СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 5 класс (УМК под редакцией Б.А.Ланина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «литература» для 5 классов и раскрывает содержание обучения литературе. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК  под редакцией Б.А.Ланина)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 5 класс (УМК под редакцией Б.А.Ланина)»

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Ступень обучения: основное (общее) образование, 5 класс

Количество часов: 102 (3 часа в неделю)

Программа обеспечена УМК по литературе для 5 классов под редакцией Б. А. Ланина, изд. «Вентана-Граф», 2015 год


п/п

.

темы

Содержание занятия

Основное содержание по темам, практические и письменные работы

Теория литературы

универсальные учебные действия

Дата


предметные

метапредметные

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

личностные

(не оцениваются)

ВВЕДЕНИЕ

1



Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития

Познакомиться со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека

Литература, художествен-ные приемы.


Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли.

Испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

02.09

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Малые жанры фольклора

2



Фольклор – хранитель народной мудрости. Жанры фольклора.

Воспринимать и анализировать поэтику фольклора.

Фольклор

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.


Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации на основе анализа особенностей жанра изучаемых объектов, выделять их отличительные признаки; понимать вопрос и в соответствии с ним строить ответ.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: принимать участие в работе группы, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения.

Формировать интерес к изучаемому материалу


07.09

3



Пословицы как хранители народной морали.

Познакомиться с многообразием пословиц

Пословица

Знать отличительные особенности по­словиц, их виды. Понимать переносный смысл пословиц; значение пословиц в жизни народа; общность тем посло­виц разных народов; гумани­стический пафос пословиц и поговорок

Познавательные: извлекать необходимую информацию, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием, использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме; владеть общим приёмом анализа литературного произведения

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

09.09

4



Поговорки как хранители духовных ценностей народа.

Познакомиться с поговорками

Поговорка

Знать отличительные особенности поговорок, их виды. Понимать значение погово­рок в жизни народа; общность тем поговорок разных народов; гумани­стический пафос поговорок

Познавательные: называть и определять объекты в соответствии с содержанием, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Формировать доброжелательный отклик на чувства других людей, умение сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках, готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания

12.09

5



Загадки как малый жанр фольклора. Народная психология, идеалы и представления в загадках.

Познакомиться с загадками

Загадка

Знать отличительные особенности загадок, их виды.

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию, уметь осуществлять анализ,

уметь строить рассуждение

Регулятивные: составлять план и вырабатывать последовательность







15.09













действий; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функций участников, способов взаимодействия.






6



Р/Р

Творческая работа «Создание книги «Малые жанры фольклора»

Соблюдать основные нормы русского литературного языка,

создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей



Жанры фольклора

Знать отличительные особенности малых жанров фольклора

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и

умственной формах, использовать письменное высказывание для регуляции своего действия.

Коммуникативные: готовить план небольшого сочинения на основе заданной цели; аргументировать свою позицию.

Проявлять интерес к культуре и

истории своего 

народа, родной стра-ны, мотивация к самосовершенствованию. различать основные нравственно-этические понятия.

16.09

Русские народные сказки

7



Понятие о сказке и её особенностях. Виды сказок.

Познакомиться с понятием сказка

Сказка

Знать виды сказок, их особенности

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели; искать и выделять необходимую информацию;

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия

Формировать положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения

19.09

8



Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

Воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения

Волшебная сказка,

сюжет

Знать содержание прочитанного произведения.


Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

Выражать положительное отношение к процессу познания

21.09


















формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.



9



Образы героев сказки «Царевна-лягушка»

Давать характеристику героев

Образы героев

Знать образы героев сказки, аргументирован-но формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Познавательные: пользоваться приемами смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат

Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

23.09

10



Сказки о животных. Бытовые сказки.

Объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои)

и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной

Сказки о животных, бытовые сказки

Знать отличие сказки о животных и бытовые сказки

Познавательные:

сопоставлять 

характеристики объектов по одному, нескольким признакам; 

выявлять сходство и 

различия объектов;

выполнять учебные 

задачи, не имеющие 

однозначного решения.

Регулятивные: анализировать собствен-ную работу: соотносить 

план и совершенные операции, выделять  этапы и оценивать меру

 освоения каждого, 

находить ошибки, устанавливать их 

причины. Коммуникативные: воспринимать текст с 

учетом поставленной

 учебной задачи

Развивать

интерес к культуре

 и истории своего

 народа; оценивать ситуации с точки зрения 

правил поведения и

 этики;

 мотивировать свои 

действия

26.09

11



Р/Р Сочинение сказки.

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей.


Владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению


Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Осознавать своих трудности и стремиться к их преодолению, развивать способность к самооценке своих действий, поступков.

28.09

Мифы Древней Греции

12



Мифы и мифология. Мифы Древней Греции.

Отличать миф от сказки, легенды и былины.

Миф, мифология

Знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией


Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, структурировать знания, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные: планировать поиск информации формулировать поисковые запросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам; признавать общепринятые морально-этические нормы

30.09








основе его и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления,



13



Миф «Дельфы».

Познакомиться с Дельфами

Дельфы

Знать Дельфы, их историю возникновения

Познавательные: развивать смысловое чтение, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Развивать учебную мотивацию


03.10

14



Миф «Боги свои и чужие»

Познакомиться с богами разных народов

Боги

Знать богов, их отличительные черты

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.


Формировать целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии с природой, эстетические потребности, ценности и чувства.


06.10

15



Р/Р

Защита проектов по теме «Мифы».

Познакомиться с различными видами проектов

Проект

Знать правила составления проектов,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

07.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.

Басни (6 часов)

16



ВН/ЧТ

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы).

Познакомиться с понятием басня

Басня, эзопов язык

Знать истоки басенного жанр, сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания, уметь выделять существенную информацию, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные: ставить цели, планировать изучение произведения, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Развивать художественный вкус, осуществлять морально-нравственный выбор.

10.10

17



И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

Расширить содержание понятий «басня», мораль», «аллегория»;

раскрыть взгляды баснописца на существующий общественный порядок


Аллегория, мораль

Знать основные факты жизни и творчества

И. А. Крылова; содержание басни «Свинья под дубом»,

определять мораль басни, находить аллегорию.


Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.


Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (смыслообразова-ние)

осуществлять нравственно.- этическое оценивание усваиваемого содержания

17.10

18



И.А. Крылов «Демьянова уха». Особенности языка

Познакомиться с особенностями языка басен

Язык басни

Знать содержание басни «Демьянова уха»,

определять мораль басни; использовать мораль в определенных жизненных обстоятельствах


Познавательные: использовать приемы смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; уметь осуществлять сравнение, находить причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Развивать интерес к познавательной деятельности

18.09


19



И.А. Крылов. Обличие человеческих пороков в баснях. «Волк на псарне»

Познакомиться с прототипами героев басни

Басня

Знать содержание басни «Волк на псарне»,

определять мораль басни, воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям


Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Формировать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

19.10

20



Р/Р

Урок – концерт по басням. Выразительное чтение наизусть с элементами инсценирования.

Выразительно читать понравившуюся басню

Чтение наизусть

Знать содержание изучаемого произведения; знать наизусть басню.


Познавательные: развивать смысловое чтение, умение строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Строить мотивацию учебной деятельности и

самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

20.10





21



Р/Р

Защита проектов по творчеству И.А.Крылова.

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Проект

Знать творчество И.А.Крылова, строить устные и письменные высказывания

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную).

Развивать интерес  к культуре и 

истории своего 

народа, родной 

страны, мотивации к самосовершен-ствованию, различать 

основные

 нравственно-этические 

понятия

21.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в.в.

Литературные сказки: от классики к современности

А.С.Пушкин

22



Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Руслан и «Людмила». Посвящение.

Познакомить с литературной сказкой

Литературная сказка, пролог, сравнение, эпитет, метафора

Знать особенности литературной сказки, жизнь и творчество А.С.Пушкина, теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.


Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся


25.10


23



А.С.Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 1, Песнь 2, Песнь 3. Образ Людмилы.

Выразительно читать и пересказывать поэму; характеризовать героев и их поступки

Поэма, идея, композиция

Знать и понимать проблематику произведения, замысла автора, идейной направленности поэмы

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планируовать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

26.10

проверка техники чтения

24



А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 1. Образы богатырей. Встреча Руслана с Финном

Выразительно читать, составлять план

Поэма, план

Знать содержание изучаемого произведения, образ Людмилы

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Развивать учебную мотивацию


28.10

25



А.С.Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 3. Встреча витязя с живой головой.

Выразительно читать; характеризовать героев и их поступки

Поэма

Знать содержание изучаемого произведения, составлять план произведения


Познавательные: осознанно высказываться в устной форме и осуществлять поиск необходимой информации; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, синтезировать полученную информацию для составления ответа

Осознавать

Ответственность человека за общее благополучие и личную ответственность за свои поступки.

07.11


26



А.С.Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 4.Сказочные события.

Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

Поэма

Знать содержание изучаемого произведения, характеризовать героев и их поступки

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа; оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе


Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения




09.11


27



А.С.Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» Песнь 4, Песнь 5, Песнь 6. Финал поэмы. Поэма и сказка.

Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

Поэма, сказка

Находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремлением её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать




15.11

28



Р/Р Составление характеристики героя.

Аргументирован-но и последовательно доказывать свою точку зрения


Образ героя

Знать героев поэмы, составлять их характеристику

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать собственное читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итогиработы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Взаимодейство-вать в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

21.11

29



Р/Р Творческая работа «Мой любимый герой»

Составить рабочие материалы к обсуждаемым темам


Литературный герой

Знать содержание поэмы, характеризовать героев и их поступки

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах.


Развитие художественного вкуса, морально-нравственного выбора.




22.11

Х.К.Андерсен (5 часов)

30



О жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева».

Познакомить с творчеством Х.К. Андерсена

Сказка, сюжет

Знать жизнь и творчество Х.К. Андерсена, сюжетное своеобразие поэмы.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности;

Восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся


23.11

31



Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Мальчик и девочка (Кай и Герда).

Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

Главные герои

Знать сюжет сказки; способы создания образов

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


24.11

32



Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Помощники Герды.

Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

Волшебные помощники

Знать содержание, ориентироваться в тексте

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Развитие учебной мотивации


25.11

33



Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».

Герда и Снежная королева.

Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки

Характеристи-ка героев

Анализировать текст

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

27.11

34



Р/Р Диспут «Поспорим о героях сказки Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева».

Аргумен-тированно и последовательно доказывать свою точку зрения


Герои сказки

Знать характеристику героев и их поступки

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и последовательно действовать, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелатель-ность в споре (дискуссии), доверять к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивать происходящее

30.11

П.П.Бажов

35



О жизни и творчестве П. П. Бажова. Жанр сказа. Сказ «Синюшкин колодец»

Познакомиться с жанром сказа

Сказ

Знать жизнь и творчество П. П. Бажова, отличительные черты жанра сказа

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Развивать учебную мотивации


02.12

36



. П.П.Бажов «Синюшкин колодец»

Композиция сказа. Образ Синюшки.

Познакомиться с композицией сказа

Композиция

Знать компози-цию сказа, характеристику героев

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

05.12

37



. П.П.Бажов «Синюшкин колодец»

Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа.

Познакомиться с образами главных героев

Заглавие

Знать смысл заглавия сказа

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать




07.12

38



Вн.чт. Сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

Познакомиться с художествен-ными особеннос-тями сказов

Сказ

Знать сюжетное своеобразие сказов

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать




08.12

А.П. Платонов

39



О жизни и творчестве А.П. Платонова. Сказка-быль «Солдат и царица».

Познакомиться с особенностями сказки-были

Сказка-быль

Знать жизнь и творчество А.П. Платонова, отличительные черты сказки-были, своеобра-зие жанра

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

09.12

40


2

А.П. Платонов. «Солдат и царица».

Находчивость и смекалка героя. Сказочное и реальное в сюжете сказа. Особенности авторского повествования.

Познакомить с особенностями авторского повествования

Авторское повествование

Знать сказочное и реальное в сюжете сказа

Познавательные: смысловое чтение, умение строить рассуждения, обобщать, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планирование и прогнозирование результата, умение адекватно воспринимать оценку учителя.


Развитие учебной мотивации


12.12

В.Г.Губарев

41



О жизни и творчестве В.Г. Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал».

Познакомить с понятием

повесть - сказка

Повесть-сказка

Знать жизнь и творчество В.Г. Губарева, отличительные черты повести-сказки

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Положительное относиться к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

14.12


42



Р/Р

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».

Жители королевства кривых зеркал. Составление характеристики.

Составлять

характеристику героев произведения

Характе-ристика героев

Знать

содержание произведения, способы создания образов

Познавательные:

систематизировать,

отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Взаимодействовать в группе по алгоритму выполнять задачи при консультативной помощи учителя

16.12

43



В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».

Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Аргумен-тированно и последовательно доказывать свою точку зрения


Характе-ристика героев

Знать

особенности героев повети-сказки, владеть навыком создания портретной и сравнительной

характеристики

героев

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять

анализ текста, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и последовательность действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), проявлять доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственно оценивать происходящее

20.12

проверка техники чтения

44



Р/Р

Защита проектов «Если бы мы жили в королевстве кривых зеркал»

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Проект

Знать основные нормы русского литературного языка


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера.


Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развивать художественный вкус, осуществлять морально-нравственный выбор.


21.12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX в.

От сказки – к фантастике (3 часа)

45



О жизни и творчестве Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Сказочный образ потерянного времени.

Познакомиться со сказочным образом потерянного времени

Сказочный образ

Знать жизнь и творчество Е.Л.Шварца, содержание произведения

Познавательные: извлекать необходимую информацию, узнавать и определять объекты в соответствии с содержанием, использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме; владеть общим приёмом анализа литературного произведения

Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации

Развивать учебную мотивацию


23.12


46









47



Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке.





Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Приключения героев.

Познакомиться с сюжетом сказки

Фантастика

Знать фантастическое и реальное в сказке

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать свое читательское мнение; анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотной аргументированной монологической речи (устной и письменной)


Взаимодействовать в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

25.12









26.12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в.в.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Среди ровесников

Н.А.Некрасов

48



Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей. Авторские размышления. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.

Познакомиться с сюжетом стихотворения

Стихотворе-ние

Знать жизнь и творчество Н.А. Некрасова, содержание произведения

Познавательные: синтезировать полученную информацию для ответа, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи

28.12


49



Р/Р

Работа над выразительным чтением.

Выразительно читать

Чтение наизусть

Знать содержание изучаемого произведения; читать наизусть отрывок.


Познавательные:

систематизировать,

отбирать материала, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать,

корректировать

результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Развитие интереса к познавательной деятельности


16.01

М.Твен (4 часа)

50



О жизни и творчестве Марка Твена. Повесть «Приключения Тома Сойера».

Познакомиться с отличительными чертами повести

Повесть

Знать жизнь и творчество Марка Твена, содержание произведения

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


51



М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Забавы и шалости Тома Сойера.

Выявить способы раскрытия образа главного героя

Литературный герой

Знать содержание прочитанного произведения, воспринимать и анализировать текст

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные:

Овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать





52



М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Том и Гек в повести. Дружба мальчиков.

Характеризовать героев и их поступки

Художествен-ный образ

Знать способы создания образов, владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждение, обобщать, выдвижение гипотез и их обосновывать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развивать учебную мотивацию



53



М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Том Сойер и Бекки Тэтчер.

Аргументи-рованно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Характерис-тика героев

Воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою

Познавательные: ориентировать на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Положительно относиться к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать


54



М.Твен «Приключения Тома Сойера» Лучшие черты Тома Сойера.

В.Г. Короленко (5 часов)

55



О жизни и творчестве В.Г. Короленко. Повесть «Слепой музыкант».

Познакомиться с темой и идеей произведения

Тема, идея

Знать жизнь и творчество

В.Г. Короленко,

тему и идею произведения

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Развивать интерес к познавательной деятельности



56



В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

Петрусь и природа.

Развивать навыки аналитического чтения

Эпитет, сравнение, метафора

Знать значение картин природы в повести, находить в тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опре­делять их роль

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, других источников; переносить взаимосвязи и закономерности.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность своих действий

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков



57



В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

Образ Петра Попельского.

Составлять характеристику героя и работать с планом.

Смысл названия

Дать характеристику герою, объяснить смысл названия повести

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезу и обосновывать их.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развивать учебную мотивацию



58



В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

Дружба Петруся с Эвелиной. Становления человеческого характера.

Развивать навыки аналитического чтения; составлять характеристики героя и работать с планом.

Портрет, авторская характе-ристика

Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка)

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: составлять план и устанавливать последовательность действий, Коммуникативные: координировать и применять различные позиции во взаимодействии,

Положительное относиться к учению, познавательной деятельности, развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся


59



р/р Диспут «О чём заставила задуматься повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант» ?»

Аргумен-тированно и последовательно доказать свою точку зрения


Повесть

Знать содержание повести, жанровые и композиционные особенности повести.

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и видеть последовательность действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивать происходящее


И.С.Шмелев

60



О жизни и творчестве И.С. Шмелёва. Повесть «Лето Господне» (главы из романа)

Познакомиться с жанром роман

Роман

Знать жизнь и творчество И.С. Шмелёва,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах, использовать письменное высказывание для регуляции своего действия.

Коммуникативные: готовить план небольшого сочинения на основе заданной цели; аргументировать свою позицию.

Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развивать художественный вкус, иметь возможность морально-нравственного выбора.



61



И.С. Шмелёв

Повесть «Лето Господне» (главы из романа) Рождение религиозного чувства у ребёнка. «Чистый понедельник»

Выделять проблемы

произведения

Проблема, портрет, пейзаж

Знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Познавательные: развивать смысловое чтение, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать

оценку учителя.


Развивать учебную мотивацию










Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.



62



И.С. Шмелёв

Повесть «Лето Господне» (главы из романа) Ребёнок и национальные традиции «Благовещенье», «Пасха»

Развивать навыки аналитического чтения; составлять характеристику героя, работать с планом.

Национальные традиции

Знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, умение осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Положительное относиться к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать


М.Карим

63



О жизни и творчестве М. Карима. Повесть «Радость нашего дома»

Передавать сюжет с помощью плана

Повесть, сюжет

Знать жизнь и творчество М. Карима,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Развивать интерес к познавательной деятельности



64



М. Карим

Повесть «Радость нашего дома» Главные герои произведения: Ямиль и Оксана. Дружба детей.

Развивать навыки аналитического чтения; составлять характеристикугероев

Характеристика героев

Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка)

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результаты, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развитие учебной мотивации



65






М. Карим

Повесть «Радость нашего дома»

Война как воплощение зла.

Аргументи-рованно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Трагические мотивы

Знать юмористические и лирические страницы повести.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: составлять план, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные:

Осознавать трудности и стремиться к их преодолению, развивать способность к самооценке своих действий, поступков.


66



М. Карим

Повесть «Радость нашего дома» Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.








координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.



Ю.Казаков

67



О жизни и творчестве Ю. Казакова. Рассказ «Тихое утро».

Познакомиться с жанром рассказа

Рассказ

Знать жизнь и творчество

Ю. Казакова, жанровые и композиционные особенности рассказа.


Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


68



Ю. Казаков Рассказ «Тихое утро».

Два мальчика – два разных жизненных опыта.

Развивать навыки аналитического чтения; составление характеристики героев

Характерис-тика

героев

Знать сюжет рассказа; способы создания образов


Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Формировать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать


69



Ю. Казаков Рассказ «Тихое утро».

Испытание Яши критической ситуацией – основное сюжетное событие.

Познакомиться с кульминацией рассказа

Сюжет, кульминация

Знать основное сюжетное событие

Познавательные: развивать смысловое чтение, умение строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результат, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.


Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развивать художественный вкус, возможность морально-нравственного выбора.



70



Р/Р

Работа с текстом произведения. Сравнительный анализ со стихотворением И.С.Никитина «Утро».

Создавать письменные и устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Сравни-тельный анализ

Знать содержание произведений

Познавательные: выполнять 

учебные задачи, не 

имеющие однозначного 

решения, высказывать

 предположения, 

обсуждать проблемные 

вопросы, устанавливать

 причинно-следственные связи

 и зависимости между 

объектами изучения.

Регулятивные:

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.









корректировать 

деятельность: вносить 

изменения в процесс с

учетом возникших 

трудностей и ошибок; 

намечать способы их 

устранения;

Коммуникативные: воспринимать текст с

учетом поставленной

учебной задачи, 

находить в тексте

информацию, 

необходимую для ее 

решения.



Л.Кассиль

71



О жизни и творчестве Л. Кассиля. Повесть «Кондуит и Швамбрания»

Развивать навыки аналитического чтения

Повесть, фантастика

Знать жизнь и творчество Л. Кассиля,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: выполнять учебные действия,

используя устную речь для регуляции своего действия.

Развивать мотивацию учебной деятельности и

самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.



72



Л. Кассиль

Повесть «Кондуит и Швамбрания»

Образы главных героев: братьев Лели и Оси.

Да­вать сравнительную характеристику геро­ев; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Характерис-тика героев

Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка)

Познавательные: выбирать

наиболее эффективные способы решения задач; анализировать способы и условия действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Развитие навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, навыки сотрудничества в разных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций



73



Л. Кассиль

Повесть «Кондуит и Швамбрания»

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними.

Познакомиться с понятием конфликт в литературном произведении

Конфликт

Знать содержание произведения, сюжет и конфликт

повести

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результаты,

уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.


Развивать учебную мотивацию



74



Л. Кассиль

Повесть «Кондуит и Швамбрания»

Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в повести.

Познакомиться с комическими эпизодами

в повести

Юмор, комизм

Знать литературовед-ческие термины «юмор», «комизм», их отличия

Познавательные:

систематизировать,

отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную)

Развитие интереса к познавательной деятельности



С.П.Алексеев (4 часа)

75



О жизни и творчестве С.П. Алексеева. Повесть «История крепостного мальчика».

Развивать навыки аналитического чтения, выяснять значение незнакомых слов и выражений



Повесть

Знать жизнь и творчество С.П. Алексеева,

строить устные и письменные высказывания



Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной

форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности;

Развивает желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



76



Сюжеты рассказов и сюжет повести С.П. Алексеева «История крепостного мальчика».

Познакомиться с понятием «историческое время»

Сюжет, историческое время

Знать сюжеты рассказов и повести

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные: овладевать способностью понимать учебную задачу урока и развивать стремление её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалоговой формой речи, вступать в речевое общение.

Воспринимать речь учителя (одноклассников);

выражает положительное отношение к процессу познания: проявляет внимание, удивление, желание больше узнать





проверка техники чтения

77



С.П. Алексеев «История крепостного мальчика».

Характер главного героя.

Составлять

характеристику героев произведения

Характеристика героев

Знать содержание произведения, способы создания образов

Познавательные: смысловое чтение, умение строить рассуждения, обобщать, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: планирование и прогнозирование результата, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развитие интереса к познавательной деятельности



78



Р.р. « Кем станет крепостной мальчик?»

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Рассуждение

Знать основные нормы русского литературного языка


Познавательные: строить устные высказывания, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и последовательность действий, ставить новые

учебные задачи в

сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Развивать навыки исследовательской деятельности, самоанализа и самоконтроля, готовности вести диалог и достигать взаимопонимания


В.П.Астафьев

79



О жизни и творчестве В.П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро».

Развивать навыки аналитического чтения, выяснять значение незнакомых слов и выражений

Рассказ

Знать жизнь и творчество В.П. Астафьева,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

Регулятивные:

ставить цели, планировать

Развивать интерес к познавательной деятельности




80



В.П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро».

Приключенческая основа рассказа. Образ главного героя.





Познакомиться с образом главного героя

Приключен-ческая основа

Знать сюжет, приключе-нческую

основу

рассказа

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.


81



В.П. Астафьев Рассказ «Васюткино озеро».

Открытие Васюткой нового озера

Автобиографичность произвдения.

Объяснить смысл названия рассказа

Автобиографическое произведение

Знать основные черты автобиогра-фических произведений, их особенности

Познавательные: оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Регулятивные:

овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение.

Воспринимать речь учителя (одноклассни-

ков);

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать





82



Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Развивать навыки аналитического чтения

Пейзаж

Знать значение картин природы в повести,

находить в тексте изобрази­тельно-выразительные средства и опре­делять их роль

Познавательные:

систематизировать, отбирать материала, формировать своего читательского мнения;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную);

Развивать интерес к познавательной деятельности



83



Р/Р

Сочинение «Что помогло Васютке выжить в тайге?».

Создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с

Рассуждение

Знать основные нормы русского литературного языка


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том

Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи. Развивать художественный вкус, иметь возможность морально-нравственного






коммуника-тивной задачей



числе творческого характера.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах, использовать письменное высказывание для регуляции своего действия.

Коммуникативные: готовить план небольшого сочинения на основе заданной цели; аргументировать свою позицию.

выбора.


Ф.Искандер (4 часа)

84



О жизни и творчестве Ф. Искандера. Рассказ «Мальчик на войне». Картины войны.

Развивать навыки аналитического чтения

Рассказ, мир, война

Знать жизнь и творчество Ф. Искандера,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, осознанного и произвольного построения речевого высказывания; уметь осуществлять сравнение, причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, развивать навыки целеполагания.

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи

Развивать навыки самоанализа и самоконтроля


85



Ф.Искандер Рассказ «Мальчик на войне». Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи.

Подбирать цитаты из текста по заданной теме

Рассказ, цитатный план

Знать содержание, составлять цитатный план произведения

Познавательные: выполнять 

учебные задачи, не 

имеющие однозначного решения, высказывать 

предположения, 

обсуждать проблемные 

вопросы, устанавливать

 причинно-следственные связи

 и зависимости между 

объектами изучения.

Регулятивные: корректировать 

деятельность: вносить 

изменения в процесс с 

учетом возникших 

трудностей и ошибок; 

намечать способы их 

устранения

Коммуникативные: воспринимать текст с 

учетом поставленной 

учебной задачи, находить в тексте информацию, 

необходимую для ее 

решения.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.


86



Р/Р

Диспут «Откуда в людях берётся жестокость? Стал ли человек добрее за историю человечества?»

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Аргумен-тированно и последовательно доказать свою точку зрения


Добро, жестокость

Знать содержание рассказа, его жанровые и композиционные особенности.

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелатель-ность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику), морально-нравственное оценивать происходящее


87



Р/Р

Защита проектов на тему «Мои ровесники в художественной литературе»

Создавать высказывания, осуществлять выбор и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Проект

Знать содержание

произведений

Познавательные:

систематизировать, отбирать материал, формировать свое читательское мнение;

анализировать, оптимизировать материал.

Регулятивные: ставить цели, планировать, корректировать результаты изучения произведения, оценивать свою работу, прогнозировать итоги работы.

Коммуникативные: формировать грамотную аргументированную монологическую речь (устную и письменную).

Проявлять интерес  к культуре и 

истории своего 

народа, родной 

страны, различать 

основные 

нравственно-этические понятия.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIXXX в.в.

Наедине с поэтом. Стихи о природе

88



О жизни и творчестве А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимний вечер».

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомиться с лирикой.


Лирика

Знать жизнь и творчество А.С.Пушкина,

строить устные и письменные высказывания

Познавательные: находить существенные отличия в письменных источниках, видеть в этом целесообразность;

проводить текстовый анализ; владеть приемами продуктивного чтения.

Регулятивные: ставить учебную цел, реализовывать ее, корректировать результаты.

Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание.

Развивать интерес к чтению; развивать привитие морально-этических норм (честь, достоинство, верность)



89



А.С.Пушкин

Стихотворение «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения.

Познакомиться с анализом лирических произведений

Анализ стихотворения

Знать

особенности поэтической формы,

выявлять основные темы и мотивы представленных лирических произведений

Познавательные: развивать навыки построения устного высказывания, уметь выделять существенную информацию, уметь осуществлять анализ, уметь строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и устанавливать последовательность действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определить цели, функций участников, способы взаимодействия.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


90



Р/Р

Учимся читать лирическое произведение.

Выразительно читать стихотворение

Лирика

Знать содержание лирических произведений

Познавательные: синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест)

Регулятивные: выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Развивать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, навыки сотрудничества в творческой деятельности.


91



Ф. И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…»,

А.А. Фет. «Осенняя роза»

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь определять размер стихотворения

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; уметь осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, целеполагание.

Коммуникативные:

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Развивать навыки самоанализа и самоконтроля


92



ВН/ЧТ

Н. Бараташвили «Цвет небесный»…» Б.Л. Пастернак «Осень»

Развивать навыки выразительного чтения, анализировать стихотворение.

Размеры стиха, ритм

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения определять настроение, которым проникнуто стихотворение

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: составлять план и устанавливать последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Осознавать трудности и стремление к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков.


93



С. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…»

Развивать навыки выразительного чтения, анализировать стихотворение

Размеры стиха, рифма

Знать сведения о жизни и творчестве С. Есенина, знать содержание стихотворений, определять настроение, выраженное авто­ром

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результаты, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развивать учебную мотивацию



94



Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Развивать навыки выразительного чтения, анализировать стихотворения.


Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтическго произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способы и результаты действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулировать свою точку зрения, обосновывать свою позицию.

Положительное относиться к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать


95



Н.М. Рубцов «Тихая моя родина».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Размеры стиха, ритм,

рифма

Знать сведения о жизни и творчестве Н.М.Рубцова, содержание стихотворения, понимать настроение, выраженное авто­ром

Познавательные: развивать навыки смыслового чтения, уметь строить рассуждения, обобщать, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Регулятивные: планировать и прогнозировать результаты, уметь адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления от прочитанного.

Развивать учебную мотивацию



96



Р/Р

Анализ лирического текста (по русской поэзии ХIХ - XX в.в.).

Развивать навыки выразительного чтения, анализировать стихотворение

Лирический текст

Знать план анализа лирического произведения

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения и координировать с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелатель-ность в дискуссии, доверие к собеседнику



97



ВН/ЧТ

Вечер поэзии «Пейзажная лирика».

Выразительно

читать стихотворение

Чтение наизусть

Знать содержание стихотворений

Познавательные: строить устное высказывание, уметь выделять существенную информацию из художественного текста, уметь осуществлять анализ текста, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений, доказательств, уметь осуществлять анализ, строить рассуждение.

Регулятивные

составлять план и устанавливать последовательность действий, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: сохранять объективность, обосновывать свою позицию.

Уметь соотносить цели и результат, участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию


98






99



Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX- XX веков.

р/р Защита проектов

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Создавать высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникатив-ной задачей

Пейзаж, иллюстрация

Знать сведения о творчестве русских поэтов XIX -XX века

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием,

работать по алгоритмам; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме, в том числе творческого характера.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной и умственной формах, использовать письменное высказывание для регуляции своего действия.

Коммуникативные: готовить план небольшого высказывания на основе заданной цели

Развивать навыки самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи.

Развивать художественный вкус, морально-нравственный

выбор.



проверка техники чтения

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

100



Повторение и обобщение, изученного в 5 классе


Литература, фольклор, род, жанр

Знать творчество писателей и произведений, изученных в 5 классе

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь осуществлять анализ образов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия в соответствии с поставленной задачей.

Положительно относиться к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать


101



р/р Урок-игра «Внимательный ли я читатель?»

102



Урок-рекомендация чтения на лето