Тема урока: Гончарное дело. Плоскостные фигуры «В мире животных».
Цели урок: Закрепить у учащихся понятие «Гончарное дело»; закрепить умение лепить игрушки из целого куска глины или пластилина используя приёмы закладывания глины в формочки.
Задачи:
Образовательные: Расширить кругозор детей о народном творчестве. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
Отрабатывать навыки лепки и глины, используя приёмы закладывания глины в формочки.
Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов.
Коррекционные: развитие мелкой моторики кисти рук(развитие ритмичности, плавности движений).
Воспитывать умение взаимодействовать в процессе совместной работы, воспитывать самостоятельность и творчество.
Ресурсы: мультимедиа проектор, экран, презентация.
Материалы: глина, инструменты, иллюстрации народных глиняных игрушек, игрушки сделанные детьми.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Постановка проблемы. Учитель читает стихотворение.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю –как камень.
Размочат -как тесто. Податливой буду.
Могу превращаться в игрушки посуду.
Лечебными свойствами очень богата.
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная, голубая. Узнали ребята, кто я такая?
О чём стихотворение?(о глине)(Слайд №2)
2. Что такое глина? (слайд №3)
II. Актуализация опорных знаний.
Проведение опытов:
Какими свойствами обладает глина? (возьмем стакан с водой и опустим в него глину. Что вы заметили?...Это говорит о том, что глина тяжелее воды и не растворяется в воде.) (Слайд №4)
Свернем из глины жгутик. Скрутим его. О каком свойстве глины можно сказать? …Глина пластична. (Слайд 5)
А теперь попробуем нагреть глину на огне. Что с ней происходит? …Глина не горит и тсановится более крепкой. Это свойство используют при изготовлении изделий из глины(посуда, кирпичи, игрушки) (Слайд №6)
Что делают из глины? (ответы по слайду №7)
Детям загадываются загадки о животных:
У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я?... Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы? Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это?
(Слайды №8-11) | Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. Вижу горку - на подпорках. Хвост и хобот с двух сторон. В зоопарке эта горка распугала всех ворон. Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле. |
Детям загадывается загадка об игрушках.
И рисую, и леплю –
Очень это я люблю.
А совей сестре Валюшке
Сам я делаю …
(Игрушки)
Читают стихотворение об игрушках ( Чугунова Юля, Шакурова Диана)
Игрушки русские,
Яркие, веселые, глиняные!
Они в деревне родились
И на славу удались.
А лепили их из глины,
Обжигали их в печи
И умелыми руками
Рисовали от души.
До чего же, до чего же
Все игрушки хороши.
Детям радость принесут
Дому – красоту и уют! (слайд 13)
Просматривается фильм «Расписные игрушки»
III. Проведение видео-физкультминутки.
IV. Изучение новой темы:
Детей знакомят с методами лепки:
- Лепка путем наложения формы на основу.
Сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Затем на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины - примерно 1 см. После этого стекой обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность и на нее стекой наносят рисунок согласно эскизу.
- Лепка путем выбирания глины (Слайды 14-16)
Технология выполнения плоскотных фигур «В мире животных»
Сегодня мы с Вами будем делать плоскостные фигуры с помощью формочек, с которыми все в детстве играли в песочнице. (Слайд 17)
Педагог рассказывает об этапах работы: (Слайды 18-23)
Подготовка глины.
Подготовка к работе формочек.
1. Перевернуть формочку
2. Положить внутрь целлофановую плёнку
3. Смочить кисточкой плёнку
Накладывание глины в формочки:
1. Отщипывание от комка глины маленьких кусочков.
2. Заполнение глиной рельефа формочки
3. Лёгкое смачивание – выравнивание слоёв
Выравнивание краёв
Отделение глины от формочки.
Придание обтекаемости поверхности.
Берём кисточку
2. Смачиваем её в воде
3. Замазываем все трещины и неровности
V. Практическая работа.
Практическая работа: выполнения изделий. (используется музыка)
VI.Подведение итогов. Выставка работ.
урок
Тема: «Мы рисуем новый дом» (рисование домика из геометрических форм).
Цели: - научить рисовать домик из геометрических форм,
располагать рисунок на листе бумаги;
- развивать умения передавать форму и цвет объектов,
эстетический вкус, умения последовательно выполнять рисунок;
- воспитывать мотивацию к учению.
Внеклассное мероприятие
Тема: «О дружбе»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими, воспитывать уважение к одноклассникам.