! Поприветствуйте гостей.

- На каждом уроке математики вы совершаете маленькое открытие - чудо.

- С каждым годом этих открытий будет становиться всё больше и больше. Я, надеюсь, что мы с вами сделаем ещё одно важное открытие, которое вы будете применять в жизни.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5- 6 мин)

Устный счет

Игра «Весёлые числа» /ответ показываем веером цифр/, а несколько ребят индивидуально работают по карточкам, затем присоединяются к нам.

Реши примеры:

5 +3 = 7 – 4 =

4 - 2 = 9 – 5=


- Покажите число, которое следует за числом 5 / 6

- Покажите число, которое предшествует числу 3 /2

- Покажите соседей числа 6 /5,7

- Покажите число, стоящее между числами 3 и 5 /4

- Увеличьте:

( назови пример и покажи ответ)

5 на 1 (6)

3 на 2 (5)

- Что мы сейчас делали с числами? (увеличивали). Что значит увеличить? (прибавить, сделать больше). /Эти примеры на увеличение /

-Уменьшите:

5 на 2 (3)

8 на 5(3)

- Что мы сейчас делали с числами? (уменьшали). Что значит уменьшить? (вычесть, сделать меньше). / Эти примеры на уменьшение числа на несколько единиц /

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Увеличить -это значит прибавить, ответ получится больше. Уменьшить - это значит вычесть, ответ становится меньше.

Мы говорили с вами об уменьшении и увеличении числа на несколько единиц

- Продолжим устный счёт по карточке №1. Расшифровав слово, вы узнаете, о чем будет наш урок.

- Работаем в паре, вспомните правила работы / не перебивать друг друга, объяснять свою позицию, работать сообща/

- Решаем примеры и отгадываем слово, вписываем в таблицу.

4

5

9

5

7

5

з

а

д

а

ч

а








З 8-4= А 3+2 = Д 4+5 = А 1+4= Ч 9- 2= А 5+0 = /парная работа/

-Какое слово у вас получилось? /задача/


3. Постановка учебной задачи. (2- 3 мин)

/Сообщение темы и определение целей урока./

- Итак, ребята, вы хорошо справились с устным счётом, расшифровали ключевое слово урока. Посмотрите на логическую цепочку из слов.

/задача на увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц /

Какова тема урока? / ответ учащихся/

- Прочитайте тему : «Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц».

Чему мы должны научиться на уроке?

/ Мы должны научиться решать задачи на увеличение и на уменьшение /


4. Построение выхода из затруднения (10 мин)

- Для начала предлагаю вспомнить, чем задача отличается от рассказа.

- Послушайте внимательно:

Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Все книги интересные.

- Повторите хором.

- Это задача? (нет) Почему? (нет вопроса).

-Можно ли этот рассказ превратить в задачу? (да) Как? (добавить вопрос).

-Кто сможет превратить этот рассказ в задачу? (Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Сколько всего книг Катя взяла в библиотеке?)

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

-Есть в нашей задаче условие? (да). Назовите его!

-Есть в задаче вопрос? (да). Назовите его!

- Можем записать ее решение? (да). Как? (3+2=5 к.)

- Что нам осталось сделать? (записать ответ)

-Как будет звучать ответ? (Катя взяла в библиотеке 5 книг).

- Итак, мы с вами повторили составные части задачи.

Отдохнем, физминутку для глаз проведем

5.Физкультминутка для глаз /на компьютере/ (1мин)


6. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)


- Прочитайте задачу №1. Решите её.

На тарелке было 4 сливы, а персиков на 2 больше. Сколько персиков было на тарелке?

- Прочитайте задачу про себя.

- Приготовитесь прочитать ее вслух.

- О чём эта задача?

/о сливах и персиках/

- Прочитаем условие всему классу.

-Что известно о сливах? /4 сливы /

-Что известно про персики? / Неизвестно, но сказано их на 2 больше/

- На 2 персика больше. Как вы понимаете? / это столько же, сколько и слив - 4 да ещё 2/

- Что требуется узнать? Прочитайте вопрос

-Каким действием решается задача, когда нужно узнать на сколько больше? /действием сложением +, сказано на 2 больше, значит нужно прибавить 2/

4 + 2 = 6 (п)

-Дайте ответ на вопрос задачи.

Ответ: 6 персиков.

- Работаем в тетрадях .

Отступаем 4 клетки , записываем слово -Задача.

Запишем условие задачи с помощью рисунка

Запишите решение задачи в тетради



4 + 2 = 6 (п.)

Ответ: 6 персиков.

- Итак, сделаем вывод:

Задача на увеличение на несколько единиц решается, каким действием ? /сложением/


7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

- Ребята, откройте рабочие тетради на с.14

- Прочитайте про себя задачу №1. Что вы заметили? /нужно дополнить задачу вопросом – задать вопрос к задаче/

- Прочитаем вслух.

- О чем эта задача? /о яблоках и сливах/

- Кто сможет повторить условие задачи? Как вы понимаете, а слив на 4 меньше ? / это значит – столько же , сколько и яблок -6, но без 4/

- Повторите вопрос.

- Как вы думаете, каким действием нужно решить задачу? /вычитанием/ Почему? /на 2 меньше/

- Запишите решение задачи в тетради

8- 4 = 4 (сл.)

- Прочитайте ответ, который вы записали.

Ответ:4 сливы

- Проверьте решение по эталону с доски. /Оцените свою работу плюсиком , соответствующего цвета рядом с ответом/

- Итак, задача на уменьшение на несколько единиц, каким действием решается? / действием вычитания /

- Ребята, какие сладкие задачи мы решали, да? /да/

- О чём была эта задача? / о фруктах/

- А чем полезны фрукты? / в них находятся витамины, которые полезны нашему организму

- Молодцы!

- Ребята, умения решать задачи данного вида, где вам пригодятся? / в повседневной жизни/


Физминутка подвижная


8. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)

Найдите в рабочей тетради задачу №2 на странице 22 сверху

- Прочитать задачу, приготовиться назвать ее составные части. Как будете готовы, поднимите руки.

- Анализ задачи.

- Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи.

- Перед тем как записать решение, давайте сделаем схему к задаче.

- Как схематически изобразим количество книг? (геометрической фигурой, например, квадратом).

-Записываем решение.

-Записываем ответ по вопросу.

- Кто сам может решить задачу. / 1 человек у доски /

- Кому требуется помощь?

- Самостоятельно сделайте схему, запишите решение и ответ задачи.

- Взаимопроверка, сверьте решение задачи

7 -3 = 4 (к.) Ответ: 4 книги

- Ребята, устно измените вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия.

Сколько книг лежало на столе и на полке вместе.

- О чём была эта задача?/ о книгах

- Прочитаем пословицу о книге

С книгой дружить – грамотным быть.

- Как вы понимаете её ?/ книга учит нас

2. Откроем книгу- нашу помощницу на с.57

- Рассмотрите фигуры на полях?

- Назовите фигуры одним словом /это многоугольники

- Под каким номером находится квадрат? /6

- Прямоугольник? /5

- Где знания о геометрических фигурах вам пригодятся? / в жизни


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

- Подведём итог урока.

- Итак, мы сделали важное открытие: задача на увеличение на несколько единиц – решаются - .. действием сложения, а задача на уменьшение на несколько единиц решаются.. действием вычитания / Молодцы!

- Наш урок достиг цели.

- Покажите с помощью сигнальных светофорчиков результаты своей деятельности на уроке / зеленый цвет – научился решать задачи, красный – не научился решать задачи, жёлтый – нужно ещё потренироваться в решении задач данного вида/

- Умения решать задачи данного вида, где вам пригодятся?

-Покажите с каким настроением вы уходите с урока, используйте смайлики – настроения.

- Спасибо за урок!