СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности способствует разностороннему развитию личности, позволяет ребёнку научиться применять полученные в школе знания и навыки в повседневной жизни.Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности способствует разностороннему развитию личности, позволяет ребёнку научиться применять полученные в школе знания и навыки в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира».»



Выступление

на РМО учителей начальных классов.

Тема: «Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира».























Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности способствует разностороннему развитию личности, позволяет ребёнку научиться применять полученные в школе знания и навыки в повседневной жизни.

Функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Смысл функциональной грамотности заключается в том, что ребёнок может синтезировать все предметные знания, которыми обладает, для решения какой-либо конкретной задачи.

В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

В последнее время результаты Всероссийских проверочных работ по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но у них не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Дети затрудняются в интерпретации знаний.

По определению Алексея Алексеевича Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Именно эти качества в настоящее время мы должны воспитывать в детях, начиная с поступления в 1 класс.

Сделаем акцент на данные качества. Это развитие в каждом ребёнке таких качеств как:

- самостоятельность;

- ответственность;

- инициативность;

- способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях;

- готовность к получению новых знаний в течение всей жизни;

- умение выбрать свой профессиональный путь.

А также:

- умение легко адаптироваться в любом социуме;

- умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения;

- отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими;

- владение информационными технологиями.

Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

При этом:

- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые мы используем в своей деятельности, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии:

  1. Технология проектной деятельности

  2. Информационно-коммуникативные технологии

  3. Технология оценивания учебных достижений

  4. Технология продуктивного чтения

  5. Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  1. Групповая форма работы

  2. Игровая форма работы

  3. Творческие задания

  4. Тестовые задания

  5. Практическая работа

  6. Ролевые и деловые игры

  7. Исследовательская деятельность

На уроках окружающего мира нужно использовать разнообразные виды заданий.

1. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

2. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Эти группы заданий можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.

Приведем примерные вопросы.  

Вопрос 1. Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет? а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

Вопрос 2. Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

Вопрос 3. Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки б)пластмассовые трубочки для питья в) железные гвозди г) стеклянные бусинки

Вопрос 4. Древесина- это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Вопрос 5. Птица- живая, облако- неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

Вопрос 6. На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.

Вопрос 7. Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.

Вопрос 8. Какое из следующих животных имеет зубы, больше всего похожие на зубы человека? а) олень б) лев г) обезьяна д) собака и другие.

Из данных вопросов видно, что тестируемые показывают умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается меж предметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы



Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

Пример: 4  класс.

Тема : «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид, спутник)

Использование загадок по теме текста – детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.

Пример: 1 класс.

Тема: «Разнообразие грибов»(загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

Предварительный просмотр иллюстраций – детям предлагается просмотреть  иллюстративный материал текста, понять, о чём пойдёт речь.

Пример:1 класс.

Тема: «Экскурсия в зоопарк»

Составление пазлов – детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.

Пример:1 класс.

Тема: «Разнообразие животных»(на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями животных)

Анонс предстоящей работы – на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста.

Пример: 4 класс.

Тема: «Пётр Великий» (Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привёз в Россию новую моду на одежды и причёски? Почему этого правителя называли Великим?)

Проблемный вопрос – классу задаётся проблемный вопрос, который требует

от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к

сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста.

Пример:1 класс.

Тема: «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным)

Тема:»Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)

             

Словарная работа – по ходу чтения текста дети простым карандашом

подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа

со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с

новым научным понятием.

Пример: 4 класс.

Тема: «Карта полушарий»(работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)

Работа с текстом – по ходу чтения статьи дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.

Пример: 4 класс. Тест по статье «У Чёрного моря»

1.Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря?

2.Какое лето вы субтропической зоне?

3.Благодаря чему в субтропической зоне зимы бывают тёплыми? Поясни.

4.Какие леса растут на Черноморском побережье Кавказа?

А)смешанные; Б)широколиственные; В)хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными.

6. В переводе с латинского языка суб- означает:

           А) из; Б)под; В)через.

7.Чем питаются цикады?

          А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.

8. Чем питается богомол?

         А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.

9. Чем питается жужелица кавказская?

         А) улитками; Б)насекомыми; В)соком растений.


Восстановление деформированного текста – по ходу работы со статьёй дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.

Пример: 4 класс.

Тема: «Равнины и горы России»

1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение:

С запада от Уральских гор лежит___________   равнина.

2.Восточно-Европейскую равнину называют___________________.

3.Западно-Сибирская равнина – самая плоская равнина на Земле, поэтому здесь так много________________.

4.В старину Уральские горы величали__________________________.

5.Уральские горы считают границей между _______________________________.

6.Горы, расположенные на юге Сибири_______________________.

Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.

Пример: 4 класс.

Тема «Природные зоны России»

1 группа «Географы» находит и изучает материал по расположению и климату данной природной зоны.

2 группа «Ботаники»изучают растительный мир.

3 группа «Зоологи»изучают животный мир.

4 группа «Экологи»готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.

Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.

Работа с пословицами - детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)

Пример: 1 класс

Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу»

Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)

Дополнение текста  - детям предлагается дополнить текст своими примерами.

Пример: 1класс

«Азбука культурного поведения» ,

«Домашние питомцы»

Игра «Плюс или минус» - учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - .

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса..

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.

8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы.


«Ярмарка вопросов» - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?

Пример: 4 класс  по темам исторического блока.

Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу»,

«Режим дня школьника»

Проигрывание жизненных ситуаций - практическое применение полученной из текста информации

Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» ,

«Уроки общения»

.Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак «+» если согласны, если не согласны – знак «-«)

Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

- Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Работа с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий. Формулировка подобных заданий в учебнике и рабочей тетради не способствует формированию мотивации учащегося на выполнение задания, соотнесению этих заданий с реальными объектами действительности. (Например, учащимся предлагается составить пищевую цепь, сравнить почвы степи и тундры). Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т. п). Таким образом, общая структура практико-ориентированных заданий выглядит следующим образом:

• Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;

• Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

• Источник информации - содержит информацию (текстовая, графическая и т. д, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

• Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания

Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе» может выглядеть следующим образом:

В журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки.

Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю, но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем! Саша М., 10 лет

Стимул создается посредством погружения учащихся в хорошо знакомую ситуацию. Задачная формулировка («Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки») определяет и конкретизирует деятельность обучающегося. Предлагаемые источники информации (статья из детской энциклопедии «Все обо всем», статья из Толкового словаря С. И. Ожегова «Памятка») являются оригинальными, позволяют формировать у обучающихся умение работать с информацией различного типа, выделять первичную и вторичную информацию. Инструментом проверки является модельный ответ. Модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.


Модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.

Пример модельного ответа

Информационная компетентность Коммуникативная компетентность

(написание памятки)

Памятка для Саши

1. Не буди хомяка днем, иначе он может укусить.

2. Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми.

3. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм.

4. Не купай хомяка.

5. Поставь для любимца купалку с песком.

6. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить


Нельзя забывать и об использование краеведческого материала (регионального компонента) на уроках окружающего мира. Включать задания на поиск дополнительной информации относительно родного края, закладывать основы познавательного интереса к изучению своего края, через кроссворды, игры-викторины, в качестве домашнего задания, работы, требующие поисковой деятельности, принятия самостоятельного решения.
 Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающий мир», необходимо вводить через наблюдения, сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций.

Заканчивая свое выступление, считаем, что учитель начальных классов на уроках окружающего мира может и должен использовать различные формы работы, в том числе электронные образовательные ресурсы, дидактические игры, опыты и наблюдения, нестандартные ситуации, занимательные упражнения, схемы, таблицы и т.д.

Каждый урок окружающего мира должен быть напряжением ума, попыткой понять закономерности природы и общества, должен помогать учащимся осознавать, оценивать и совершенствовать себя и окружающий мир. Новые современные приёмы и методы работы с текстами помогают делать урок интересным и насыщенным, а работу с текстами продуманной и продуктивной, а также способствуют формированию естественно-научной грамотности. Таким образом, без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.