Тема: « Использование здоровьесберегающих технологий в работе
с детьми с нарушением зрения раннего возраста» (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поделиться своим опытом работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения раннего возраста»
Почему я выбрала данную тему, так как:
- считаю, что она самая актуальная для нашего времени в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
- в современном обществе здоровых детей становится все меньше; очень много детей с различными патологиями здоровья, в том числе и с нарушением зрения;
- считаю, что именно использованию здоровьесберегающих технологий формирует у детей здоровье и привычку к здоровому образу жизни;
- здоровьесберегающие технологии дают возможность детям с нарушением зрения получать радость от занятий, почувствовать уверенность в своих силах, усваивать программный материал, достигая высоких результатов.
По – прежнему острой остается проблема адаптации в группе раннего возраста.
- с поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений (смена режима дня, окружающей обстановки) и прочие факторы, неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют;
- при поступлении малыша в детский сад он испытывает стресс (отрыв от мамочки, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослыми);
- последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания (в основном острые инфекции верхних дыхательных путей);
Самое главное с первых дней пребывания ребенка в группе установить эмоциональный контакт, не только с ребенком, но и взрослым, успокоить прежде всего родителей.
В приемной родителей у нас встречает групповая кукла «Ромашка»- наш оберег:
Цветочек «Ромашка» - хозяйка наша,
По утрам детей встречает
И играть всех приглашает.
Ей очень рада детвора.
Как взмахнет рукой она
Слезки сразу пропадают,
А глазенки все сияют.
Как заботливая мама проследит за всем она,
Чтоб режимные моменты
Соблюдались здесь всегда.
Спать положит в нужный час
И накормит, и напоит.
И порядок наведет.
Нас хозяйка бережет
От печалей, и невзгод.
Наша «Ромашка» знакомит с приемной, приглашает посмотреть шкафчик, посмотреть групповое помещение, показывает игрушки, рассказывает, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомит с режимом дня; обсуждает как облегчить период адаптации.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Так что же такое здоровьесберегающие технологии в детском саду. Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это целостная система воспитательных, оздоровительных, коррекционных, профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия: ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Здоровьесберегающие технологии в свою очередь делятся на 3 группы.
Здоровьесберегающие технологии |
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья | 2.Технология обучения здоровому образу жизни. | 3.Коррекционная технология |
1 группа - технология сохранения и стимулирования здоровья ( цель, которой является формирование у ребенка необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни).
В эту группу входят:
- утренняя гимнастика (проведение утренней гимнастики постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям, умении делать их по показу; гимнастику стараюсь проводить используя художественное слово, различные предметы = погремушки, флажки, султанчики);
- подвижные игры (цель которых вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать двигательную активность, внимание, умение ориентироваться в пространстве);
- закаливание ( прогулки на свежем воздухе в любое время года, умывание прохладной водой, хождение босиком по дорожкам здоровья – все эти процедуры оказывают полезный закаливающий эффект);
- гимнастика после сна (поднимает настроение и мышечный тонус детей, гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми под спокойную музыку остальные присоединяются по мере пробуждения);
- пальчиковая гимнастика (у малышей как правило слабые ручки, а у детей с нарушением зрения они особо слабые – их движения неточны, недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В своей работе использую серию пальчиковых игр Екатерины и Сергея Железновых).
Примеры пальчиковых игр:
а) с платочками
«Медведь». - Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.
б) су-джок терапия (для общего укрепления организма; мячики используем разные по размеру в зависимости от остроты зрения)
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. И немного отдохнём.
- дыхательная гимнастика (в нашей группе стала неотъемлемой частью оздоровительной работы; она приносит ощутимый результат в снижение заболеваемости и укрепления иммунитета; использую в своей работе методические разработки А.Н. Стрельниковой).
В своей работе применяю нетрадиционный игровой дыхательный массаж «Поиграем носиком» (это упражнение укрепляет весь дыхательный тракт, улучшают работу органов дыхания, повышают сопротивляемость организма простудным заболеваниям).
«Найди и покажи носик».
«Подходи ко мне, дружок, Дети удобно рассаживаются и
И садись скорей в кружок. показывают свои носики.
Носик ты быстрей найди,
Мне свой носик покажи.
Надо носик очищать, Дети берут носовые платки или
На прогулку собирать. салфетки и тщательно очищают
свои носики.
Ротик ты свой закрывай, Дети крепко закрывают рты,
Только носиком гуляй. чтобы они не мешали носику гулять и хорошо дышать.
Вот так носик - баловник, На вдохе ребёнок оказывает
Он шалить у нас привык. сопротивление воздуху,
надавливая большим и указательным
пальцами одной руки на крылья носа
Надо носик нам погреть, Дети располагают указательные
Его немного потереть. пальцы на переносице и выполняют ими движения по крыльям но вверх – вниз.
Нагулялся носик мой, Дети убирают платочки
Возвращается домой. и салфетки.
- гимнастика для глаз ( проводится для снятия зрительного напряжения; используем наглядный материал- картинки, игрушки; в группе развешены игрушки, предназначенные для упражнений взор вверх, влаль; также в группе есть накопительная картотека гимнастики для глаз и картотека в электронном виде« Волшебные клубочки» , «Снежинки» ).
2 группа здоровьесберегающих технологий, применяемые в работе - это технология обучения здоровому образу жизни.
В нее входит:
- чтение художественной литературы;
- физические занятия (главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств);
- точечный массаж (массаж укрепляет кровообращение, помогает нормализовать работу всех органов)
Игровой массаж «Поиграем с ушками».
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и рефлекторно связанных почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. а)«Повернитесь друг к другу,
Улыбнись скорее!
Похлопайте в ладоши,
День будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки! (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!»
б) «Подходи ко мне , дружок, Дети свободно рассаживаются
И садись скорей в кружок. или встают вокруг.
Ушки ты быстрей найди
И мне ушки покажи».
Ловко с ними мы играем, Дети заводят ладони за уши
Вот как хлопаем ушами. и загибают их вперёд, прижимая
к голове, затем резко отпускаем.
А сейчас их тянем вниз. Дети захватывают кончиками
Ушко, ты не от вались. большого и указательного
пальцев мочки ушей и с силой
тянут вниз, затем отпускают.
Ушко, кажется, замёрзло, Дети прикладывают к ушкам
Отогреть его так можно. ладони и тщательно трут ими
всю раковину.
Раз – два, раз – два, Дети расслабляются и слушают
Вот и кончилась игра. тишину.
А раз кончилась игра,
Наступила тишина.
3 группа – коррекционная технология.
В нее входит:
- цветотерапия (лечение цветом)
С помощью цветотерапии развивается зрительное восприятие детей; наличие в группе ярких, красочных игрушек, погремушек, пирамидок, мозаек, различных видов конструкторов, дидактических пособий, яркое оформление стен картинками, рисунками; красочные атрибуты для игр – все это приносит только положительный результат в работе с нашими детьми.
- арт-терапия ( лечение творчеством)
В нашей группе используем нетрадиционные техники рисования ( рисование пальчиком, ладошкой, ватными палочками, мятой бумагой, используем штампики из ниток, пластилина, печати из картофеля, моркови).
В процессе занятий лепкой, рисованием, конструированием ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения.
- сказкотерапия – один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью сказкотерапии является:
а) снятие эмоционального напряжения;
б) создание в группе игровой доверительной атмосферы, что очень важно в группе раннего возраста.
Дополнительно в своей работе мы используем нетрадиционную технологию песочную терапию.
- музыкотерапия ( дети очень любят слушать музыку, поют, танцуют; музыка оказывает только положительные эмоции);
- релаксация – не просто расслабление, а путь к здоровью; направлено на снятие мышечного и нервного напряжения)
Заключение.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Проводится анкетирование (какие методы применяют родители дома по оздоравливанию детей);
-консультации с родителями «Здоровый образ жизни в детском саду и дома», «Овощи и фрукты – любимые продукты»;
-беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и подвижных играх, по поводу соблюдения личной гигиены, режима дня;
-для часто болеющих детей организовываю клуб «Круглый стол» (приглашаю медсестру - дать советы по оздоровительным мероприятиям в домашних условиях);
- провожу мастер классы для родителей «Игры в адаптационный период»; «Пальчиковая гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»;
- совместно с родителями выпускаем газеты «Будь здоров, малыш!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В результате систематической и целенаправленной работы дети моей группы легче и быстрее проходят период адаптации к детскому саду, меньше подвержены простудным заболеваниям, и они с радостью посещают нашу группу.