Тема: «Мои братья и сестры»
Цель: воспитывать добрые отношения в семье по отношению к братьям и сестрам, учить проявлять внимание и заботу о них.
Задачи: Укреплять родственные связи воспитанников. Развивать у детей познавательную активность, мышление, творческое воображение. Соблюдать правило взаимоуважения, взаимопомощи.
Ход занятия
Вводная часть
Чтение стихотворения
Основная часть
Беседа о братьях и сестрах
Чтение и обсуждение рассказа Л. Нечаева «Старший брат»
Физкультминутка
Игра «Доскажи словечко»
Чтение и обсуждение курдской сказки «Братья»
Продолжите мою фразу.
Игра «Приятно вспомнить!»
Материалы к занятию
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день. Я рада видеть вас всех. По традиции мы начинаем наше занятие с пожеланий. Я желаю вам удачных ответов, хорошего настроения, не стесняйтесь показывать свои знания, будьте дружными.
- А что вы пожелаете мне (пожелания детей).
Воспитатель:
Послушайте внимательно стихотворения, и вы узнаете, о ком пойдет речь.
Мы с тобой сестра и брат:
Нашей мамы две кровинки.
Как в народе говорят:
Две родные половинки.
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить?
Беседа о братьях и сестрах
Брат и сестра – это самые близкие люди на земле, брат это лучший друг, а сестра – верная подруга. Их совет, помощь будут сопровождать вас всю жизнь, чем вы становитесь взрослее, тем все острее будете чувствовать, как вы нужны друг другу.
С дальних времен людей волновал вопрос о взаимоотношениях сестры и брата. Люди сочиняли сказки о братьях и сестрах, которые мы любим и читаем. Давайте вспомним эти сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – Лебеди», «Снежная королева».
Чтение рассказа Л. Нечаева «Старший брат»
Старший брат, восьмилетний Саша, чинил в прихожей велосипед. Оставил велосипед на минутку без догляда, а младший, четырёхлетний Лёша, решил прокатиться, стоя на одной педали, да не удержался – и рулём, который был без пластмассовой ручки, разбил высокое, в рост человека, зеркало.
В это время пришёл с работы папа. Лёша был папиным любимчиком, ему всегда всё прощалось, но на этот раз и он оцепенел от страха. Папа увидел разбитое зеркало и сказал:
– Ты, Сашка, разбил?
Саша молчал.
Медленно расстёгивая ремень, папа повернулся к Лёше:
–А может, это ты, Лёшка, набедокурил?
Лёша вобрал голову в плечи.
– Ну, грозно смотрел на Лёшу папа, кто разбил? Ты?
– Нет, не я, ответил Лёша.
Складывая ремень вдвое, папа поворотился к Саше.
Саша молчал. Схватив Сашу за руку, папа стал стегать его ремнём. Саша почему-то не плакал, не кричал. Папа стал стегать крепче, а Саша всё молчал и только смотрел Лёше в глаза.
– Папа, папа! – не выдержал Лёша.
– Не бей Сашу – это я разбил зеркало!
Папа перестал настёгивать Сашу и протянул неуверенно:
–Врёёшь…
Лёша бросился к папе:
– Я, папочка, я! Накажи меня!
Лёша заплакал в голос.
– Чего ревёшь, как рыба белуга, – недовольно отстранял от себя Лёшу папа. А Лёша плакал всё громче и хватал папину руку с ремнём:
– Это я… Это я разбил…
– Шут вас разберёт, – сердито произнёс папа и, хлопнув дверью, закрылся в гостиной.
Отчаянно плача, Лёша подошёл к Саше, и старший брат прижал его к себе, как делал всегда, когда Лёше было плохо.
Беседа по вопросам:
кто разбил зеркало?
Как Лёша разбил зеркало?
Почему папа сначала обратился к Саше?
Почему Лёша не признал своей вины?
Что сделал папа?
Как вёл себя Саша во время наказания?
Почему Лёша не выдержал и бросился к отцу?
Чем закончилась эта история?
Как Саша относится к Лёше?
Почему Лёша плакал?
Игра «Кто старше?»
Дети рассказывают, кто старше (Я младше, а брат старше; я старше, а сестра младше, …)
«Мой брат, моя сестра»
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать портреты своих младших или старших братишек и сестренок, а потом рассказать о них.
Дети рисуют.
Воспитатель: А теперь вы расскажите о своих братьях, сёстрах.
– Как вы дружите, из-за чего ссоритесь?
– Чем любите заниматься вместе?
– Дети рассказывают свои истории, показывают рисунки.
– Я узнала, что между братьями и сёстрами иногда происходят разногласия, но всё равно они любят друг друга и проявляют заботу.
Физкультминутка
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Игра «Доскажи словечко»
Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший... (брат)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
Воспитатель: А сейчас попробуем сформулировать правила общения со своими сестрами и братьями.
Продолжите мою фразу:
Чтобы не ссориться нужно…»
1. Стараться понять друг друга в любой ситуации.
2. Никогда не повышать голос.
3. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
4. Уметь поддержать в трудную минуту.
5. Доверять друг другу.
6. Уметь слушать и слышать друг друга.
Воспитатель: Давайте запомним эти правила и будем их всегда соблюдать. И я уверена, тогда вы будете меньше ссориться.
Игра «Приятно вспомнить!» По кругу участники говорят о том, о чем им приятно вспоминать после проведенного занятия и чему они научились.