№ п\п | Задание |
1 | Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. «циркуляр о кухаркиных детях» сражение под Лейпцигом создание «Союза трех императоров» |
2 | Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. События | Годы | открытие Казанского университета проведение судебной реформы раскол «Земли и воли» Синопский бой | А) 1853 Б) 1874 В) 1864 Г) 1870 Д) 1879 Е) 1804 | |
3 | Ниже приведен список терминов. Все они. За исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду «обязанные крестьяне» 2) промышленные переворот 3) отруб 4) присяжные заседатели 5) хутор 6) отрезок |
4 | Запишите термин, о котором идет речь В период проведения крестьянской реформы 1861 г. назначаемые Сенатом из числа местных помещиков должностные лица, контролировавшие взаимоотношения между крестьянами и помещиками (составление уставных грамот). Ответ: мировые посредники |
5 | Установите соответствие между терминами, процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам. Процессы (явления, события) | Факты | А) Великие реформы 1860-1870 гг Б) промышленный переворот В) деятельность М.Бакунина Г) «дней Александровых прекрасное начало» | 1) организация хождения в народ 2) составление Уставных грамот 3) окончание строительства железной дороги Москва-Санкт-Петербург 4) кодификация Российского законодательства 5) создание Госсовета 6) увеличение сроков военной службы | |
6 | Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Дворы, между коими заключён Парижский трактат… вместе с прочими государями и державами, им союзными… повелели своим полномочным составить… один главный трактат и присоединить к оному как неотдельные части все прочие положения конгресса. …Герцогство Варшавское, за исключением тех областей и округов, коим в нижеследующих статьях положено иное назначение, навсегда присоединяется к Российской империи. Оно в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении его величества императора всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Его императорское величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее устройство сему государству, имеющему состоять под особенным управлением. Его величество сообразно с существующим в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупит к оным и титул царя (короля) польского». Б) «Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых — задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный договор был подписан в Берлине. 2) В документе повествуется о событиях 1820-х гг 3) Данный договор был подписан в Вене. 4) Правитель, речь о котором идет в документе, впоследствии получил прозвище «Палкин» 5) Данный договор был подписан по результатам русско-иранской войны 6) На территории, присоединённой к России по данному договору, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание. |
7 | Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.? 1) открытие высших женских курсов 2) открытие Царскосельского лицея 3) открытие земских школ 4) увеличение числа церковно-приходских школ 5) основание Смольного института благородных девиц 6) создание ликбезов и рабфаков |
8 | Какие три события из перечисленных ниже относятся к Отечественной войне 1812 г.? Соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) штурм Измаила 2) бои за Малоярославец 3) Тильзитский мир 4) пожар Москвы 5) сражение под Аустерлицем 6) совет в Филях |
9 | Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий События | Участники | А) славянофильство Б) либеральное народничество В) западничество Г) народничество | 1) Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов 2) А. С. Хомяков, И. С. Аксаков 3) Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин 4) В. Н. Фигнер, А. И. Желябов 5) Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко 6) П.Пестель, С.Муравьев-Апостол | |
10 | Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию полководца, которая пропущена в тексте. «Победоносное освобождение Европы от французов возглавил император Александра I, решивший продолжить войну с Наполеоном за пределами России. С прибытием царя к войскам………………… постепенно отошел от командования. 5 апреля фельдмаршал слег с сильной простудой в небольшом прусском городке Бунцлау, надежд на выздоровление пожилого военачальника не было. Русский царь прибыл проститься со своим полководцем. Их диалог передавался, как предание. «Простите меня», - сказал Александр I умирающему… «Я прощаю, государь, но Россия вам никогда не простит», - ответил фельдмаршал» Ответ: |
11 | Прочтите отрывок из работы историка В. П. Никольского. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. «Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника . Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления ». 1) император, о котором говорится в тексте, — Николай I 2) упомянутые в документе «прежние светлые идеалы» императора были связаны с идеями Эпохи Просвещения 3) время правления императора относится ко второй половине XIX в 4) историк считает, что император в конце своего царствования слишком мало занимался внутренними делами 5) в период царствования данного императора в России были учреждены министерства 6) историк считает роль А. А. Аракчеева в конце царствования данного императора незначительной |
12 | Заполните пустые ячейки таблицы Участник | Война | Событие | П. И. Багратион | Отечественная война | __________(А) | П.С.Нахимов | ___________________ (Б) | __________(В) | __________ (Г) | Русско-турецкая война | __________(Д) | Александр I | антинаполеоновская война 1805 г. | __________(Е) | Пропущенные элементы: 1) Крымская война 2) битва под Аустерлицем 3) Чесменский бой 4) осада Шипки 5) Бородинское сражение 6) переход через перевал Сен-Готард 7) М.Д. Скобелев 8) Синопский бой 9) бои за Малахов курган |
13 | Напишите название города, где состоялся конгресс, по решению которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная цифрой «II» Ответ: |
14 | Назовите императора, в годы правления которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «I». Ответ: |
15 | Назовите императора, в годы правления которого был построен объект, обозначенный на схеме буквой «А». Ответ: |
16 | Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В подготовке и подписании мирного договора, по которому в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой «IV», участвовал А. С. Грибоедов. 2) Территория, обозначенная на схеме цифрой «I», была присоединена к России в результате русско-шведской войны. 3) Присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «III», произошло в 1829 г. 4) Большинство текстильных предприятий, согласно схеме, находилось в центральном районе страны. 5) Объект, обозначенный на схеме буквой «А», был первым подобным объектом, построенным в России. 6) Промышленное освоение района, в котором, согласно схеме, отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий, началось только в первой половине XIX в. |
17 | Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Памятник культуры | Характеристика | А) Памятник «Тысячелетие Руси» Б) «Бурлаки на Волге» В) «Арест пропагандиста» Г) храм Христа Спасителя | 1) Автор данного творения являлся передвижником 2) Памятник создан в честь 50-летия победы в Отечественной войне 1812 г. 3) Новгородский храм, где сохранились фрески Феофана Грека 4) Замысел картины появился у художника под впечатлением от суда над участниками «хождения в народ», получившего название «Процесс 193-х» 5) Автором этого архитектурного памятника является О.Монферран 6) Памятник установлен в Новгороде | |
18 | Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Среди участников войны, отмеченных этой медалью, были М. А. Милорадович и Н. Н. Раевский. 2) Война, участники которой получали эту медаль, завершилась победой России. 3) Медаль украшена вензелями двух императоров, так как император, при котором началась война, в ходе неё лишился трона в результате дворцового переворота. 4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена данная медаль, был подписан в Париже. 5) Война, участники которой получали эту медаль, стала одной из причин реформы, изменившей социальную структуру российского общества. |
19 | Какие из представленных ниже картин относятся к художественному направлению, возникшему в России в годы правления императора, при котором завершилась связанная с медалью война? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны. Ответ: |
№ п\п | Задание |
20-22 | Из Извещения от Исполнительного комитета об убийстве Александра II. «Сегодня, 1 марта 1881 г., согласно постановлению Исполнительного комитета от 26 августа 1879 г., приведена в исполнение казнь Александра II двумя агентами Исполнительного комитета. Имена этих мужественных исполнителей революционного правосудия Исполнительный комитет пока не считает возможным опубликовать. Два года усилий и тяжёлых жертв увенчались успехом. Отныне вся Россия может убедиться, что настойчивое и упорное ведение борьбы способно сломить даже вековой деспотизм Романовых. Исполнительный комитет считает необходимым снова напомнить во всеуслышание, что он неоднократно предостерегал ныне умершего тирана, неоднократно увещевал его покончить свое человекоубийственное самоуправство и возвратить России её естественные права. Всем известно, что тиран не обратил внимания на все предостережения, продолжая прежнюю политику. Обращаемся к вновь воцарившемуся Александру III с напоминанием, что историческая справедливость существует и для него, как для всех. Россия, истомленная голодом, измученная самоуправством администрации, постоянно теряющая силы сынов своих на виселицах, на каторге, в ссылках, в томительном бездействии, вынужденном существующим режимом, — Россия не может жить так далее. Она требует простора, она должна возродиться согласно своим потребностям, своим желаниям, своей воле. Напоминаем Александру III, что всякий насилователь воли народа есть народный враг... и тиран. Смерть Александра II показала, какого возмездия достойна такая роль. Исполнительный комитет обращается к мужеству и патриотизму русских граждан с просьбой о поддержке, если Александр III вынудит революционеров вести борьбу с ним. Только широкая энергичная самодеятельность народа, только активная борьба всех честных граждан против деспотизма может вывести Россию на путь свободного и самостоятельного развития». 20.О каком направлении общественного движения России идёт речь в документе? Как называлась организация, подготовившая убийство Александра II? Назовите не менее двух имен руководителей этой организации. 21. Какие цели преследовали террористы, готовя покушение на царя? В чём они обвиняли Александра II и в чем суть их требований к Александру III? Укажите в общей сложности не менее трёх положений. 22. Используя знания по истории, отметьте, добились ли организаторы этим убийством своих целей. Какова была судьба организации и её лидеров? Приведите не менее трёх положений. |
23 | Во время восстания декабристов на Сенатской площади генерал М. А. Милорадович, пытавшийся уговорить солдат разойтись, выдернул из ножен полученную им в дар от великого князя Константина Павловича шпагу, повернул её эфесом к мятежникам и стал показывать и громко читать надпись: «Другу моему Милорадовичу». Речь генерала подействовала на солдат, стоявших в каре...Что хотел М. А. Милорадович объяснить солдатам, демонстрируя шпагу? Чем ещё (кроме наличия у него шпаги и аргумента, связанного с этим) мог генерал повлиять на решение солдат об участии в восстании? Какова дальнейшая судьба М. А. Милорадовича? |
24 | В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... Аргументы в опровержение: 1)... 2)... |
25 | Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 1) март 1801 – ноябрь 1825 гг 2) декабрь 1825 г. — февраль 1855 г. 3) март 1881 г.- октябрь 1894 г.; |
- Милорадович показывал, что он является другом великого князя Константина, а значит никто у Константина власть не отнимал;
- Милорадович как герой Отечественной войны мог отговорить солдат от участия в мятеже, так как пользовался большим авторитетом и доверием у солдат;
- Милорадович был смертельно ранен декабристом Петром Каховским.
привлечены к следствию и понесли различные виды наказания все причастные к движению декабристов
учреждено III Отделение канцелярии е. и. о. и создан Корпус жандармов, в задачу которых входила организация политического и идеологического контроля над обществом и преследование лиц, замеченных в противозаконной деятельности
провозглашение и поддержание государством архаичной идеологической доктрины «Православие-Самодержавие-Народность», нацеленной на борьбу с либерально-демократическими настроениями в обществе
активное участие вооружённых сил государства в подавлении в России и за её пределами покушений представителей разных национальностей на принципы «Священного союза»
отказ от политики веротерпимости и активизация борьбы с раскольниками
установление жёсткого идеологического контроля над деятельностью образовательных учреждений