СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема:Декоративно-прикладное искусство как средство развития познавательного интереса у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема:Декоративно-прикладное искусство как средство развития познавательного интереса у младших школьников.»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА АСТАНА







Начальное отделение

Кафедра педагогики, психологии и частных методик

Леконцева Валентина Андреевна










ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Курсовая работа











Научный руководитель

А.Ж. Тукенова преподаватель

педагогики и психологии








Астана, 2024













СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…3


ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


1.1.Понятие Декоративно-прикладного искусства…6


1.2.Создание системы работы с Декоративно-прикладным искусством как средство развития познавательного интереса у младших школьников…9


1.3.Методическая разработка по развитию познавательного интереса у младших школьников…12












ГЛАВА II. ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1. Констатирующий этап…15


2.2. Формирующий этап…18


2.3. Контрольный этап…21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…24


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…27


ГЛОССАРИЙ…30


ПРИЛОЖЕНИЕ…33














ВВЕДЕНИЕ


Цель исследования-изучить развитие познавательного интереса у младших школьников.


Задачи:


  1. Изучить литературу по проблеме исследования;

  2. Сформировать у учащихся новые навыки, используя определенные методы и приемы;

  3. Выявить методы и приемы, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников.


Гипотеза:


Если,учитель будет развивать у учеников декоративно-прикладное искусство как развитие познавательного интереса, используя различные приемы, авторские методики и проводить внеклассные мероприятия,то учебный процесс станет более эффективным.


Объект:

Уроки труда в начальных классах.


Предмет исследования:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития познавательного интереса.












ГЛАВА II. ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


2.1. Констатирующий этап


Цель данной опытно-практической работы — развитие познавательного интереса у младших школьников через изучение и практическое освоение декоративно-прикладного искусства.


1. Диагностика начального уровня знаний и интереса

- Проведение анкетирования среди учащихся для оценки их знаний о декоративно-прикладном искусстве и интереса к различным видам творчества (гладь, вышивка, керамика, плетение).

- Опрос родителей о том, знакомы ли они с декоративно-прикладным искусством и готовы ли поддерживать детей в этом направлении.


2. Изучение творческих способностей

- Проведение практических занятий, на которых дети смогут продемонстрировать свои навыки и интерес в различных видах декоративно-прикладного искусства (например, рисование, лепка, работа с тканью).

- Наблюдение за учащимися в процессе выполнения творческих заданий для выявления их предпочтений и уровня вовлеченности.


3. Анализ результатов

- Систематизация данных и выявление проблемных зон: недостаток знаний о различных техниках, отсутствие интереса, нехватка навыков.

- Определение необходимости дополнительных занятий и мероприятий для стимулирования интереса к декоративно-прикладному искусству.


2.2.Формирующий этап


1. Организация образовательного процесса

- Проведение тематических уроков о различных видах декоративно-прикладного искусства с использованием ярких примеров и наглядных материалов.

- Ознакомление детей с историей и культурным значением различных техник и материалов (например, глиняная посуда, вышивка, ткачество).


2. Практические занятия

- Организация мастер-классов по созданию изделий в разных техниках (лепка из глины, создание изделий из бумаги, вышивка).

- Вовлечение детей в процесс творчества, предоставление возможности экспериментировать с материалами, развивать собственные идеи и создавать уникальные изделия.


3. Проектная деятельность

- Разработка группового проекта, связанного с декоративно-прикладным искусством, например, создание выставки работ, посвященной народным традициям.

- Презентация готовых изделий, обсуждение процесса их создания, обмен впечатлениями и идеями.


4. Формирование интереса через культуру

- Проведение выставок работ учащихся, где они смогут показать свои творения родителям и другим ученикам.

- Организация праздников и мастер-классов с приглашением мастеров декоративно-прикладного искусства, где дети смогут учиться у профессионалов.



2.3. Контрольный этап


1. Оценка результатов

- Проведение повторного анкетирования для определения изменений в интересе и знаниях детей о декоративно-прикладном искусстве.

- Оценка качества созданных изделий по заранее установленным критериям (творческий подход, аккуратность, соответствие технике).


2. Обратная связь

- Проведение обсуждения с детьми о том, что они узнали, что им понравилось и что можно улучшить в дальнейшем.

- Опрос родителей о том, изменилось ли их восприятие декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в подобных мероприятиях.


3. Документация и анализ

- Систематизация полученных данных и составление отчета о проведенной работе.

- Анализ успешности проекта, выявление сильных и слабых сторон, планирование дальнейших мероприятий по популяризации декоративно-прикладного искусства.


III.Заключительная часть:


Опытно-практическая работа по декоративно-прикладному искусству и развитию познавательного интереса у младших школьников способствует не только углублению знаний о культуре и традициях, но и развитию творческих способностей, эстетического восприятия и ручного труда. Это важный шаг к формированию гармоничной личности, способной к самовыражению и к активному участию в культурной жизни общества.



Список источников:

1.https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-effektivnye-usloviya-razvitiya-tvorcheskoy-aktivnosti-u-mladshih-shkolnikov


2.https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39717


3.https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-uchaschihsya-k-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-sredstvom-hudozhestvennogo-tekstilya


4.https://moluch.ru/archive/31/3593/


5.https://moluch.ru/archive/31/3593/


6."Диссертация на тему «Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: На примере ДХШ», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"


https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchashchikhsya-v-protsesse-obucheniya-dekorativno-prikl


7.

https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-dekorativno-prikladnoe-iskustvo-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html


8.http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/9418/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%D0%9F.%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%20%D0%98%D1%81%D0%BF%D1%80.pdf?sequence=1&isAllowed=y


9.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/10/18/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-uslovie-formirovaniya


10."Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста"


http://www.dslib.net/teoria-vospitania/narodnoe-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-formirovanija-nachal.html


Глоссарий:

1. Интерес- эмоциональное состояние или отношение, характеризующееся привлечением внимания и желанием узнать, изучить или участвовать в каком-либо объекте или деятельности.


2. Декоративно-прикладное искусство - область искусства, которая объединяет эстетические и функциональные качества в предметах, сделанных вручную или с использованием традиционных технологий. Включает в себя такие виды, как керамика, текстиль (включая вышивку и ткачество), резьба по дереву и др.


3. Самовыражение- процесс передачи индивидуальных мыслей, чувств и идей через различные формы искусства, творчества и общения, что позволяет человеку заявить о своей идентичности и уникальности.


4. Труд - физическая или умственная деятельность, направленная на создание материальных или нематериальных благ. В контексте искусства труд может означать процесс создания произведений.


5. Вышивка- техника украшения ткани с помощью ниток, проводимых через ткань, создающих узоры и изображения. Используется как в декоративных, так и в прикладных целях.


6. Лепка- процесс создания объемных форм и объектов из мягких материалов, таких как глина, пластилин или воск. Лепка используется в скульптуре и декоративных искусств.


7. Гладь- один из видов вышивки, характеризующийся плоским и гладким способом нанесения стежков на ткань, что создает аккуратные и ровные узоры.


8. Ткань - материал, получаемый путем переплетения волокон (нитей) и используемый для изготовления одежды, текстиля и других изделий. Ткани могут быть натуральными (из хлопка, льна, шерсти) и синтетическими.


9. Рисование- процесс создания изображений с помощью линий, форм и теней на бумаге, картоне или других поверхностях, часто с использованием различных инструментов, таких как карандаши, уголь, пастель или акварель.


10. Ткачество - искусство создания ткани путем переплетения нитей на ткацком станке. Этот процесс включает в себя использование основы (вертикальных нитей) и утка (горизонтальных нитей) для формирования ткани.