СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения раннего возраста» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это  целостная система воспитательных, оздоровительных, коррекционных, профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия: ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения раннего возраста» (из опыта работы)»

Тема:   « Использование здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми с нарушением зрения раннего возраста» (из опыта работы)


Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поделиться своим опытом работы по теме:   «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения раннего возраста»

Почему я выбрала данную тему, так как:

- считаю, что она самая актуальная для нашего времени в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

- в современном обществе здоровых детей становится все меньше; очень много детей с различными патологиями здоровья, в том числе и с нарушением зрения;

- считаю, что именно использованию здоровьесберегающих технологий формирует у детей здоровье и привычку к здоровому образу жизни;

- здоровьесберегающие технологии дают возможность детям с нарушением зрения получать радость от занятий, почувствовать уверенность в своих силах, усваивать программный материал, достигая высоких результатов.

По – прежнему острой остается проблема адаптации в группе раннего возраста.

- с поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений (смена режима дня, окружающей обстановки) и прочие факторы, неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют;

- при поступлении малыша в детский сад он испытывает стресс (отрыв от мамочки, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослыми);

- последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания (в основном острые инфекции верхних дыхательных путей);

Самое главное с первых дней пребывания ребенка в группе установить эмоциональный контакт, не только с ребенком, но и взрослым, успокоить прежде всего родителей.

В приемной родителей у нас встречает групповая кукла «Ромашка»- наш оберег:

Цветочек «Ромашка» - хозяйка наша,

По утрам детей встречает

И играть всех приглашает.

Ей очень рада детвора.

Как взмахнет рукой она

Слезки сразу пропадают,

А глазенки все сияют.

Как заботливая мама проследит за всем она,

Чтоб режимные моменты

Соблюдались здесь всегда.

Спать положит в нужный час

И накормит, и напоит.

И порядок наведет.

Нас хозяйка бережет

От печалей, и невзгод.


Наша «Ромашка» знакомит с приемной, приглашает посмотреть шкафчик, посмотреть групповое помещение, показывает игрушки, рассказывает, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомит с режимом дня; обсуждает как облегчить период адаптации.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Так что же такое здоровьесберегающие технологии в детском саду. Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это целостная система воспитательных, оздоровительных, коррекционных, профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия: ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.



Здоровьесберегающие технологии в свою очередь делятся на 3 группы.

Здоровьесберегающие технологии

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

2.Технология обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционная технология

1 группа - технология сохранения и стимулирования здоровья ( цель, которой является формирование у ребенка необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни).

В эту группу входят:

- утренняя гимнастика (проведение утренней гимнастики постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям, умении делать их по показу; гимнастику стараюсь проводить используя художественное слово, различные предметы = погремушки, флажки, султанчики);

- подвижные игры (цель которых вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать двигательную активность, внимание, умение ориентироваться в пространстве);

- закаливание ( прогулки на свежем воздухе в любое время года, умывание прохладной водой, хождение босиком по дорожкам здоровья – все эти процедуры оказывают полезный закаливающий эффект);

- гимнастика после сна (поднимает настроение и мышечный тонус детей, гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми под спокойную музыку остальные присоединяются по мере пробуждения);

- пальчиковая гимнастика (у малышей как правило слабые ручки, а у детей с нарушением зрения они особо слабые – их движения неточны, недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В своей работе использую серию пальчиковых игр Екатерины и Сергея Железновых).

Примеры пальчиковых игр:

а) с платочками

«Медведь». - Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

б) су-джок терапия (для общего укрепления организма; мячики используем разные по размеру в зависимости от остроты зрения)

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки. И немного отдохнём.

- дыхательная гимнастика (в нашей группе стала неотъемлемой частью оздоровительной работы; она приносит ощутимый результат в снижение заболеваемости и укрепления иммунитета; использую в своей работе методические разработки А.Н. Стрельниковой).

В своей работе применяю нетрадиционный игровой дыхательный массаж  «Поиграем носиком» (это упражнение укрепляет весь дыхательный тракт, улучшают работу органов дыхания, повышают сопротивляемость организма простудным заболеваниям).

 

    «Найди и покажи носик».

   «Подходи ко мне, дружок,         Дети удобно рассаживаются и

     И садись скорей в кружок.       показывают свои носики.

     Носик ты быстрей найди,

     Мне свой носик покажи.

    Надо носик очищать,                  Дети берут носовые платки или

      На прогулку собирать.             салфетки и тщательно очищают

                                                            свои носики.

Ротик ты свой закрывай,                 Дети крепко закрывают рты,

  Только носиком гуляй.                 чтобы они не мешали носику  гулять и хорошо дышать.               

Вот так носик - баловник,               На вдохе ребёнок оказывает

  Он шалить у нас привык.              сопротивление воздуху,

                                                             надавливая большим и указательным

                                                             пальцами одной руки на крылья носа

    Надо носик нам погреть,            Дети располагают указательные

      Его немного потереть.              пальцы на переносице и выполняют   ими движения по крыльям но  вверх – вниз.

 Нагулялся носик мой,                   Дети убирают платочки

   Возвращается домой.                  и салфетки.   

- гимнастика для глаз ( проводится для снятия зрительного напряжения; используем наглядный материал- картинки, игрушки; в группе развешены игрушки, предназначенные для упражнений взор вверх, влаль; также в группе есть накопительная картотека гимнастики для глаз и картотека в электронном виде« Волшебные клубочки» , «Снежинки» ).

2 группа здоровьесберегающих технологий, применяемые в работе - это технология обучения здоровому образу жизни.

В нее входит:

- чтение художественной литературы;

- физические занятия (главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств);

- точечный массаж (массаж укрепляет кровообращение, помогает нормализовать работу всех органов)

  Игровой массаж «Поиграем с ушками».

        Этот вид закаливания основан на стимуляции    биологически активных точек, расположенных на ушной  раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.  а)«Повернитесь друг к другу,

Улыбнись скорее!

Похлопайте в ладоши,

День будет веселее.

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки! (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!»


б) «Подходи ко мне , дружок,                 Дети свободно рассаживаются

    И садись скорей в кружок.                или  встают вокруг.

    Ушки ты быстрей найди

    И мне ушки покажи».

   Ловко с ними мы играем,               Дети заводят ладони за уши

     Вот как хлопаем ушами.               и загибают их вперёд, прижимая

                                                               к голове, затем резко отпускаем.  

   А сейчас их тянем вниз.                  Дети захватывают кончиками

     Ушко, ты не от вались.                 большого и указательного

                                                               пальцев мочки ушей и с силой

                                                               тянут вниз, затем отпускают.

Ушко, кажется, замёрзло,                 Дети прикладывают к ушкам

  Отогреть его так можно.                ладони и тщательно трут ими

                                                               всю раковину.

Раз – два, раз – два,                         Дети расслабляются и  слушают

 Вот и кончилась  игра.                     тишину.

 А раз кончилась игра,

 Наступила тишина.


3 группа – коррекционная технология.

В нее входит:

- цветотерапия (лечение цветом)

С помощью цветотерапии развивается зрительное восприятие детей; наличие в группе ярких, красочных игрушек, погремушек, пирамидок, мозаек, различных видов конструкторов, дидактических пособий, яркое оформление стен картинками, рисунками; красочные атрибуты для игр – все это приносит только положительный результат в работе с нашими детьми.

- арт-терапия ( лечение творчеством)

В нашей группе используем нетрадиционные техники рисования ( рисование пальчиком, ладошкой, ватными палочками, мятой бумагой, используем штампики из ниток, пластилина, печати из картофеля, моркови).

В процессе занятий лепкой, рисованием, конструированием ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения.

- сказкотерапия – один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью сказкотерапии является:

а) снятие эмоционального напряжения;

б) создание в группе игровой доверительной атмосферы, что очень важно в группе раннего возраста.

Дополнительно в своей работе мы используем нетрадиционную технологию песочную терапию.

- музыкотерапия ( дети очень любят слушать музыку, поют, танцуют; музыка оказывает только положительные эмоции);

- релаксация – не просто расслабление, а путь к здоровью; направлено на снятие мышечного и нервного напряжения)

Заключение.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Проводится анкетирование (какие методы применяют родители дома по оздоравливанию детей);

-консультации с родителями «Здоровый образ жизни в детском саду и дома», «Овощи и фрукты – любимые продукты»;

-беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и подвижных играх, по поводу соблюдения личной гигиены, режима дня;

-для часто болеющих детей организовываю клуб «Круглый стол» (приглашаю медсестру - дать советы по оздоровительным мероприятиям в домашних условиях);

- провожу мастер классы для родителей «Игры в адаптационный период»; «Пальчиковая гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»;

- совместно с родителями выпускаем газеты «Будь здоров, малыш!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В результате систематической и целенаправленной работы дети моей группы легче и быстрее проходят период адаптации к детскому саду, меньше подвержены простудным заболеваниям, и они с радостью посещают нашу группу.