Дата: 18.02.2025г.
Класс: 4 «Б»
Тема: «Тематический урок, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто» Имя прилагательное»
Цель:
повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.
пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль имён прилагательных в речи.
развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;
воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.
Задачи:
Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации полученных ранее сведений о прилагательном; формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять признаки, синтаксическую роль в предложении.
Развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Воспитательные: воспитывать внимание и уважение к слову, умение слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение объективно оценивать свои знания.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Система оценивания: самооценка
Универсальные учебные действия:
Предметные УУД: развитие умений находить имена прилагательные; повторить морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.
Метапредметные УУД: развитие у обучающихся умений отвечать на вопросы; находить доказательства того или иного высказывания; выяснять причины ошибок.
Личностные УУД: мотивация к обучению и познанию; умение самостоятельно выделять учебную задачу; умение анализировать результаты учебной деятельности.
Оборудование: доска, компьютер, карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, фонограмма песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
-Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе.
-Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока.
Законы урока:
-не выкрикивать;
-быть терпеливым;
-уважать друг друга;
- внимательно слушать учителя.
Вывод темы урока. Постановка цели и задач урока (4 минуты)
- Ребята открываем тетради и записываем число, классная работа.
-Начнем наш урок со словарной работы.
- Давайте прочитаем слова, записанные на доске.
Д…ска, п…беда, с…лдат, с…лют, г…рой, н…род.
- Запишите в тетрадь эти слова, вставляя пропущенные буквы. Поменяйтесь тетрадями(вставила сама буквы), проверьте работы своих товарищей сверяясь с эталоном на доске. Поставьте друг другу оценку.
- Посмотрите еще раз на эти слова, скажите какое слово здесь лишнее?
- Почему вы так решили, по какому признаку.(проверяемая безударная гласная в корне слова, а остальные – словарные слова)
- Какой общей темой мы можем объединить словарные слова? (тема ВОВ )
-Какое событие нас ждёт 9 мая 2025 года? ( 80-лет победе в ВОВ)
- Ребята, а теперь посмотрите на слова второго столбика, прочитайте эти слова.
-Что общего у всех этих слов? ( Это имена прилагательные)
- Давайте вспомним, а что такое имя прилагательное? (Это самост. часть речи)
- С какой частью речи связаны имена прилаг. в предложении? ( с именем существ)
- Давайте составим словосочетания из существительных и прилагательных ( соединили и составили) (великая победа, смелый солдат, первый салют, неизвестный герой, сильный народ)1 ребенок у доски
- А как вы думаете, для чего нам нужны имена прилаг.?(они делают нашу речь точной , яркой, выразительной)
- Ребята, сегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, об имени прилагательном.
- Давайте сформулируем цель нашего урока. В этом вам поможет схема, посмотрите внимательно на нее, как вы думаете какую цель мы поставим перед нами?( повторить все , что мы знаем об им.прилаг)
Роль в речи…
Вопросы…
Являются в предложении...
Имена прилагательные
Обозначают…
Изменяются…
- Ребята, первый пункт нашего плана «Роль им.прилаг. в речи» мы уже выполнили. Мы выяснили, что нам нужны им. прил, для того чтобы делать нашу речь более яркой и выразительной.
- А теперь движемся дальше по данному плану.
2. Актуализация знаний (5 минут)
- А сейчас работа в парах
-Для каждой пары я даю конверт, в котором находится разрезанная пословица о Родине. Ваша задача собрать и записать ее в тетрадь, найти имена прилагательные.
парам 1 ряда Русский солдат не знает преград.
парам 2 ряда Родной край – сердцу рай.
парам 3 ряда Народное братство дороже всякого богатства
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
-Какие имена прилагательные нашли?
-Как вы их нашли? (Ставили вопрос от имени существительного) давайте послушаем солдат (какой?) русский
-Еще на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Им.прилаг отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И обозначают признак предмета.
- Итак, ребята, мы ответили с вами на 2 и 3 пункты нашего плана.
3.Обобщение и систематизация знаний (6 минут)
А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»
(Звучит песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане... »)
Поиск имен прилагательных. Фронтальная работа (4 минуты)
-Перед вами лежит отрывок этой песни. Вам необходимо найти имена прилагательные и выписать словосочетания в тетрадь прил + сущест.
Где же вы теперь, друзья-однополчане... Майскими короткими ночами, Отгремев, закончились бои. Где же вы теперь, друзья-однополчане, Боевые спутники мои? Я хожу в хороший час заката, У сосновых новеньких ворот; Может, к нам сюда знакомого солдата Ветерок попутный занесёт. -Ребята, какие словосочетания вы нашли? Давайте разберем это словосочетание как часть речи. (У) сосновых (ворот). 4. Физминутка Девочки и мальчики Прыгают, как зайчики, Ручками хлопают, Ножками топают, Глазками моргают, После отдыхают. 5. - А теперь мы переходим к след. пункту плана. - Нам осталось выяснить как изменяются имена прилаг. Давайте вспомним. ( им.прил изменяются по числам, родам и падежам). -Как мы с вами определяем число, род, падеж им.прил? (по имени существительному. Мы должны найти им. сущес. с которым оно связано и определить. Прилаг. стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существ.) 6. Применение знаний и умений в новой ситуации (12 минут) - Групповая работа посмотрим, как каждая группа справится с этим заданием. -Для продолжения работы нам нужно разделиться на группы. 1 группа Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. (Какие?) ………. края, (какой?) ……….. танк, (какая?) …………граната, (какое?) ……….село, (какие?) ………. луга, (какие?) ……….. бои, (какая?) ……….…война. 2 группа Определите род имён прилагательных. Выделите окончания. Советск.. народ, памятн.. место, партизанск.. отряд, быстр.. пуля, любим.. Родина, танков.. сражение, геройск.. подвиг. 3 группа Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания. В тёпл…. шинели, под тенист.… дубом, к душист.… черёмухе, около пограничн.. заставы, на горн.… вершину, непобедим.. армия. -Какой вывод можно сделать? ( им.прил. могут изменяться по числам, родам и падежам) - У нас с вами остался один пункт нашего плана. Нам нужно выяснить каким членом предложения являются им. прил. в предложении. - Ребята, давайте под диктовку запишем предложение и разберем его по членам предложения ( 1 у доски) 1. Советские солдаты одержали долгожданную Победу. 2.Четыре года длилась жестокая война. Вывод: В предложениях имена прилагательные являются второстепенным членом предложения - определением, в некоторых случаях - сказуемым. 7. Итог урока (3 минуты) -Посмотрите на нашу схему, все пункты выполнены. Давайте сделаем один общий вывод. -Что такое имя прилагательное? Это самост.часть речи На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Признак предмета Как изменяются имена прилагательные? По числам, родам и падежам С какой частью речи связано ? с им.существ. Как определить род, число, падеж им.прил? по имени существител. 8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4 минуты) Выставление Оценок -Сегодня на уроке все работали очень хорошо, активно. - Оценки за урок получили…, соберу тетради и выстав.за слов.работу. за устную работу. 9. Рефлексия (2 минуты) Ребята мы достигли поставленной цели? Кому понравился урок – пальчик вверх, кому – нет, пальчик вниз. 10. Домашнее задание (2 минуты) |