Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)
Тема урока: Структурно-функциональная организация слухового анализатора. Профилактика нарушения слуха.
Тип урока: УФНЗ
Цель занятия: сформировать представление о структурно-функциональной организации слухового анализатора.
Задача
изучить строение слухового анализатора;
развить представление о структурно-функциональных особенностях уха;
воспитывать бережное отношение к слуховому анализатору детского организма;
Ход занятия
Организационный момент
Формулирование целей и задач урока
Опрос
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
6.Задание на дом. [ 1 ] c. 431-439 сообщения «Профилактика наруш.слуха».
3. Опрос
? Морфофункциональные особенности строения детского организма.
? Морфофункциональная характеристика детей
периода раннего детства.
? Морфофункциональная характеристика детей периода первого детства.
? Строение зрительного анализатора
? Перечислить оболочки глаза
? Вспомогательный аппарат глаза
? Оптическая система глаза
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1.Характеристика особенностей строения слухового анализатора.
4.2. Характеристика наружного уха, функции
4.3. Характеристика среднего уха ,функции
4.4. Строение внутреннего уха
4.5. Диапазон звуковых волн, воспринимаемый человеком
4.6. Профилактика нарушений слуха.
5. Закрепление материала
? Перечислить косточки среднего уха
? Зарисовать схему строения уха, указать барабанную перепонку.
? Составить перечень причин, приводящих к потере слуха.
? Перечислить профилактические меры для сохранения слуха (5-6)
5.1.Рефлексия.
Составить синквейн со словами:
Молоточек, стремечко, наковальня, перепонка,раковина,труба…
Материал к занятию
Проводниковым отделом слухового анализатора служит ухо, которое у человека разделено на три отдела:
наружное,
среднее ухо
внутреннее ухо.
Наружное ухо, состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина, называемая обычно просто ухом, образована эластическим хрящом, покрытым кожей. Внизу ушная раковина заканчивается не содержащей хряща ушной мочкой. В глубине раковины за козелком открывается отверстие наружного слухового прохода. Наружный слуховой проход, слагается из двух частей – хрящевой и костной. Хрящевой слуховой проход составляет продолжение хряща ушной раковины в форме желоба. Костный слуховой проход, составляет две трети всего слухового прохода, открывается кнаружи посредством наружного слухового отверстия. В хрящевой части прохода кожа очень богата как сальными, так и особого рода железами, выделяющими желтоватого цвета секрет, так называемую ушную серу. Между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка.
Барабанная перепонка имеет овальную форму с длинным поперечником (11 мм) и коротким (9 мм). Наружная поверхность покрыта продолжением кожного покрова слухового прохода, а внутренняя – слизистой оболочкой барабанной полости.
Среднее ухо, состоит из барабанной полости и слуховой (евстахиевой) трубы, сообщающей барабанную полость с носоглоткой. Объем барабанной полости около 1 см3. Находящиеся в барабанной полости три маленькие слуховые косточки носят по своему виду названия молоточка, наковальни и стремени. Слуховые косточки укреплены, несколькими отдельными связками. Цепь косточек выполняет две функции: костную проводимость звука и механическую передачу звуковых колебаний к овальному окну преддверия. Внутренняя стенка барабанной полости прилежит к лабиринту, а потому называется лабиринтной. В ней имеются два окна: круглое, окно улитки, ведущее в улитку и затянутое вторичной барабанной перепонкой и овальное, окно преддверия, ведущее в преддверие костного лабиринта, закрытого основанием стремечка.
Слуховая, или евстахиева труба, служит для доступа воздуха из глотки в барабанную полость, чем поддерживается равновесие между давлением в этой полости и внешним атмосферным давлением, что необходимо для правильного проведения к лабиринту колебаний барабанной перепонки.
Внутреннее ухо представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом, имеющим 2,5 завитка, который разделен основной мембраной на три узких части (лестницы) - верхний канал (вестибулярная лестница) начинается от овального окна, соединяется с нижним каналом (барабанной лестницей) и заканчивается круглым окном. Оба канала представляют собой единое целое и заполнены перилимфой, сходной по составу со спинномозговой жидкостью. Между верхним и нижним каналами находится средний (средняя лестница). Он изолирован и заполнен эндолимфой. Внутри среднего канала на основной мембране расположен собственно звуковоспринимающий аппарат – орган Корти с рецепторными клетками, представляющий периферический отдел слухового анализатора. Над кортиевым органом лежит текториальная (покровная) мембрана, один край которой закреплен, второй – свободен. Волоски наружных и внутренних волосковых клеток органа Корти соприкасаются с текториальной мембраной, в результате соприкосновения изменяется проводимость ионных каналов рецепторных (волосковых) клеток, формируются рецепторные потенциалы. Все это приводит к возбуждению волокна слухового нерва.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука начинается с попадания звуковых волн в наружное ухо, где они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки через систему слуховых косточек среднего уха передаются на мембрану овального окна, что вызывает колебание перилимфы вестибулярной (верхней) лестницы. Эти колебания через геликотрему передаются перилимфе барабанной (нижней) лестницы и доходят до круглого окна, смещая его мембрану по направлению к полости среднего уха. Колебания перилимфы передаются также на эндолимфу перепончатого (среднего) канала, что приводит в колебательные движения основную мембрану, состоящую из отдельных волокон, натянутых, как струны рояля. При действии звука волокна мембраны приходят в колебательные движения вместе с рецепторными клетками кортиева органа, расположенными на них. При этом волоски рецепторных клеток контактируют с текториальной мембраной, реснички волосковых клеток деформируются. Возникает рецепторный потенциал, который далее проводится по слуховому нерву и передается в другие отделы слухового анализатора.
Диапазон восприятия звуковых колебаний человеческого уха составляет от 20 до 20 000 Гц. Звуки, используемые в речи, содержат частоту колебания от 150 до 2 500 Гц. Максимальная чувствительность слуха человека лежит в диапазоне 1000 – 4000 Гц. Ощущение силы (интенсивности) звука связано с различным соотношением числа возбужденных волосковых клеток-рецепторов у основания и на вершине улитки.
Определение остроты слуха проводится с помощью шопотной речи отдельно для правого и левого уха. Испытуемый становиться на расстояние 6 м от экспериментатора, исследуемое ухо направлено в его сторону. Противоположное ухо плотно зарывает указательным пальцем, прижимая козелок ушной раковины. Экспериментатор произносит шепотом с одинаковой громкостью слова (например, 5 высоких и 5 низких звуков), используя таблицу Воячека (таблица 1).
Таблица слов Воячека |
Высокие звуки расстояние для шепота – 5 метров | Низкие звуки разговорной речи — 20 метров | Исследуемому нужно объяснить, что он должен громко повторять услышанные слова |
вон вор вру врун мор мну но ну ой рву ром ум ворон ровно руно умно умру урон двор мимо Мирон много море мороз мутно номер норов нора овин овод одно окно опор ревун ровня роман урок | ай ей ой жечь ожечь сей час чай чей щи язь еще жижа жиже заяц зашей ищи сажа сама сияй сейчас сеча чаша чеши чиж чище дача жесть зажать зажить свайка зайка зайти зайчик заказ Яша шея | При этом испытуемый не должен видеть лица и движения губ экспериментатора. Если испытуемый не может повторить большинство произносимых слов, то экспериментатор приближается на 1 метр к испытуемому и повторяет процедуру. |
Результаты оформите в таблице
6м | 6м | 5м | 5м | 4м | 4м | 3м | 3м | 2м | 2м |
выс | низ | выс | низ | выс | низ | выс | низ | выс | низ |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Оцените количество правильных повторов высоких и низких звуков для разного расстояния, постройте график зависимости отношения правильных ответов к количеству высоких и низких звуков и расстоянию между испытуемым и экспериментатором по средним значениям.