СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема15.2. Активные методы обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Активные методы обучения"

Просмотр содержимого документа
«Тема15.2. Активные методы обучения»

Тема: «Активные методы обучения»
  • Тема: «Активные методы обучения»
В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд обучающихся. Каждый метод настолько активен, насколько он стимулирует активную познавательную и учебно-производственную деятельность учащихся. Надежным гарантом активности учащихся в учебном процессе является предоставление им возможности заниматься деятельностью, имеющей для них безусловный смысл, в которую они включаются без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней.
  • В учебном процессе активизируется не метод обучения, а учебный труд обучающихся.
  • Каждый метод настолько активен, насколько он стимулирует активную познавательную и учебно-производственную деятельность учащихся.
  • Надежным гарантом активности учащихся в учебном процессе является предоставление им возможности заниматься деятельностью, имеющей для них безусловный смысл, в которую они включаются без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней.
Вместе с тем все большее внимание в педагогической науке и практике привлекают методы и формы обучения, которые по своему содержанию, способам реализации объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся . Их условно называют «активными» методами обучения.
  • Вместе с тем все большее внимание в педагогической науке и практике привлекают методы и формы обучения, которые по своему содержанию, способам реализации объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся . Их условно называют «активными» методами обучения.
Классификация активных методов обучения
  • Классификация активных методов обучения
Основные «активные» методы применяемые в специфике производственного обучения Эвристическая беседа   Решение производственно-технических задач Решение производственно-технических задач Дидактические игры Проблемное обучение Компьютеризация процесса обучения
  • Основные «активные» методы применяемые в специфике производственного обучения
  • Эвристическая беседа
  •   Решение производственно-технических задач
  • Решение производственно-технических задач
  • Дидактические игры
  • Проблемное обучение
  • Компьютеризация процесса обучения
Эвристическая беседа Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю - метода анализа экономических, технических и других явлений и процессов, принятия решений, основанного на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающейся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный алгоритм, способ решения не известен.
  • Эвристическая беседа
  • Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения.
  • Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю - метода анализа экономических, технических и других явлений и процессов, принятия решений, основанного на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающейся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный алгоритм, способ решения не известен.

Из всего вышесказанного можно составить следующую структуру эвристической беседы: Искомое. Вариант решения. Непосредственный вывод, построение преподавателем шагов поиска и исполнения их студентами Результат
  • Из всего вышесказанного можно составить следующую структуру эвристической беседы:
  • Искомое.
  • Вариант решения.
  • Непосредственный вывод, построение преподавателем шагов поиска и исполнения их студентами
  • Результат
Решение производственно-технических задач Этот метод используется при инструктировании учащихся, формировании ориентировочной основы предстоящих действий на этапе освоения профессии, когда им предстоит выполнять учебно- производственные задания достаточно высокой степени сложности, что требует определенных умений применять полученные знания и опыт в практических условиях. Применение этого метода дает эффект только при условии высокой активности и положительной мотивации учащихся.
  • Решение производственно-технических задач

Этот метод используется при инструктировании учащихся, формировании ориентировочной основы предстоящих действий на этапе освоения профессии, когда им предстоит выполнять учебно- производственные задания достаточно высокой степени сложности, что требует определенных умений применять полученные знания и опыт в практических условиях. Применение этого метода дает эффект только при условии высокой активности и положительной мотивации учащихся.

К числу производственно-технических задач, характерных для производственного обучения, относятся:   расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; разработка и отладка управляющих программ для эффективной работы оборудования (например, станков с программным управлением); нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах; определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических (принципиальных) схем оборудования; разработка монтажных схем на основе принципиальных и т. п.
  • К числу производственно-технических задач, характерных для производственного обучения, относятся:
  • расчеты режимов обработки, наладки, регулировки;
  • разработка и отладка управляющих программ для эффективной работы оборудования (например, станков с программным управлением);
  • нахождение необходимых данных в таблицах, справочниках, диаграммах;
  • определение режимов и параметров выполнения учебно-производственных работ с использованием кинематических (принципиальных) схем оборудования;
  • разработка монтажных схем на основе принципиальных и т. п.
Дидактические игры        Применение этого типа дидактических игр обусловлено рядом причин. Повышают познавательную активность учащихся. Участвуя в деловой игре, учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.
  • Дидактические игры  

Применение этого типа дидактических игр обусловлено рядом причин.

  • Повышают познавательную активность учащихся. Участвуя в деловой игре, учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала.
  • Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя.
  • Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.
Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:       этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры , описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игр»ы пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры; этап проведения - групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров; этап анализа - обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:  

  • этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры , описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игр»ы пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры;
  • этап проведения - групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров;
  • этап анализа - обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Проблемное обучение       Проблемная ситуация - непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Как только возникла проблемная ситуация, оно «включается», помогая уяснить смысл, возникшего затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему. На этой основе строится технология проблемного обучения , сущность которого состоит в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановки их в положение «первооткрывателей», «исследователей».

Проблемное обучение  

  • Проблемная ситуация - непременное условие, своеобразный пусковой механизм творческого мышления. Как только возникла проблемная ситуация, оно «включается», помогая уяснить смысл, возникшего затруднения, противоречия. Проблемная ситуация в этом случае переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему.
  • На этой основе строится технология проблемного обучения , сущность которого состоит в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановки их в положение «первооткрывателей», «исследователей».

Компьютеризация процесса обучения       Развивается в 2 направлениях: 1. Обеспечение компьютерной грамотности 2. Применение компьютерной техники для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач

Компьютеризация процесса обучения  

  • Развивается в 2 направлениях:
  • 1. Обеспечение компьютерной грамотности
  • 2. Применение компьютерной техники для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач