Тема:Использование элементов ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Выполнила:
Газиева Муспере Ваидовна
Учитель начальных классов
ТРИЗ
- Теория
- Решения
- Изобретательских
- Задач
Актуальность использования технологии ТРИЗ
- Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Основатель технологии Генрих Саулович Альтшуллер
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта» (Г.С.Альтшуллер)
Цель ТРИЗ-технологии : формирование у детей творческого мышления.
Задачи ТРИЗ-технологии
1.Коммуникативные УУД :
-формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;
-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах.
2.Личностные УУД:
-повышение уровня общей образованности учащихся;
-формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
-умение анализировать и решать практические, социальные задачи
3.Познавательные УУД:
-развитие внимания, логики, памяти, интеллекта;
-развитие творческих способностей;
-развитие речи;
-развитие творческого воображения
Методы технологии ТРИЗ
1. Системный оператор;
2.Типовые приемы фантазирования;
3.Дихотомия (сужение поля поиска);
4.Системный лифт;
5. Морфологическая копилка;
6. Создай паспорт;
7. Метод маленьких человечков;
8. Составление плана (раскадровка);
9. Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Методы элементов ТРИЗ
- Мозговой штурм
- Метод каталога
- Метод фокальных объектов
- Системный анализ
- Метод морфологического анализа
- Метод золотой рыбки
- Моделирование маленькими человечками
- Метод аналогии
- Типовое фантазирование
Приёмы технологии ТРИЗ
- Познавательные вопросы;
- Проблемные вопросы;
- Игры «Да-Нет», «Верно-Неверно»
- Загадки
- Головоломки
- Анаграммы
- Логикон
- Морфологический ящик
- Синквейн
- Рассказ с ошибкой
- Творческие задачи
Системный лифт по русскому языку
- Текст
- Предложения
- Словосочетание
- Слово
- Слог
- Звук
Дихотомия ( сужение поля поиска)
« Да-Нетка» – приём сужения поиска посредством задавания вопросов ,на которые можно отвечать «Да-Нет»
Методы создания речевых творческих продуктов:
- Лимерики
- Загадки
- Творческие сочинения по картине
- Метафоры
Лимерики
1строчка – жил-был кто-то;
2 строчка – этот кто-то был похож на что-то ;
3 строчка – с кем-то наш кто-то дружил ;
4 строчка – что-то наш кто-то натворил
5 строчка – и вот , что из этого получилось
Лимерики к рассказу В.В.Бианки «Первая охота»
1.Жил-был щенок
2.Он был похож на солнышко
3.Щенок хотел дружить с ящеркой
4.Щенок ухватился за хвост ящерки
5.Хвост оторвался, а ящерка сидит под камнем и отращивает себе новый хвост
Раскадровка
1.Прочитай текст
2.Раздели его на части
3.Составь раскадровку
4.Обсуждаем каждый кадр
5.Выбираем ключевые кадры и определяем мораль
Паспорт литературного героя :
Имя :
Создатель:
Прописка:
Внешний вид:
Где впервые встречается:
Личные качества:
Заветное желание :
Паспорт из произведения М.М.Пришвина «Глоток молока»
Имя- собака Лада
Создатель –М.М.Пришвин
Прописка – рассказ «Глоток молока»
Внешний вид – длинная шерсть, среднего роста
Где впервые встречается – в комнате
Личные качества – ласковая, сильная , жизнерадостная
Заветное желание – выздороветь и набраться сил
Использование ТРИЗ помогает детям:
-развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
-активизировать творческую познавательную деятельность;
-вызывать интерес к учебному процессу;
-воспитывать умение общаться в группах, в парах;
-находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
-развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ .
Спасибо за внимание !