СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при дифтерии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при дифтерии»»






Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Система менеджмента качества




Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)



Профессиональный модуль «Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессе

34.02.01Сестринское дело»

МДК 34.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Раздел «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»


Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателей


Тема: «Воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при дифтерии»








Щигры – 2021

«Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях. Сестринский уход при дифтерии»

Пояснительная записка


Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины « Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях» и студентов 3 курса специальности «Сестринское дело».


Методическое обоснование занятия

Актуальность: Дифтерия является достаточно опасной инфекцией и хотя в настоящее время случаи заболевания встречаются не часто в связи с проводимой специфической профилактикой все еще очень важно совершенствование знаний и практических навыков  специалистов здравоохранения по профилактике, ранней диагностике, дифференциальной диагностике и  лечению данной инфекций, а также  моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий оказания медицинской помощи, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения, на организацию и осуществление мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.

Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам помощи инфекционным больным являются очень важной для обучения специалистов сестринского дела.

Учитывая большую распространенность заболеваний, с ними может столкнуться каждый медработник, поэтому необходимо знать все типичные и атипичные варианты заболеваний, формы развития заболеваний и виды их проявлений, методы диагностики, принципы сестринского ухода.

Вы хотите просто стать хорошим высокооплачиваемым специалистом, профессионалом. Для этого необходимо знать основную, часто встречающуюся патологию, чтобы ответить на любой вопрос вашего пациента, показав тем самым свою компетентность.

Люди, при инфекционных болезнях, получат помощь докторов, медсестер и других лиц, осуществляющих уход, которые понимают, как оказывать качественную помощь таким пациентам.

Мы станем профессионалами в сфере ухода за больными, и обеспечим наших пациентов качественной медицинской помощью и уходом, независимо от области медицины, в который мы задействованы. У нас есть возможность предоставлять качественный уход неизлечимо больным людям, переживающим период наибольшей нужды в заботе и уходе.

Форма организации учебного процесса:

Тип занятия:теоритическое занятие

Метод ведения занятия: диалоговое общение на основе работы с раздаточным материалом, таблицами, презентациями.

Цели занятия: Формирование и закрепление теоретических знаний у студентов при организация помощи пациентам с дифтерией.

Задачи:

Дидактические:

- Дать понятие Дифтерия, Дифтерийный круп, Инфекционно-токсический шок.

Сформировать у студентов представление о помощи пациентам с дифтерией, ее осложнениями, принципами работы в эпидемиологическом очаге

- Озвучить концепцию ухода за пациентами с дифтерией, призванная облегчить жизнь им и их родным и близким, посредством принятия мер, направленных на уменьшение страданий пациентов, такими способами, как раннее выявление, точная оценка состояния и облегчение боли, других симптомов и прочих физических, психосоциальных и духовных проблем.

Ознакомить студентов с принципами оказания помощи пожилым пациентам и детям.

Развивающие:

Развитие интереса к изученной теме;

Способствовать развитию логического и клинического мышления;

Углубить профессиональный кругозор;

Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, анализировать полученную информацию, выбирать главное.

Воспитательные:

Стремление воспитать бережное отношение к пациенту, его психике

Стремление воспитать чувство гуманизма, субординации, взаимопомощи, уважения к старшим, такта.

-формировать общие компетенции согласно ФГОС: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК12, ОК13;

Время:90 минут.

Межпредметные связи.

- Сестринский уход в неврологии и психиатрии

- Сестринский уход в терапии, фтизиатрии

- Участие в реабилитационных мероприятиях

-Основы латинского языка с медицинской терминологией.

-Фармакология.

-ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

-Медицинская психология – общение с пациентом, его родственниками, медицинским персоналом

- ТМУ – лечебно-охранительнй и санэпидрежим в лечебном учреждении, выполнение необходимых диагностических и лечебных манипуляций согласно алгоритмам, приказы по дезрежиму.

Место проведения: Лекционный зал.

Оснащение: Конспект лекции, таблицы и схемы, мультимедийная установка со слайдами темы, презентации «Дифтерия», «Профилактика дифтерии».

Уровни усвоения материала.

1 уровень:

- понятие дифтерия, дифтерийный круп, ИТШ.

- круг задач, которые надо решать при оказании помощи пациентам с дифтерией, а так же органной недостаточностью в стадии декомпенсации, пациентам с хроническими прогрессирующими заболеваниями терапевтического профиля в терминальной стадии развития;

-потребность в помощи пациентов пульманологического, кардиологического, нефропатического и других профилей;

2 уровень:

- создать достойные условия пациенту в период нахождения его в стационаре и в домашних условиях;

- поддержание у больного стремления к жизни при одновременном восприятии смерти как естественного процесса;

- нормативно-правовая документация, необходимая при оказании помощи пациентам с дифтерией.

3 уровень:

- провести сестринское обследование пациента;

- выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;

- составить план сестринского ухода с выбором модели сестринского процесса;

- оказать необходимую помощь при возникновении боли, депрессии, снижении аппетита, затруднения дыхания;

- оказывать пациенту необходимую психологическую и духовную поддержку;

- соблюдать принципы этики и деонтологии.

Метапридметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия).

  2. Формировать в диалоге с преподавателем, а также внутри группы, устную монологическую речь.

  3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по собственному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи.

  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, устанавливать аналогию, сопоставлять информацию.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

  2. Формировать толерантность обучающихся, наблюдательность, внимательность при работе с медицинской терминологией.

3. Литература:

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002г №24 «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129 - 02.»(ред. от 01.10.2019). – Текст : электронный // Гарант: информ.-правовой портал.–URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12138291:0.

2. Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы.

3. Методические указания. МУК 4.2.2013-08

4. Антонова, Т.В., Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии эпидемиологии/ Т.В. Антонова., М.М. Антонов, В.Б. Барановская. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-1980-9 –Текст: непосредственный.

5. Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года (с дополнениями и изменениями 2005 г)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст : непосредственный.

6. Приложение №1 к приказу МЗ РФ от 4 августа 1983г.№916. инструкция по санитарно - противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционной больниц (отделений)ISBN 978-5-7681- 1297-4. – Текст : непосредственный.





План занятия

Этап занятия

Продолжительность этапа

Организационный момент

2 мин

Мотивация изучаемой темы

5 мин

Совместное целеполагание

10 мин

Изучение нового

50 мин

Обобщение и систематизация знаний студентов по изучаемой теме (закрепление материала)

10 мин

Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия)

5 мин

Подведение итогов занятия. Выставление отметок

5 мин

Задание на дом

3 мин

Ход занятия

        1. Организационный момент.

Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, фиксирует готовность аудитории и ТСО к занятию. Студенты приветствуют преподавателя, организуют рабочие места, знакомятся с планом занятия.

      1. Мотивация изучаемой темы.

Медицинские сестры должны иметь ясное представление о причинах развития заболеваний и характере возникающих при этом изменений в организме, чтобы не допустить распространения болезней. Ранняя диагностика и своевременная изоляция является важнейшим условием успешной борьбы с инфекционными болезнями. Выявление инфекционных болезней медицинскими сестрами возможно на участке, в кабинете инфекционных болезней, в поликлиниках и стационарах, очень важно совершенствование знаний и практических навыков  специалистов здравоохранения по профилактике, ранней диагностике, дифференциальной диагностике и  лечению дифтерии, а также  моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий оказания медицинской помощи, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения, на организацию и осуществление мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.

3. Совместное целеполагание.

Преподаватель помогает сформулировать цели занятия. Студенты осмысливают информацию, формулируют цель занятия, включаются в активное сотрудничество с преподавателем.

- Каких целей мы попытаемся достичь на сегодняшнем занятии?

- Как эти знания и умения могут пригодиться в вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

Цель: формирование знаний студентов об особенностях сестринского ухода при дифтерии.

Основные термины и понятия: дифтерия, дифтерийный круп, ИТШ.

4. Изучение нового.

Преподаватель знакомит студентов с новой информацией по теме. Студенты слушают, отвечают на предложенные вопросы, записывают.

Дифтерия– острое инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи, характеризующееся фибринозным воспалением во входных воротах инфекции, интоксикацией и поражением сердца, почек, нервной системы.

Этиология.

Дифтерийная палочка (Corynebacterium diphtheria) была открыта Клебсом в 1883 году. Спустя год была выделена чистая культура и описана Леффлером. Дифтерийные бактерии устойчивы во внешней среде, хорошо переносят высушивание и низкие температуры. В капельках слюны, на предметах домашнего ухода, на игрушках дифтерийные палочки могут сохраняться в течение 2-х недель, в пыли – до 2-х месяцев, в молоке и воде – до 20 дней. Возбудители дифтерии весьма чувствительны к воздействию прямых солнечных лучей, высоких температур, дезинфектантов.

Эпидемиология.

Эпидемии дифтерии всегда возникали периодически (через 10-15 лет). Максимальное количество заболеваний дифтерией у детей приходится на возраст от 9 до 10 лет. После 10 лет восприимчивость к дифтерии уме6ьшается с каждым годом. Однако следует помнить, что дифтерией может заболеть человек любого возраста, в том числе и новорожденные, и пожилые люди. Вспышки дифтерии чаще наблюдаются в осенне-зимнее время.Источники инфекции:больные люди;бактерионосители токсигенных коринебактерий (носительство может быть кратковременным от 1 до 7 дней и затяжным до 1 месяца).Эпидемиологическое значение имеют больные при всех локализациях патологического процесса, но наилучшие условия для распространения заболевания создаются при дифтерии ротоглотки. Большую эпидемиологическую опасность также представляют носители токсигенных коринебактерий.Механизм передачи:Аэрозольный.

Пути передачи инфекции:

воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре);воздушно-пылевой (в пыли коринебактерии сохраняются до 2-х месяцев);контактно-бытовой (через различные вещи, игрушки, а также предметы ухода);пищевой.

Входные ворота инфекции:слизистые оболочки (зева, глотки, гортани, носа, глаз, половых органов);кожа, если поврежден ее эпителий (раны, язвы, опрелости).Механизм развития заболевания.Дифтерийная палочка на месте внедрения размножается, выделяя экзотоксин, разносящийся по лимфатической и кровеносной системе. Действием этого токсина обусловлены все клинические проявления дифтерии как местные, так и общие. Токсин является типичным представителем группы нейротоксинов. Токсин на месте своего образования вызывает местное воспаление с фибринозным выпотом (плотным белесовато-серым налетом), сопровождающееся отеком окружающих тканей и воспалением близлежащих лимфатических узлов.Особенности дифтерийной пленки:дифтерийная пленка плотно спаяна с подлежащими тканями;имеет белесовато-серую окраску;при попытке снять пленку обнаженная поверхность кровоточит;снятая пленка, помещенная в воду, не распадается и тонет.Дифтеритическое воспаление на слизистых оболочках дыхательных путей (гортань, трахея) бывает более поверхностным (крупозным), так как слизистая оболочка покрыта однослойным эпителием, а на слизистой пищеварительного тракта с многослойным эпителием (зев, глотка) – более глубоким (фибринозно-дифтеритическим) и захватывает не только верхний слой эпителия, но и соединительно-тканную основу. Поэтому крупозные пленки из гортани, трахеи и бронхов легко отторгаются в виде слепков, а в зеве сидят плотно и при попытке их снять кровоточат. Крупозное воспаление и отек приходит к сужению (стенозу) дыхательных путей, вызывая затруднение дыхания. В механизме возникновения стеноза играет важную роль спазм мышц гортани. Дифтерийное поражение гортани и нижележащих дыхательных путей принято называть истинным крупом, в отличие от ложного крупа, наблюдающегося при ОРВИ и других инфекциях. Поступление токсина в ток крови вызывает общую интоксикацию различной степени. Токсин, разносится по организму, связывается с клетками, вызывая в них процесс воспаления и перерождения, особенно чувствительны к токсину нервная, эндокринная системы (надпочечники), сердце, печень, почки.Поражение сердца сводится к явлениям воспаления сердечной мышцы в виде отека, кровоизлияния, гибели клеточных элементов (миокардит). Исход таких миокардитов – образование соединительной ткани на месте погибших волокон.Поражение нервной системы приводит к гибели клеточных элементов в вегетативной нервной системе, а в периферических нервах – к невриту (гибель миелиновой и шванновской оболочек). Патологический процесс в нервных стволах приводит к замедлению проведения нервных импульсов на поперечно-полосатые мышцы, возникают периферические параличи мягкого неба, мышц шеи, туловища, конечностей, диафрагмы и дыхательных мышц. При эффективной терапии удается добиться восстановления утраченных функций.В раннем периоде заболевания токсином повреждаются надпочечники (в основном мозговое вещество, образующее адреналин), чем и объясняется иногда быстрая гибель больных при тяжелой форме дифтерии в результате развития острой сосудистой недостаточности.Тяжесть клинической картины и процесс выздоровления во многом зависит от токсигенности возбудителя, способности организма к накоплению антител (антитоксинов) и от сроков введения противодифтерийной сыворотки, способной нейтрализовать токсин, пока от не фиксировался в клетках.В результате перенесенного заболевания вырабатывается антитоксический иммунитет, достаточно напряженный, но не стойкий. Повторные случаи заболевания дифтерией возможны.Классификация дифтерии.Наиболее частые клинические формы дифтерии:Дифтерия ротоглотки.Дифтерия дыхательных путей (гортань, трахея, нос).Редко встречаются клинические формы:Дифтерия глаза, кожи, половых и других органовКомбинированная клиническая форма:Одновременное поражение нескольких органов.Инкубационный период длится от 2 до 10 дней. ДИФТЕРИЯ РОТОГЛОТКИ.Дифтерия ротоглотки составляет 90 – 95 % всех случаев дифтерии.В зависимости от распространенности, тяжести местного процесса и выраженности общей интоксикации, различают следующие формы дифтерии ротоглотки:Локализованная форма: налеты не распространяются за пределы миндалин.Распространенная форма: налеты распространяются по всей носоглотке.Токсическая форма (наиболее тяжелая): помимо обширных налетов в зеве, имеется отек шейной клетчатки и общие явления тяжелой интоксикации.

Клинические проявления дифтерии ротоглотки:Локализованная форма характеризуется:умеренно выраженными симптомами интоксикации: чувство разбитости, головная боль, температура до 38 – 390С;незначительными болями при глотании;на месте внедрения возбудителя уже на 1 – 2 сутки болезни образуются пленки: нежные, тонкие, беловато-серого цвета налеты на одной или обеих миндалинах, гиперемия вокруг них небольшая, постепенно налеты на обеих миндалинах становятся плотными с гладкой, блестящей поверхностью и четко очерченными краями; умеренно увеличенными регионарными лимфатическими узлами. Процесс при локализованной форме длится 3 – 5 дней, при своевременно начатом лечении налеты постепенно рассасываются. Осложнения в виде параличей и поражения сердечно-сосудистой системы (миокардит) могут развиться лишь в случаях позднего применения противодифтерийной сыворотки или при отсутствии сывороточного лечения. При распространенной форме: общие явления интоксикации наиболее выражены: вялость, адинамия, снижение аппетита, температура 390С и выше; боли при глотании; налеты более массивные, захватывают не только миндалины, но переходят на дужки, язычок, боковую и задние стенки глотки, носоглотку, они серого цвета и более плотные; шейные лимфатические железы поражают сильнее, но отека шейной клетчатки не бывает; присоединяются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы («инфекционное сердце») между 5 – 15-м днем болезни: брадиаретмия, падение АД, расширение границ сердца, ослабление тонов. Продолжительность этой формы составляет 1,5 – 3 недели.Позже могут присоединиться другие осложнения (парез мягкого неба и др.)При токсической форме процесс в начале может напоминать предыдущие формы, а затем принимает бурное, тяжелое течение: температура высокая до 400С, держится 3 – 4 дня, выражены озноб, рвота, головная боль, слабость; отмечаются значительные боли при глотании;быстро развиваются обширные плотные налеты, беловато-серого или грязно-серые, распространяющиеся по всему зеву, глотке и носоглотке, часто заходя на мягкое и твердое небо, слизистая ротоглотки темно-красного цвета, резко отечная, отек бывает выражен несколько резко, что язычок сдавливается и ущемляется миндалинами, а иногда подвертывается назад, тогда задняя стенка глотки становится не видной;дыхание затруднено (стеноз глотки), храпящее, голос сдавленный, с носовым оттенком;речь невнятная, рот полуоткрыт, губы сухие, язык обложен, отмечается своеобразный сладковатый, приторный, тошнотворный запах изо рта;иногда наблюдаются сукровичные выделения из носа.Отек шейной клетчатки – наиболее типичный симптом токсической формы (с одной или обеих сторон), он имеет вид мягкой, пастозной опухоли, безболезненной при пальпации, шея заметно утолщена, отек часто распространяется вниз, реже – вверх на лицо или назад, на шею.Различают три степени выраженности токсической формы дифтерии ротоглотки:I степень – отек шейной клетчатки до второй шейной складки (середина шеи);II степень – отек шейной клетчатки до ключицы;III степень – отек шейной клетчатки ниже ключицы, распространяющийся на грудь до сосковой линии или мечевидного отростка.При своевременно проводимой специфической терапии острый период токсической формы дифтерии ротоглотки продолжается 7 – 8 дней. После отторжения налетов, ротоглотке еще некоторое время сохраняются некротические изменения, которые постепенно эпителизируются, одновременно уменьшается и исчезает отек шейной клетчатки, улучшается общее состояние. Прогноз.При дифтерии ротоглотки главная опасность и причина осложнений – это воздействие дифтерийного токсина на организм, особенно на сердце и нервную систему, вследствие чего могут развиться миокардит и параличи.

ДИФТЕРИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ Дифтерийный (истинный) круп чаше встречается у маленьких детей в возрасте от 1 года до 5 лет. Заболевание начинается постепенно, по своему началу напоминает иногда ОРВИ, проявляясь умеренными подъемами температуры тела и небольшим кашлем, бледностью кожных покровов, но в дальнейшем последовательно развиваются характерные симптомы дифтерийного (истинного) крупа. Круп может развиться первично, захватывая сразу и гортань и трахею, или же присоединиться к другим локализациям дифтерии, протекая одновременно с поражением ротоглотки и носа. В картине развития дифтерийного крупа различают три периода: период – катаральный (1 – 3 дня).II период – стенотический (от нескольких часов до 2 – 3 суток).III период – асфиктический.

Основные клинические проявления дифтерийного крупа В катаральном периоде: кашель становится более грубым, сухим, приобретает лающий характер; голос изменяется от хриплого до сиплого и, наконец, совсем пропадает (афания);В стенотическом периоде:наиболее типичным признаком является – шумное дыхание вследствие того, что воздух проходит через суженную голосовую щель, сначала затрудняется вдох, а затем выдох, дыхание становится слышимым на большом расстоянии; ребенок беспокоен, мечется, выбирает себе положение, при котором было бы легче дышать, в начале приступы затрудненного дыхания короткие, затем – более длительные; в процесс постепенно вовлекается вспомогательная мускулатура, отмечается втяжение уступчивых мест грудной клетки (подложечной области, межреберных промежутков, под- и надключичных пространств);постепенно кашель становится беззвучным, пульс во время глубокого вдоха ослабевает или исчезает, нарастает цианоз. В асфиктическом периоде:дыхание учащено, становится поверхностным;ребенок вялый, сонливый, перестает метаться;пульс нитевидный, едва ощутимый, АД падает;во время появления нового приступа удушья, может наступить быстрая смерть от асфиксии. Продолжительность II и III периодов – от нескольких часов до 2 – 4 суток, такое течение свойственно обычно дифтерийному крупу при позднем применении лечебной сыворотки. При своевременно начатой специфической терапии процесс может быть приостановлен после введения противодифтерийной сыворотки уже через 18 – 24 часа. Постепенно происходит обратное развитие симптомов, однако голос длительно остается беззвучным или сиплым.

Прогноз.

Зависит от тяжести заболевания, возраста ребенка, времени введения сыворотки и от своевременного проведенного неотложного вмешательства. Дифтерийный круп может осложниться пневмонией.ДИФТЕРИЯ НОСАДифтерия носа – относительно легкая форма, но опасная тем, что ее легко можно просмотреть. Часто она является причиной перехода дифтерийного процесса на ротоглотку, гортань и другие органы и послужить источником распространения дифтерии. В основном встречается у детей раннего возраста.Основные клинические проявления дифтерии носа:симптомы интоксикации выражены умеренно, температура тела нормальная или субфебрильная;в начале из одной половинке носа появляются сукровичные, а затем обильные слизистые или слизисто-гнойные выделения, на носовой перегородке – эрозии, язвочки, кровянистые корочки (катарально-язвенная форма) или фибринозные пленки беловато-серого цвета (пленчатая форма);носовое дыхание затруднено вследствие отека слизистой оболочки;выражена мацерация кожи под носом, кровянистые корочки у входа в нос и в области верхней губы.При несвоевременно начатом лечении могут быть и токсические формы дифтерии носа.

ДИФТЕРИЯ ГЛАЗАДифтерия глаза (конъюнктивальная дифтерия). Чаще развивается вторично при наличии дифтерии другой локализации. В зависимости от глубины процесса различают три формы дифтерии глаза:Катаральную (поверхностную) форму.Пленчатую форму.Токсическую форму.

Клинические проявления дифтерии глаза.При катаральной форме:умеренно выраженная интоксикация;появляются небольшие тягучие выделения из глаза на фоне воспалительной конъюнктивы;регионарный лимфадермит отсутствует.При пленчатой форме:умеренная интоксикация;выражен отек век, на гиперемированной конъюнктиве – дифтерийные пленки;из конъюнктивального мешка выделяется серозно-гнойное отделяемое.При токсической форме:острое бурное начало, выражены симптомы интоксикации;стремительно развивается отек век с распространением на периорбитальную область, щеки, нос, что деформирует лицо, делая его асимметричным, веки смыкаются, из глаз вытекает обильный сукровично-гнойный секрет, склеивающий ресницы, конъюнктивы покрыты характерным дифтерийным налетом, кожа вокруг глаз мацерирована, раздражена;в процесс вовлекаются регионарные лимфоузлы.Прогноз.Токсическая форма дифтерии глаза опасна тем, что при ней процесс захватывает глазное яблоко и может перейти на роговую оболочку, в результате чего нарушается зрение. При наслоении гнойной инфекции может развиться панофтальмит с полной потерей зрения.ДИФТЕРИЯ КОЖИДифтерия кожи – развивается при ее повреждениях, помимо этого дифтерийный налет может появиться на любом месте кожи, лишенной эпидермиса (кожные складки за ушами, на шее, в паху, в местах опрелости).Основные клинические проявления дифтерии кожи или раны:симптомы интоксикации выражены умеренно;на пораженном участке кожи или раны появляются грязноватого вида плотные налеты с неприятным запахом;кожа вокруг раны отечна, но безболезненна;увеличены регионарные лимфоузлы.Продолжительность процесса от 1 недели до 1 месяца.ДИФТЕРИЯ НАРУЖНЫХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВДифтерия наружных половых органов.Чаще возникает у девочек вторично, вслед за дифтерией другой локализации (заносится, в основном грязными руками).Основные клинические проявления дифтерии наружных половых органов:При локализованной форме:симптомы интоксикации выражены умеренно;из влагалища вытекают серозно-кровянистые выделения с неприятным гнилостным запахом; выражен отек и гиперемия влагалища, позже на слизистой оболочке появляются изъявления, покрытые грязноватым дифтерийным налетом. При распространенной форме: процесс может переходить на промежность и область анального отверстия; паховые лимфатические узлы умеренно увеличены; развивается отек мягких тканей промежности, отечные ткани могут сдавливать мочеиспускательный канал, мочеиспускание становится затрудненным, частым, болезненным. При токсической форме: резко выражены симптомы интоксикации; паховые лимфатические узлы увеличены, болезненные; отмечаются обширные плотные налеты серовато-серого цвета на промежности; появляется отек половых губ и подкожной клетчатки в области паха, бедер и лобка. Осложнения при всех формах дифтерии развиваются по трем направлениям: Воздействие токсина на внутренние органы (миокардит, сердечная недостаточность, параличи, нефрит и др.).Присоединение вторичной бактериальной микрофлоры с развитием гнойных процессов (пневмония, отиты и др.).Воздействие иммунных комплексов, образующихся в течение болезни. Обтурация просвета дыхательных путей дифтерийными пленками при крупе. Основные принципы лечения дифтерии. Все больные подлежат обязательной и немедленной госпитализации и лечению до полной санации от возбудителя.Специфическая серотерапия – введение антитоксической противодифтерийной сыворотки (ПДС), является основным методом лечения дифтерии. Сывороточная терапия эффективна лишь в тех случаях, когда она назначается рано, до того, как токсин будет связан клетками тканей внутренних органов. Доза сыворотки определяется тяжестью заболевания. Сыворотку, как правило, вводят однократно.Схема введения антитоксической противодифтерийной сыворотки (рекомендуемая ВОЗ)


Форма дифтерии


Доза сыворотки, АЕ


Метод введения


Локализованная


10 000 – 30 000


Внутримышечно


Распространенная


30 000 – 40 000


Внутримышечно


Субтоксическая


30 000 – 40 000


Внутримышечно


Токсическая


40 000 – 80 000


Внутримышечно, внутривенно


Круп локализованный


10 000 – 30 000


Внутримышечно


Круп распространенный и нисходящий


30 000 – 40 000


Внутримышечно, внутривенно


В случаях позднего начала лечения повторяют введение в той же или половинной дозе. В настоящее время используется высокоочищенная лошадиная сыворотка «Диаферм 3». Для предупреждения анафилактического шока первое введение сыворотки проводится по методу Безредка.Десенсибилизирующая терапия: супрастин, димедрол, тавегил, фенкарол.Дезинтоксикационная терапия: гемодез, 5% раствор глюкозы, реополиглюкин, неокомпенсан, альбумин, полионные растворы. Антибиотики: пенициллин, ампициллин, препараты цефалоспоринового ряда (при реинфекции), курс 7-10 дней. Плазмаферез и гемосорбция при тяжелых формах и при позднем начале лечения (с заменой криогенной плазмой до 70-100% циркулирующей крови).Кортикостероиды при токсических формах и при крупе. Витаминотерапия. Оксигенотерапия. Диетическое питание. При дифтерии гортани: введение эуфиллина, паровые ингаляции с растворами гидрокортизона, тепловые и отвлекающие процедуры. При неэффективности медикаментозного лечения крупа – интубация трахеи, а при нисходящем крупе – трахеостомия. Посиндромная терапия (лечение миокардита, нефрита, параличей и других осложнений по принятым схемам). Лечение бактерионосителей: курсы антибиотикотерапии: препаратами тетрациклинового ряда или эритромицином в течение 7 дней; санация хронических очагов инфекции; общеукрепляющая терапия (полноценное питание, курсы витаминотерапии); при длительном бактерионосительстве водится вакцина «Кодивак» по 1-2 мл, подкожно 2-3 раза с интервалом в 3-5 дней, при наличии очагов хронической инфекции вакцину закапывают или распыляют по 2-3 капли в каждый носовой ход по 3 раза в течение недели (санирующий эффект достигается в 80% случаев).

Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии:

Ранняя диагностика и изоляция больного до полного клинического выздоровления и получения 2-х отрицательных анализов бактериологического исследования мазков из ротоглотки и носа, которые проводятся с двухдневным интервалом, но не раньше, чем через 3 дня после отмены антибиотиков.На очаг накладывается карантин на 7 дней с момента разобщения с заболевшим, выявление контактных, взятие их на учет, ежедневное наблюдение за контактными (осмотр зева, кожи измерение температуры, документирование результатов осмотра); бактериологическое обследование контактных (мазок из ротоглотки и носа на BL-токсигенные коринебактерии).Санация бактерионосителей токсигенных коринебактерий. Заключительная дезинфекция после изоляции и выздоровлении больного. Бактериологическое обследование больных с хроническими очагами инфекции, ангинами и ларингитами при кровянистых выделениях из носа.Проведение плановой активной иммунизации детей: АКДС (ассоциированной коклюшно-дифтерийно-столбнячным анатоксином), АДС (ассоциированным дифтерийно-столбнячным анатоксином), АДС-М (ассоциированным дифтерийно-столбнячным анатоксином с уменьшенным содержанием антигенов) по схеме:Вакцинация АКДС – с 3-х месяцев трехкратно с интервалом 30 дней.Вакцинация АДС – с 3-х месяцев двукратно с интервалом 30 дней.Вакцинация АДС-М – с 3-х месяцев двукратно с интервалом 30 дней.1 ревакцинация – АКДС – через 1,5-2 года после вакцинации.1 ревакцинация АДС – через 9-12 месяцев после вакцинации.1 ревакцинация АДС-М – через 6-9 месяцев после вакцинации. Последующие ревакцинации в 9, 16 лет и далее через 10 лет, АДС анатоксином. Лица, не подвергавшиеся иммунизации, в случае контакта с больным или носителем токсигенной дифтерийной палочки, подлежат немедленной вакцинации по полной схеме, а если контактные вакцинированы против дифтерии, но с момента последней ревакцинации прошло более 5 лет, то вводится поддерживающая доза АДС-М или АД-М анатоксином. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами дифтерии проводится в течение 6 месяцев после выписки из стационара.

Сестринский процесс при дифтерии.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: нарушение питания; лихорадка; нарушение сна; нарушение физической и двигательной активности; боли при глотании; изменение внешнего вида; неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания; страз перед госпитализацией, манипуляциями; разлука с близкими, сверстниками; снижение познавательной активности; осложнения заболевания (миокардиты, параличи).

Возможные проблемы родителей: дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка; страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания; дефицит знаний о заболевании и уходе; психоэмоциональное напряжение; неадекватная оценка состояния ребенка; угроза инфицирования членов семьи. Сестринское вмешательство. Информировать пациента и его родителей о причине развития дифтерии, механизме передачи инфекции, клинических проявлениях, принципах лечения, профилактике. Убедить родителей и ребенка, если позволяет его возраст и состояние, в необходимости срочной госпитализации для обеспечения благополучного исхода болезни, оказать помощь в госпитализации, объяснить преимущества своевременного проведения специфической серотерапии (с помощью введения антитоксической противодифтерийной сывороткой). Осуществлять контроль за соблюдением ребенком строгого постельного режима, обеспечить ему комфортное положение в постели. Продолжительность постельного режима, обычно 2-3 недели, затем необходимо постепенно расширять режим под контролем жизненных функций и лабораторных показателей. Осуществлять мониторинг жизненно важных функций (температуры, пульса, АД, ЧДД и пр.). Своевременно выполнять назначения врача. Оказывать доврачебную помощь при развитии неотложных состояний. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений, взаимодействовать с лечащим врачом. Если позволяет состояние и возраст, необходимо побуждать детей к самоуходу: убедить полоскать зев слабыми растворами антисептиков, регулярно чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды. Если он не может это делать сам, несколько раз в день проводить орошение полости рта с помощью грушевидного баллончика; преддверие рта, носа, язык обрабатывать стерильным глицерином, масляными растворами витаминов А и Е. При дифтерии глаз промывать конъюнктивиты растворами антисептиков, закапывать витамин А. При дифтерии дыхательных путей по показаниям, санировать дыхательные пути с помощью электроотсоса, проводить ингаляции с протеолитическими ферментами, эуфиллином или гидрокортизоном и оксигенотерапию с помощью маски или носовых канюль. Обеспечить пациента достаточным комплектом чистого нательного и постельного белья, проводить его смену, по мере необходимости. Организовать проведение текущей дезинфекции (проветривать палату 4-5 раз в сутки, дезинфицировать посуду, игрушки, предметы ухода, обстановки, проводить 2 раза в день влажную уборку с дезинфектантами и пр.). Контролировать питание ребенка. Нельзя ребенка кормить принудительно, при отсутствии аппетита предложить теплые витаминизированные напитки (разведенные сладкие соки, морсы, компоты, дегазированную слабощелочную минеральную воду). Диета должна быть жидкой и полужидкой легкоусвояемой, обогащенная витаминами и исключающая острые блюда и трудно перевариваемые продукты. Частота кормлений должна составлять в остром периоде до 5-6 раз в сутки малыми порциями. После снятия симптомов интоксикации и восстановления эпителиального слоя слизистой ротоглотки можно переходить к обычной полноценной, но не грубой пище, предложить ребенку свежие некислые фрукты, фруктовые и овощные салаты, пюре, вегетарианские и нежирные супы на курином и говяжьем вторичном бульоне, полужидкие каши (гречневую, рисовую, овсяную), отварные или запеченные мясо, рыбу, не жирный творог, фруктовые йогурты. При параличе глоточной мускулатуры осуществлять кормление через зонд. С помощью терапевтической игры своевременно готовить ребенка к манипуляциям и лабораторно-инструментальным методам исследования (инъекциям, взятию мазков из ротоглотки и носа на токсигенные коринебактерии, анализов крови, проведению ЭКГ и др.) на понятном ребенку языке объяснить, что и зачем нужно делать. Корректировать поведение ребенка, своевременно устранять дискомфорт, связанный с длительным пребыванием в постели путем организации интересного досуга, давать соответствующие его возрасту задания, поощрять познавательную деятельность, дающую ему чувство удовлетворения, постоянно поддерживать положительный эмоциональный тонус. Убедить родителей после выписки из стационара продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачами – педиатром, отоларингологом и другими специалистами по показаниям, в течение 6 месяцев. После выздоровления порекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, прием поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и пр.).

Рефлексия.

Оценка результатов учебной деятельности студентов.

«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).

«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.

«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения

«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.


Домашнее задание:

Составьте экспертную карту сестринского процесса при дифтерии

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.

Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.

Планирование и мотивация сестринских вмешательств.

Профилактические мероприятия.

Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Дайте определение дифтерии.

Какими свойствами обладает возбудитель дифтерии?

Какие существуют источники инфекции?

Каковы механизм и пути передачи инфекции?

Каков механизм развития дифтерии?

Каковы основные клинические проявления дифтерии ротоглотки?

Каковы основные клинические проявления дифтерии дыхательных путей?

Каковы основные клинические проявления дифтерии глаз?

Каковы основные клинические проявления дифтерии кожи?

Каковы основные клинические проявления дифтерии наружных половых органов?

Какие принципы лечения дифтерии?

Какие осложнения дифтерии вы знаете?

Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при дифтерии?



Преподаватель: ______________ /И.А. Ловакова/

(подпись) (ФИО)









































Приложение 1





Приложение 2

Тестовый контроль

1. Выберите неправильное утверждение в отношении возбудителя дифтерии:

[+] а) относится к микобактериям

[-] б) грамм-положительная бактерия

[-] в) длительно сохраняется на различных предметах

2. Определите неправильное утверждение. Возбудители заболеваний, протекающих с синдром тонзиллита:

[-] а) стафилококк

[+] б) борелии

[-] в) коринебактерии

3. Укажите неправильное утверждение об эпидемиологии дифтерии:

[-] а) восприимчивость зависит от уровня антитоксического иммунитета

[-] б) источником возбудителя инфекции являются больные дифтерией

[+] в) носители нетоксигенных штаммов возбудителя являются дополнительным источником инфекции

4. При дифтерии протективный иммунитет:

[+] а) антитоксический

[-] б) клеточный

[-] в) нестерильный

5. Укажите неправильное утверждение о патогенезе дифтерии:

[-] а) в результате перенесенной болезни формируется антитоксический иммунитет

[-] б) основная роль в патогенезе болезни принадлежит действию экзотоксина

[+] в) важным звеном патогенеза является бактериемия

6. Найдите неправильное утверждение о возможных локализациях патологического процесса при дифтерии:

[-] а) наружные половые органы

[+] б) мочевыводящие пути

[-] в) дыхательные пути

7. Отметьте правильное утверждение о возможной локализации патологического процесса при дифтерии:

[-] а) кишечник

[-] б) оболочки мозга

[+] в) кожа

8. Выберите неправильное утверждение. При дифтерии поражаются:

[+] а) тонкий и толстый кишечник

[-] б) сердце

[-] в) нервная система

9. Характер поражения миндалин при локализованной форме дифтерии ротоглотки:

[-] а) гнойные наложения в лакунах

[-] б) гнойные фолликулы на миндалинах

[+] в) фибринозные наложения в виде пленок и островков

10. Характерные признаки дифтерийной пленки:

[-] а) легко снимается шпателем

[+] б) в воде тонет

[-] в) между стеклами легко растирается

11. Определите неправильное утверждение. Дифтерийная пленка:

[+] а) растворяется в воде

[-] б) серовато-белого цвета

[-] в) спаяна с подлежащей тканью

12. Наиболее распространенной формой дифтерии является:

[-] а) распространенная ротоглотки

[+] б) локализованная ротоглотки

[-] в) токсическая ротоглотки

13. Симптомы интоксикации при локализованной дифтерии:

[+] а) слабо выражены

[-] б) сильная головная боль

[-] в) длятся до 10 дней

14. Найдите неправильное утверждение о профилактике дифтерии:

[-] а) главное место в профилактике отводится иммунизации

[+] б) изоляция носителей токсигенных штаммов возможна на дому

[-] в) больные и носители токсигенных штаммов подлежат изоляции

15. Определите неправильное утверждение о лечении дифтерии дыхательных путей:

[+] а) в легких случаях можно ограничиться введением сыворотки на дому

[-] б) антибиотики играют вспомогательную роль

[-] в) обязательно раннее введение противодифтерийной сыворотки



2 вариант


1. Выберите неправильное утверждение об особенностях налетов при дифтерии ротоглотки: [-] а) могут распространяться за пределы миндалин

[-] б) с трудом снимаются шпателем

[+] в) имеют грязно-серую негомогенную окраску

2. Основные признаки распространенной формы дифтерии:

[+] а) расположение фибринозных налетов на миндалинах и на слизистой оболочке ротоглотки

[-] б) яркая гиперемия слизистой ротоглотки

[-] в) расположение фибринозных налетов только на миндалинах

3. Основным клиническим признаком токсической дифтерии является:

[-] а) распространение налетов за пределы миндалин

[+] б) отек подкожной клетчатки шеи

[-] в) увеличение регионарных лимфоузлов

4. Отметьте неправильное утверждение. Признаки дифтерийного крупа:

[-] а) пленчатый налет на голосовых связках

[-] б) учащение дыхания

[+] в) экспираторная одышка

5. Укажите неправильное утверждение о критериях тяжести при дифтерии ротоглотки:

[-] а) выраженность гемодинамических нарушений

[+] б) расстройство сознания

[-] в) выраженность интоксикационного синдрома

6. Выберите неправильное утверждение об основных симптомах дифтерии дыхательных путей:

[-] а) затрудненный вдох

[-] б) афония

[+] в) лихорадка до 39-40 с и резкая интоксикация

7. Найдите неправильное утверждение. Для дифтерийного крупа у взрослых характерно:

[-] а) постепенное развитие стеноза

[+] б) острое начало

[-] в) слабо выраженная интоксикация

8. Определите правильное утверждение о наиболее раннем признаке развивающейся миокардиопатии при дифтерии:

[+] а) повышение активности в крови кардиоспецифических ферментов

[-] б) субъективные признаки поражения сердца

[-] в) нарушение проводимости по данным экг

9. Укажите правильное утверждение. Характерным осложнением токсический дифтерии является:

[-] а) пневмония

[+] б) полинейропатия

[-] в) полиартрит

10. Определите неправильное утверждение о характерных осложнениях токсической дифтерии:

[-] а) токсическая полинейропатия

[-] б) токсическая миокардиопатия

[+] в) токсический гепатит

11. Выберите неправильное утверждение о диагностики дифтерии:

[-] а) серологические методы диагностики имеют второстепенное значение

[+] б) выделение любого штамма дифтерийной палочки из очага поражения достаточно для подтверждения диагноза

[-] в) ведущий диагностический симптом – наличие фибринозных пленок на поверхности слизистых оболочек или кожи

12. Укажите неправильное утверждение. при наличии острого тонзиллита с налетами на миндалинах, интоксикацией, лихорадкой можно предположить:

[-] а) инфекционный мононуклеоз

[-] б) скарлатину

[+] в) ангину Симановского-Венсана

13. Найдите неправильное утверждение. диагноз дифтерии устанавливают:

[-] а) на основании эпидемиологических данных

[+] б) на основании исследований парных сывороток в рск

[-] в) на основании клинических данных

14. Обозначьте неправильное утверждение о лечении дифтерии противодифтерийной сывороткой:

[+] а) дозу сыворотки обычно рассчитывают на 1 кг массы больного

[-] б) доза сыворотки определяется тяжестью течения болезни

[-] в) сыворотка эффективна только при введении в первые дни болезни

15. Выберите правильное утверждение о лечении дифтерии противодифтерийной сывороткой:

[-] а) эффективность сыворотки прямо пропорциональная ее дозе

[-] б) сыворотку следует вводить немедленно на дому при подозрении на дифтерию

[+] в) в легких и среднетяжелых случаях при наличии противопоказаний можно воздержаться от введения сыворотки