СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Особенности внимания у умственно-отсталых детей. Особенности развития видов внимания. Упражнения для развития коррекции внимания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Особенности внимания у умственно-отсталых детей. Особенности развития видов внимания. Упражнения для развития коррекции внимания»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Особенности внимания у умственно-отсталых детей. Особенности развития видов внимания. Упражнения для развития коррекции внимания»»

Государственное образовательное учреждение

«Донецкая специальная школа-интернат № 29» г. Донецк









Тема: «Особенности внимания у умственно-отсталых детей. Особенности развития видов внимания. Упражнения для развития коррекции внимания»





Подготовили учителя-дефектологи:

высшей квалификационной категории,

старший учитель

Ковалева Е.С.

I квалификационной категории

Погожих А.Н.













г. Донецк

2021-2022 гг.

Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.

С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, психологи и педагоги говорят о глубоких нарушениях их внимания.

Особенностям внимания у детей с умственной отсталостью посвящен ряд исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, И.М. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, И.Л. Баскакова, Е.З. Безрукова и др.).

С точки зрения общей психологии внимание есть направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания умственно отсталых школьников. По данным О.Е. Фрейерова, многие обучающиеся с недостатками умственного развития не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты.

Установлено, что у младших умственно отсталых учеников доминирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающихся младших школьников на первый план выступает произвольное. Вместе с тем у школьников с недостатками умственного развития нарушено и непроизвольное (пассивное), и произвольное (активное) внимание.

Усвоение обучающимися школьных знаний предполагает некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у умственно отсталых школьников характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие. Воспитание внимания у умственно отсталых школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Рассмотрим некоторые особенности основных свойств внимания обучающихся специальных школ VIII вида.

Объем внимания — это количество объектов, которые человек может одновременно охватить своим вниманием.

Установлено, что объем внимания у умственно отсталых первоклассников низкий, так как ограничивается 1 - 2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2 - 3 объекта). Однако при определенных благоприятных условиях он может расширяться. К числу таких условий относятся:

        предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности учеников с умственной отсталостью;

        предварительное знакомство обучающихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними;

        оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображения предметов).

При активизирующей инструкции, меняющей мотивацию выполнения задания и включающей элементы соревнования, объем внимания у школьников значительно повышается. Замечено, что нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать количество предъявляемых объектов, так как у данной категории обучающихся это может привести к сужению объема внимания. Оптимальным количеством предъявляемой зрительной информации для первоклассников является 3 - 5, а для учеников III класса - 5 - 7 объектов. Исследования показали зависимость объема внимания умственно отсталых учеников от наличия смысловых связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна обучающимся, внимание у первоклассников повышается. У третьеклассников значительно возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т.е. при восприятии более абстрактного материала. Это свидетельствует о том, что к III классу у умственно отсталых школьников формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления.

К старшему школьному возрасту объем внимания у умственно отсталых обучающихся возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у старшеклассников массовой общеобразовательной школы.

Под устойчивостью внимания подразумевается длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство младших школьников могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащиеся в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся в пропуске зачеркивания предусмотренных инструкцией изображений (знаков), в зачеркивании не предусмотренных инструкцией знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с недостатками умственного развития ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. От I к III классу наблюдается заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а не ее качества. Для младших умственно отсталых учеников периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6 - 10 минут. В процессе обучения возникают ситуации, когда умственно отсталым школьникам бывает необходимо одновременно выполнять два и более действия. Например, при написании диктанта ученики должны внимательно слушать, что произносит педагог, и писать диктуемое. Одним из условий, способствующих успешному совмещению двух видов деятельности, является умение обучающихся распределять свое внимание. Известно, что распределение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недостаточностью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, первоклассники, по заданию учителя вычеркивая в корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, считать звуковые сигналы, подававшиеся во время этой работы. Однако дети занимались только корректурной таблицей, т.е. из двух видов деятельности они выполняли только одну, ту, которая была для них более привычной.

В процессе специального коррекционного обучения для умственно отсталых третьеклассников выполнение одновременно двух заданий становится более доступным. Вместе с тем отмечается понижение устойчивости внимания в обеих возрастных группах при распределении его на два вида деятельности.

К старшему школьному возрасту четко прослеживается положительная динамика в развитии устойчивости внимания. Умственно отсталые ученики V и VIII классов в ходе выполнения несложного задания достигают практически одинакового с нормально развивающимися сверстниками показателя устойчивости внимания. При усложнении задания у школьников отмечается снижение уровня устойчивости внимания. В тех случаях, когда обучающимся необходимо одновременно выполнять две разные деятельности (например, пересказывать содержание прочитанного текста с одновременным вычеркиванием букв), большинство пятиклассников, как и дети младшего школьного возраста, выполняют только одну, более легкую задачу: зачеркивают буквы. Многие восьмиклассники, в отличие от обучающихся V класса, выполняют такого рода задания, что дает основание говорить о повышении устойчивости их внимания при выполнении двуплановых заданий.

Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности, например, когда при списывании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму. Особенности переключения внимания у умственно отсталых школьников мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов. Замечено, что младшие школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.

Умственно отсталые обучающиеся, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости обучающихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи. В связи с полиморфностью состава обучающихся специальной школы большой интерес для психологов представляют сведения об особенностях внимания умственно отсталых учеников, различающихся качественным своеобразием структуры дефекта.

В исследовании С.В. Лиепинь обнаружены существенные различия в свойствах внимания у школьников, характеризующихся разной структурой дефекта. Так, у учащихся с неосложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств.

Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению с тем, что имеет место у детей других клинических групп, в зависимости от установки к восприятию, предварительного знакомства с объектами и от качества предъявляемой информации. У третьеклассников с неосложненной формой олигофрении отмечается увеличение объема внимания при предъявлении объектов, связанных между собой по смыслу. У многих первоклассников отмечается неспособность к распределению внимания при выполнении двупланового задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами.

У умственно отсталых школьников с преобладанием процессов возбуждения констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с обучающимися, имеющими неосложненную форму олигофрении. У учеников этой клинической группы отмечается относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, учащиеся I класса часто переключаются с одного задания на другое. Умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения имеют самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство обучающихся этой клинической группы не способны к распределению внимания. Предварительное стимулирование, а также активное знакомство с предъявляемыми объектами позволяет несколько увеличить объем их внимания. У первоклассников наблюдается достаточно высокая динамика развития всех основных свойств внимания. Тем не менее к III классу у них сохраняются самые низкие их показатели.

Имеющиеся сведения об особенностях внимания умственно отсталых школьников, несомненно, должны учитываться при организации учебно-воспитательного процесса в специальной школе.

Выделяют несколько видов внимания:

Непроизвольное внимание. Оно возникает само собой, появляется у обучающегося не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть и слышать, поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Иной характер имеет Произвольное внимание. Оно возникает потому, что у обучающегося появляется цель, намерение что-то воспринимать или сделать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. В основе произвольного внимания лежат волевые процессы.

Психологи выделяют третий вид внимания, который возникает после того, как обучающийся «втягивается» в какую-либо деятельность и у него возникает интерес. В этом случае человек легко сосредоточивается и волевых усилий уже не требуется. Такое внимание советский психолог Н. Ф.Добрынин называл Постпроизвольным (или вторичным), так как оно приходит на смену обычному произвольному вниманию.

Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния ученика (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, ученик не может работать сосредоточенно.

Упражнения, способствующие развитию основных свойств внимания.

Упражнение 1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем их расшифровать.

А В О Р О К

Р О Т Е Ф В С

Ш А Н И А М

 Упражнение 2.

Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.

1. АММАДАМА,   РЕБЕРГЕ, АССАМАСА,    ГЕСКЛАЛЛА, ЕССАНЕССАС,    ДАТАЛАТТА.

2. РЕТАБЕРТА, ГРУММОПД, ЛАЙОНОСАНДЕРА

Упражнение 3.

Корректурная проба.

Из части текста вычеркнуть буквы А, О, М, К.

Упражнение 4.

В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.

АВРОГАЗЕТААТМ

НИВСЛШКТДОМРМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

Упражнение 5.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

                   ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7.

Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8.

Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42

Упражнение 9.

Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах.

3+12=15           15-8=17           16+4=22

3+3=10             16+8=23          13-4=9

16-9=7              16+9=28          13-2=11

12-6=6              15+9=25          15-4=11

15-2=13            19+5=24          12-4=16

15+5=10            14-9=5            12-9=3

5+17=22            7+18=25          2+11=13

4+18=22             6+15=22         18-8=10

16-5=11              12-7=5            19-7=13

17+7=23             19-6=13           5+13=18

14-6=8                16+6=22          13-5=8

18-4=12              14+9=23          16-2=14

Упражнение 10.

Предложите обучающемуся решить следующую задачу.

  На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол? 

Упражнение 11.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

  1. Развитие концентрации внимания.

Концентрация внимания — это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.

Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки- срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т.п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.

Упражнение 1. Сохраняем позу.

Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник» (изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)

 Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.

Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.

 Упражнение 3. Загадочно молчим.

 Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

   Упражнение 4. Направляем взор.

Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель - городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т.п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам - выжигать.

 Упражнение 5. Что изменилось?

Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего - определить, что изменилось за время отсутствия.

Упражнение 6. Корректурные пробы.

В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.

  1. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.

 Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.

  1. Тренировка распределения внимания.

Одновременное выполнение двух разно направленных заданий (чтение рассказа подсчёт ударов карандаша по столу или выполнение задания на внимание и прослушивание записи сказки). По окончании упражнения через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.

  1. Развитие навыка переключения внимания.

 Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок - присесть, 2 хлопка- попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т.п.

  Главное, занятия с ребёнком должны носить систематический характер, и не только в обязательно отведённое время, но и как бы между прочим. Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т.п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, спичек или других мелких предметов на полу, выбор нужных деталей мозаики или конструктора — это тоже упражнения на тренировку внимания. (Подумайте, всегда ли ваш ребенок с удовольствием делает подобные задания и все ли доделывает до конца).

Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.


Список использованной литературы:

1.Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение, 1992.

2. Лиепинь С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4.

3. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 2000.

4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. - М.: Образование, 1995.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2005.