Урок Литература 11 «Ç»
Тема: Тема Родины в произведениях А. Нуриева (« Мой свободный край»), X. Какалиева (« Родина», « Ветер независимости»), К. Омадова («Туркменская мелодия»).
Цель урока:
1.Образовательные: продолжить знакомство с творчеством туркменских писателей; развивать выразительное чтение; дать общие рекомендации к написанию выпускного сочинения;
2.Воспитательные: воспитание эстетического вкуса
Тип: комбинированный
Оборудование, цифровое и техническое оснащение, дидактический материал и наглядные пособия: портреты писателей, слайд-презентация, иллюстрации, учебники, компьютер.
Ход урока
I.Организационный момент урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Учет учащихся
3. Заполнение журнала
Запись числа, темы.
II.Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения И. Бродского наизусть (по выбору).
III.Вступительная беседа
- Поэты и прозаики периода Независимости не новички в туркменской литературе, все они имеют богатый творческий опыт.
Т
о, что представлено вниманию читателя — лишь часть того, что издано и переведено на русский язык. Но и это дает представление о возможностях туркменских писателей. Они сопричастны к великим преобразованиям, происходящим на древней туркменской земле по инициативе Гурбангулы Бердымухамедова.
Каждый из них по-своему воспринимает действительность, у каждого своя тематика и стиль изложения. Но то, что они уже создали, входит в «золотой фонд» туркменской литературы, и каждый из них вслед за Гёте может повторить, что их произведения — «лишь отрывок одной большой исповеди».
IV.Работа по теме урока
Объяснение учителя
-Тема Родины проходит через всё творчество Хаджи Какалиева. В своём известном стихотворении «Родина» автор сравнивает Отчизну с матерью, у которой много сыновей. И любовь Родины невозможно ни продать, ни купить.
….Я сыновним сердцем понимаю:
У тебя нас много, ты – одна.
Нам порою крепко достаётся,
Но одна нам истина ясна:
Родина – она не продаётся
И не покупается она.
Стихи и поэмы Атамырата Атабаева рассказывают об историческом прошлом Туркменистана и о его сегодняшнем дне, размышляют о будущем. Стихи о любви, о взаимоотношениях людей, о природе глубоко лиричны и привлекают внимание читателей поиском новых форм.
В стихотворении «Отчизна» поэт радуется красоте родного края:
Зелёное поле – и горы
Вдали проступают, как дым.
Легко поднимается голубь –
Прозрачное небо над ним.
Его вдохновляет зелёное поле и горы, прозрачное небо, богатства туркменских полей, море пшеницы. Его душа ликует: счастливы матери, счастливы дети туркменской земли:
Отчизна! Душа замирает.
В кругу твоих шумных детей,
Счастливая мать отдыхает –
Чистое небо над ней.
Вопросы:
1. Что объединяет творчество туркменских поэтов эпохи Независимости?
2. Как отразилось патриотическое начало в произведениях туркменских поэтов?
3. Что вдохновляет поэтов на создание произведений о Родине?
V.Подготовка к экзамену
Слово учителя
Общие рекомендации:
— объем сочинения 4—5 страниц;
— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
— почерк должен быть разборчивым;
— соблюдать поля;
—писать желательно синей или фиолетовой пастой:
— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т. д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. — М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. д.); нумеровать страницы черновика;
— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
— не сбиваться на пересказ текста;
— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
— не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
— если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
— если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
— то же относится к именам героев, датам и т. п. — всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т. п.;
— главное — умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом нежелательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок — великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») — это не выражение собственного мнения, а лишь его бепомощная имитация; подобные выражения только испортят впечатление от сочинения;
— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста — разделить сочинение на абзацы.
VI. Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть( по выбору учащихся); подготовить доклады по творчеству зарубежных писателей (Э. М. Ремарк. Э. М. Хемингуэй)
VII. Подведение итогов
- С творчеством каких писателей и поэтов вы сегодня познакомились
Комментирование и выставление оценок за урок в дневники учащихся и в журнал.