СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование по географии для 6-11 классов школы для глухих детей.
4. Тематическое планирование.
6 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух | ||
Введение (4 часа). | |||||
1. | Организация наблюдений. Календарь погоды. | Зарисовка условных знаков календаря погоды. | Ежедневно, погода, календарь погоды, наблюдать за изменениями погоды и природы. | ||
2. | Описание погоды. Экскурсия в осенний лес. | Сбор семян, плодов, листьев, мха, лишайников, грибов. | Коллекция, плоды, семена, экскурсия. | ||
3. | Моя Родина – Россия. | Фронтальная беседа, сообщения учащихся. | Путешествовать по карте, границы, граничит, территория, омывается. | ||
4. | Путешествие и открытие Земли. | Работа с картой и глобусом. | Справочник, атлас, кругосветное путешествие. | ||
Планета - Земля. Изображение земной поверхности (22 часа). | |||||
5. | Земля – планета Солнечной системы. | Зарисовка Солнечной системы. Работа с глобусом. | Космос, шар-эллипс, ось-полюс. | ||
6. | Вращение Земли вокруг ( своей оси ) Солнца. | Составление схемы, сопоставление. | Спутник Земли, околоземное пространство, наклон оси. | ||
7. | Определение сторон горизонта. | Практическая деятельность | Направление, горизонты, стороны света. | ||
8. | Путешествие вокруг Земли. | Практическая работа: «Путь Магеллана вокруг Земли». | Совершил кругосветное путешествие. | ||
План местности (8 часов). | |||||
9. | Понятие о плане местности. Условные знаки. | Демонстрация планов школы, местности на таблицах. | Местность, горизонт, условные знаки, начертить. | ||
10-11. | Масштаб. | Миллион, километр. | Масштаб, измерить расстояние. | ||
12-13. | Стороны горизонта. Ориентирование. | Тренинг с компасом | Компас, укажи направление. | ||
14. | Изображение неровностей на плане. | Чертеж условных неровностей. | Кривая линия, изолиния | ||
15. | Составление плана класса, плана школы. | Практическая работа. | Начертить план, уменьшить в 5 раз. | ||
16. | Контрольная работа по теме «План местности». | Исправление ошибок. |
| ||
Географическая карта (10 часов). | |||||
17. | Глобус – модель Земли. Масштаб. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Познакомить обучающихся с глобусом – моделью Земли. | Различие в изображении, погрешности. | ||
18-19. | Географическая карта. Условные знаки. | Работа с глобусом. Практическая работа: «Измерение расстояния на глобусе и карте. Масштаб» | Экватор, северный и южный полюса, ось Земли, нулевой и начальный меридиан. | ||
20. | Градусная сетка, долгота, параллели и меридианы. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Контурная карта, параллели, широта, долгота. | ||
21-22. | Географические координаты. | Практическая работа «Определение координат». | Сравнить полушария, материки, океаны, точка находится. | ||
23. | Изображения на географических картах высот и глубин. | Практическая работа «Определение координат города Нижнего Новгорода», работа со шкалой высот и глубин. | Как изображают, обозначают, высшая точка, шкала высот. | ||
24-25. | Значение карт и планов. Обобщающий урок. | Работа с планами, топографическими картами, географическими картами. | Компас, синоптики, геологи, военные, строители, компьютерные карты, карты погоды. | ||
26. | Контрольно-итоговый урок по теме «Географическая карта и план». |
|
| ||
Литосфера(10 часов). | |||||
27. | Внутреннее строение Земли. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Объяснять особенности внутреннего строения Земли. | Внутреннее строение, мантия, магма, кора, шахты, образцы пород, скважина. | ||
28. | Горные породы и минералы. | Практическая работа «Определение горных пород». | Осадочные, распространение, минералы, глубинные, магматические, обломочные, органические. | ||
29. | Движение земной коры. Землетрясения. | Описание таблицы «Землетрясения». | Эпицентр, очаг землетрясения, сейсмический пояс, медленные колебания. | ||
30. | Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Работа с учебником и таблицами. | Кратер, газы, магма, отверстие, трещина, плавится, лава, действующие и потухшие вулканы. | ||
31-32. | Рельеф земной коры. Горы. | Работа с текстом учебника, практические задания на контурной карте. | Горы, склон, подошва, вершина, горный хребет. | ||
33-34. | Равнины. | Работа с атласом и картой. | Плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина. | ||
35. | Рельеф Нижегородской области. | Работа с атласом Нижегородской области. | Овраги, карьер, долина. | ||
36. | Полезные ископаемые Нижегородской области. | Практическая работа «Свойства соли, песка, глины». | Строительные материалы, кирпич, обжигают, направление, протяженность. | ||
Гидросфера (11 часов). | |||||
37. | Вода на Земле. Состав и свойства воды. | Показывать на карте океаны, моря. Называть их. | Покажи на карте полушарий … океан. | ||
38. | Круговорот воды в природе | Составит схему круговорота воды в природе. | Вода испаряется, река впадает в … | ||
39. | Мировой океан. Практическая работа «Описание моря». | Находить обозначение глубины океана, линию замерзания воды. | Остров, материк, пролив. | ||
40. | Волны в океане, цунами, течения. | Находить на карте границы литосферных плит. | Землетрясение, цунами, стихийное бедствие. | ||
41. | Подземные воды. | Находить подземные воды. | Пресная вода, соленая вода. | ||
42. | Реки. Практическая работа «Описание реки». | Показывать на карте реки, исток, устье, притоки. | Река Волга, река Нил, река Обь. | ||
43. | Озера. | Находить озера на карте. | Впадают в озеро … | ||
44. | Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Ледники. | Показывать каналы, водохранилища, ледники. Измерение снежного покрова. | Покажи на карте России… Канал имени Москвы, Волго-Донский канал. Что соединяет Волго-Донский канал? | ||
45. | Загрязнение гидросферы. Охрана и значение изучения гидросферы.
|
| Покажи на карте водохранилище. | ||
46. | Повторение темы. Обобщающая беседа по теме «Гидросфера». |
|
| ||
47. | Контрольная работа по теме «Гидросфера». |
|
| ||
Атмосфера (9 часов). | |||||
48. | Атмосфера: строение, значение, изучение. Практическая работа «Роза ветров в Нижнем Новгороде за год». | Умение построить чертеж, строить график. | Сколько дней дул ветер с запада? | ||
49. | Температура воздуха. Практическая работа «Годовой ход температуры в Нижнем Новгороде». | Умение построить чертеж, строить график. | Сколько дней была пасмурная погода? Солнечная погода? | ||
50. | Атмосферное давление. | Научить пользоваться барометром. | Высокое давление, низкое давление. | ||
51. | Водяной пар в атмосфере, облака. | Определять форму облаков. |
| ||
52. | Атмосферные осадки. | Различать виды осадков. | Метеостанция, наблюдения, прогноз погоды. | ||
53. | Погода, ветер, значение ветра. | Определять виды ветров по описанию. | Стихийное бедствие. | ||
54. | Климат. Распределение солнечного тепла и света на Земле. | Находить условные знаки на климатической карте. Работать с климатической картой: определять температуру, давление, ветер, количество осадков, климатические пояса. | Температура, ветер, давление. | ||
55. | Причины, влияющие на климат. Повторение темы «Атмосфера». |
|
| ||
56. | Контрольная работа. |
|
| ||
Биосфера (4 часа). | |||||
57. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Уметь работать со схемой «Биосфера» и учебником (стр. 142.) | Необходимые условия. Благоприятные условия. | ||
58. | Природные зоны Земли. | Знать, какие бывают природные зоны. | Тайга, тундра, лиственный лес. | ||
59. | Организмы в Мировом океане. | Изучить Мировой океан. | Мировой океан. | ||
60. | Контрольная работа «Биосфера». |
|
| ||
Население Земли. Повторение и обобщение пройденного материала. (8 часов). | |||||
61. | Человечество – единый биологический вид. | Познакомиться с основными расами на Земле. | Человечество, расы, европеоиды, негроиды, монголоиды. | ||
62. | Численность населения Земли. | Определять по карте численность населения. | Численность, рождаемость, смертность, миграции. | ||
63. | Основные типы населенных пунктов. | Уметь различать типы населенных пунктов. | Населенные пункты, города, села. | ||
64. | Человек – часть биосферы. | Уметь составить рассказ по данной теме. | Биосфера, ноосфера. | ||
65. | Стихийные природные явления. | Познакомиться с некоторыми опасными явлениями природы. | Землетрясения, извержение вулкана, наводнение, смерч, ураган. | ||
66. | Календарь погоды. | Уметь наблюдать за погодой, описывать погоду. | Сегодня температура воздуха … Погода … | ||
67. | Экскурсия по изучению природного комплекса на озеро Щелковского хутора. | Изучение ПК водоема, берега, глубины, длины, состава. | Берег, Щелковский хутор | ||
68. | Оформление коллекций. | Уметь собирать коллекции. | Коллекция – это … |
7 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух. |
Введение (4 часа). | |||
1. | Что изучает география материков и океанов? | Работа с учебником | Части света, материки, континенты. |
2. | Географическая карта – источник знаний. Масштаб, разномасштабность. | Практическая работа «Определение расстояний между точками на карте». | Природные пояса, высота гор, глубина океанов. На какие вопросы отвечает карта? |
3. | Как люди открывали и изучали Землю? | Беседа | Древний мир, античный мир, средние века, эпоха Великих открытий, научные экспедиции. |
4. | Многообразие карт. | Работа с атласом и контурными картами. | Условные знаки, назначение карты, масштаб. |
Земля – уникальная планета (23 часа). | |||
Литосфера. Строение Земли (4 часа). | |||
5. | Литосфера. Строение Земли. Движение материков. | Работа с учебником. | Кора, образование Земли и планет, плиты литосферы. |
6. | Рельеф и полезные ископаемые. | Беседа. | Горы, плоскогорья, равнины, низменности. |
7. | Происхождение Земли. | Работа с учебником. | Землетрясения, извержения вулканов, действующие вулканы, мантия, ядро. |
8. | Практическая работа на контурной карте «Вулканы и землетрясения». | Практическая работа | Землетрясения, извержение вулкана, ядро, мантия. |
Атмосфера и климаты Земли (6 часов). | |||
9. | Роль атмосферы в жизни Земли. | Ответы на вопросы в учебнике. | Колебания температуры, состав атмосферы, парниковый эффект, взаимосвязь. |
10. | Климатические карты. | Работа с картами | Условные знаки, изолинии, стрелки. |
11. | Климатообразующие факторы. | Работа с картами, ответы на вопросы учителя. | Поверхность, рельеф, воздушные массы, осадки, радиация. |
12. | Климаты Земли. | Беседа, работа с картой. | Распределение температуры, осадков, воздушных масс, давления. |
13. | Опасные природные явления в атмосфере. | Работа с рассказом учителя, по табличкам. | Гроза, тайфуны, ураганы, пылевые бури, снегопады, гололед. |
14. | Практическая работа «Обозначение на контурной карте климатических поясов и их характеристики». | Практическая работа. | Арктический, антарктический, умеренный, субтропический, тропический и экваториальный пояса. |
Гидросфера. Мировой океан. (7 часов). | |||
15. | Воды Мирового океана. | Беседа. | Твердая, жидкая, газообразная. |
16. | Течения в Мировом океане. | Работа с учебником и картами. | Айсберги, цунами, круговорот воды в природе. |
17. | Океан как среда жизни. | Работа с картинками в учебнике. | Млекопитающие, рыбы, моллюски, членистоногие, планктон. |
18. | Тихий океан. | Беседа. Работа с картой. | Береговая линия, моря, живые организмы. |
19. | Индийский океан. | Беседа. Работа с картой. | Острова, полуострова, проливы, заливы. |
20. | Северный Ледовитый океан. | Беседа. Работа с картой. | Северный Морской путь. |
21. | Атлантический океан. | Беседа. Работа с картой. | Течения в океане, Гольфстрим. |
Географическая оболочка Земли. (6 часов). | |||
22. | Круговорот веществ и энергии. | Беседа. Работа с вопросами в учебнике. | Биосфера – наш дом, взаимопроникновение почвы, воды, воздуха, живых организмов. |
23. | Строение географической оболочки. | Работа с картинками в учебнике. | Географическая оболочка. |
24. | Природные комплексы. | Беседа. | Круговорот органических веществ, цепи питания. |
25. | Зональность. Природные зоны. | Ответы на вопросы по рассказу. | Экология, природные комплексы, почвенный покров, образование почвы, широтная зональность, смена поясов. |
26. | Высотные пояса в горах. | Работа с картой. | Горы, высотный пояс. |
27. | Контрольная работа. |
|
|
Население Земли (3 часа). | |||
28. | Человечество на Земле. | Работа с учебником. | Численность населения. |
29. | Религии мира. Страны мира. | Работа с картинками в учебнике, показ иллюстраций. | Религии, христианство, мусульманство, буддизм. |
30. | Игра-путешествие по странам мира. | Игра по политической карте мира. | Политическая карта мира. |
Материки и страны (35 часов). | |||
Африка (12 часов). | |||
31. | Географическое положение. История исследования. | Уметь рассказать по карте. | Какой материк мы изучаем ? |
32. | Географическое положение Африки. Практическая работа. | Определение протяженности по масштабу. | Самая крайняя южная точка Африки расположена… |
33. | Рельеф Африки. Полезные ископаемые. | Знать условные обозначение. | Это нефть. Это алмазы. Это… |
34. | Климат Африки. | Определение границ климатических поясов. | Назови климатические пояса. |
35. | Внутренние воды Африки. | Нахождение на карте истока и устья реки | Самая длинная река в мире - … |
36. | Природные зоны. | Описание флоры по зоогеографической карте Африки. | Баобабы, лианы, пальмы, кактусы. |
37. | Природные зоны. | Описание фауны по зоогеографической карте Африки. | Жираф, зебра, лев, слон, бегемот, крокодил. |
38. | Население и политическая карта Африки. | Определять граничащие государства. | Север, юг, запад, восток. |
39. | Страны Африки. Алжир. | Описание страны по плану. | На каком языке разговаривают. |
40. | Страны Африки. ЮАР. | Умение самостоятельно описывать страну по картам | Граничит с другими государствами. |
41. | Повторение и обобщение темы. План рассказа о стране. |
|
|
42. | Контрольная работа «Африка». |
|
|
Австралия и Океания (8 часов). | |||
43. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Австралия. Географическое положение и исследование материка. | Определять расстояние по карте. | Материк омывается океанами… |
44. | Рельеф. Полезные ископаемые. | Находить условные обозначения полезных ископаемых. | Добывают полезные ископаемые. |
45, 46, 47. | Климат. Внутренние воды. Природные зоны. | Находить внутренние воды, природные зоны по карте. | Куда впадает река? |
48. | Население Австралии. | Работа с текстом, описание коренных народов Австралии. | Коренной народ – аборигены |
49. | Океания. | Находить на карте Океанию. | Острова, проливы. |
50. | Контрольная работа. |
|
|
Южная Америка (12 часов). | |||
51. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Географическое положение и исследование Южной Америки. | Научить приемам определения географического положения материка. | Граничит, омывается, расположен. |
52. | Географическое положение Южной Америки. Практическая работа: определение крайних точек материка. | Отмечать крайние точки материка на контурной карте. | Контурная карта, крайние точки, мыс. |
53. | Рельеф и полезные ископаемые. | Показывать крупные формы рельефа. | Месторождения полезных ископаемых. |
54, 55. | Климат и внутренние воды Южной Америки. | Показывать реки, водопады. Определять высоты. | Самый высокий водопад, самая полноводная река. |
56,57. | Природные зоны. Животный и растительный мир. | Узнавать животных Южной Америки. | Тропический лес, экваториальный лес, саванна, пампа. |
58. | Население, быт народов. Политическая карта Южной Америки. | Страны и их столицы Обозначить на контурной карте | Названия стран: Бразилия, Аргентина, Перу, Чили. |
59. | Бразилия. Практическая работа. | Усвоить знания о быте индейцев. | Индустриальная страна, сельскохозяйственная страна, карнавал. |
60. | Андские страны. | Сформировать представление об основных странах южной Америки, познакомить с их основными характеристиками. | Расы, плотность населения. |
61. | Повторение и обобщение темы «Южная Америка». |
|
|
62. | Контрольная работа «Южная Америка». |
|
|
Антарктида (3 часа). | |||
63. | Антарктида. Географическое положение и исследование. | Определить географические координаты нахождения начального меридиана. | Южный полюс, айсберг, экспедиция, полярная станция. |
64,65. | Обитатели Антарктиды. | Сформировать образ растительного и животного мира Антарктиды. | Пингвин, тюлень, колония. |
География родного края (3 часа). | |||
66. | Нижегородская область на карте России. Границы области. | Знать о границах области. | Севернее, южнее, протянулась. |
67. | Города, реки области. | Находить города и реки области на карте. | Расположены, текут |
68. | Нижний Новгород – достопримечательности. | Знать о достопримечательностях нашего города. | Туристический маршрут по городу. |
8 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух |
Материки и страны (68 часов). | |||
Северная Америка(17 часов). | |||
1. | Географическое положение Северной Америки. | Работа с картой, атласом. | Широта, долгота, северное полушарие, западное полушарие. |
2. | Географическое положение Северной Америки. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Географические координаты. | Практическая работа на контурной карте. | Обозначить государственную границу. Омывает, граничит, протяженность. |
3. | История открытия и исследования материка. | Работа с текстом учебника. | Испанцы, рабовладельцы, независимость. |
4-5. | Рельеф и полезные ископаемые. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Условные знаки, месторождения, руды металлов, добывают, полезные ископаемые. |
6. | Природные богатства США, Канады, Мексики. | Практическая работа. | Старые горы, мировые запасы, золотые прииски, лесозаготовка, бумага, пшеница. |
7. | Определение крайних точек материка. Номенклатура материка. | Практическая работа на контурной карте. | Крайние точки, мыс, канал. |
8. | Внутренние воды Северной Америки | Работа с текстом учебника и атласом. | Колорадо, Великие озера, Ниагарский водопад. |
9. | Климат Северной Америки. | Работа с климатическими картами и текстом учебника. | Торнадо, смерч, климатические пояса. |
10, 11. | Природные зоны Северной Америки. | Фильм «Национальные парки США». | Расположены. |
12. | Соединенные Штаты Америки | Практическая работа «Описание государства по плану» | ООН, штаты, доллар, президент. |
13, 14. | Канада и Мексика. | Самостоятельная работа. | Сравнительная характеристика, эмиграция, иммиграция. |
15. | Итоговый обобщающий урок по теме «Северная Америка». |
|
|
16. | Контрольная работа по теме «Северная Америка». |
|
|
17. | Путешествие по карте. | Исправление ошибок, тестирование. |
|
Евразия. Основные черты природы материка. Страны(51 час). | |||
18. | Евразия. Географическое положение. |
|
|
19. | Евразия. Географическое положение. |
|
|
20. | Евразия на контурной карте. Практическая работа. | Работа с контурной картой и атласом по теме «Географическая номенклатура». | Обозначить, пунктирная линия, условные знаки. |
21. | Открытие и исследование материка Евразия. | Работа с настенной картой, с текстом учебника. | Исследователи, путешественники, первооткрыватели. |
22. | Рельеф. Границы между Европой и Азией. | Работа на контурной карте. | Проходит, разделяет, соединяет. |
23. | Рельеф. Полезные ископаемые. | Работа на контурной карте. | Рудные, горючие, залежи, недра, используют, экологические проблемы. |
24, 25. | Климат. Климатические пояса. | Работа с текстом учебника и климатическими картами атласа, работа с контурной картой. | Арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный пояса. |
26, 27. | Внутренние воды Евразии. Океаны, моря, озера, мерзлота, реки Евразии. | Познакомиться с внутренними водами, их распределением. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Работа на контурной карте. | Самое глубокое озеро, глубина, протяженность. |
28, 29. | Природные зоны материка Евразия. | Познакомиться с природными зонами. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Работа на контурной карте. | Истреблены, вырублены, исчезли, заповедники, тропические растения. |
30, 31. | Животный мир Евразии. Растительный мир Евразии. | Познакомиться с растительным и животным миром Евразии. Работа с текстом учебника, атласом, иллюстрациями из приложения к учебнику. | Приспособленность к климатическим условиям. |
32. | Контрольная работа «Природа Евразии». |
|
|
33. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Население и политическая карта Евразии. | Работа с текстом учебника, комплексной и политической картой Евразии. | Государства Европы, граничит, водная граница, сухопутная граница. |
34. | Население и политическая карта Евразии. | Работа на контурной карте. | Государства Европы, граничит, водная граница, сухопутная граница. |
35. | Население и политическая карта Евразии. Практическая работа. | Работа с политической картой. | Государства Азии, граничит, водная граница, сухопутная граница. |
36. | Страны Северной Европы. | Работа с контурной картой. | Назови столицу… |
37. | Скандинавские страны. Норвегия, Швеция, Финляндия. | Описывать по плану. | Покажи на карте… |
38. | Страны Западной Европы. | Находить страны Западной Европы на карте. | Какие государства граничат с … |
39. | Великобритания. | Рассказывать по плану, используя карты атласа. | Расскажите о Великобритании по плану. |
40. | Франция. | Описание страны. | Назови столицы государств. |
41. | Германия. | Описание страны. Рассказ о Германии. | Столица Германии. Немцы. |
42. | Страны Восточной Европы. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия. | Работа с политической картой. | Какие страны относятся к Скандинавским странам? |
43. | Страны Балтии. Эстония, Латвия, Литва. | Работа с контурной картой. | Балтия. Перечисли страны Балтии. Покажи Балтийское море. |
44. | Белоруссия. | Сравнительная характеристика. Описание страны. | Столица Белоруссии. Белорусы. |
45. | Украина. | Самостоятельная работа. | Покажи морские и сухопутные границы Украины. |
46. | Молдавия. | Описание страны. | Столица Молдавии… |
47. | Страны Южной Европы. | Обозначить страны на карте. | Назови страны Южной Европы. |
48. | Италия. Городской пейзаж. Итальянский городской пейзаж. Рисование по представлению на тему (карандаш, акварель). | Описание страны. | Полуостров похож на… Столица Италии… Остров Сицилия. |
49. | Обобщающий урок по теме «Страны Европы». |
|
|
50. | Контрольная работа «Описание страны по плану» |
|
|
51. | Работа над ошибками. Страны Закавказья. | Словарная работа. Работа с текстом. | Гора Арарат. Закавказье. Кавказцы. Горы Кавказ. |
52. | Армения. | Изготовление альбома. | Столица Армении… Армяне. |
53. | Грузия. | Составление рассказа о стране по плану. | Столица Грузии… Тропический климат. Батуми. |
54. | Азербайджан. | Характеристика страны по плану. | Столица Азербайджана… Каспийское море. Граничит с государствами… |
55. | Обобщающий урок по теме «Страны Закавказья». |
|
|
56. | Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. | Знать о бывших республиках СССР. | Пастбища, хлопок, быт, кухня, культура. |
57. | Монголия. | Называть народы, проживающие в странах Азии | Земледелие, скотоводство, искусственное орошение. |
58. | Государства Юго-Западной Азии: Турция, Оман, Иран, Саудовская Аравия | Называть народы Азии. | Персы, турки, арабы, евреи, грузины. Мусульманство, мечеть, скотоводство. |
59, 60. | Страны Восточной Азии. Китай. | Китай. Первооткрыватель фарфора, бумажных денег, зонта, термоса, 400 сортов чая. | Крупнейшая по площади. 1 место по численности населения. |
61, 62. | Япония. | Описывать по климатической карте. Климат Японии. | Самая развитая страна мира. |
63. | Страны Южной Азии. Индия. | Сформировать у обучающихся представление о жизни народов Южной Азии на примере Индии. | Индия, Ганг, сари, хинди, Нью-Дели. |
64. | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | Познакомиться с особенностями быта жителей Юго-Восточной Азии на примере Индонезии. | Индонезия, Джакарта, Ява, Суматра, Калимантан, Новая Гвинея, лиана-ротанг. |
65. | Повторение и обобщение темы «Страны Азии» |
|
|
66. | Контрольная работа по теме «Страны Азии» |
|
|
67. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Особенности географической оболочки. | Познакомить учащихся с основными закономерностями географической оболочки. | Целостность, зональность, ритмичность, географическая оболочка. |
68. | Взаимодействие природы и общества. | Сформировать у обучающихся понимание взаимосвязи всех компонентов природы и необходимости бережного к ней отношения. | Природные богатства, истощение ресурсов, изменение природы человеком, Красная книга. |
9 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух |
Особенности географического положения России (11 часов). | |||
1. | Россия на карте мира. | Работа с текстом учебника и атласом. | Границы России, крайние точки материка, соседние страны. |
2. | Географическое положение России. Практическая работа «Определение координат крайних точек России» | Работа с атласом и контурной картой. | Крайние точки, координаты, сухопутные и водные границы. |
3. | Границы России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте пограничных государств». | Работа с атласом и контурной картой. | Соседи России, границы России, сухопутные и водные границы. |
4. | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени». | Работа с атласом и текстом учебника. | Местное время, поясное время, разница во времени, нулевой меридиан, линия перемены дат. |
5, 6. | Формирование территории России. Наша область на карте России. | Работа с учебником и атласом Нижегородской области. | История России, изменение границ, Нижегородская область. |
7. | Географическое изучение территории России. | Работа с текстом учебника. | Современные исследования. |
8. | Географическое изучение территории России. Открытия и исследования. | Работа с текстом учебника. | Этапы географических исследований России. |
9. | Сравнение России с другими государствами по географическому положению и размерам. Проблемы государства и их решение. | Анализ текста учебника, таблиц, анализ и сравнение карт атласа. | Размеры государств, географическое положение, горячие точки России. |
10. | Итоговый обобщающий урок по теме «Пространства России» |
|
|
11. | Проверочная работа «Пространства России» |
|
|
Природа России (49 часов). | |||
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (4 часа). | |||
12. | Строение земной коры на территории России. Геологическое строение Нижегородской области. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Движение земной коры, горные породы, землетрясения. |
13. | Особенности рельефа России. Практическая работа «Взаимосвязь рельефа и месторождений полезных ископаемых». | Работа с картами атласа. | Формы рельефа, горы, равнины, зависимость рельефа и условий жизни. |
14, 15. | Современное развитие рельефа. Стихийные явления и меры безопасности. | Работа с картами атласа и текстом учебника. | Тектонические движения, наводнения, оползни, провалы. |
16. | Практическая работа «Рельеф Нижегородской области». | Работа с атласом Нижегородской области. | Равнины, возвышенности, низменности. |
Климат и климатические ресурсы (7 часов). | |||
17. | Климат России. Факторы, влияющие на климат. | Умение определять факторы формирования климата отдельных регионов России; по картам определять закономерности распределения основных климатических показателей на территории России. | Рельеф, поверхность, радиация, испарение. |
18. | Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | Иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов. | Воздушные массы, циклон, антициклон, атмосферный фронт. |
19. | Распределение температуры и осадков | Научиться с помощью карт определять температуру, количество осадков. | Циркуляция, синоптики, предсказания погоды, по приметам. |
20. | Типы климатов нашей страны. | Познакомиться с типами климатов России, научиться по карте определять закономерности размещения климатических поясов на территории России. | Арктический, субарктический, умеренный, муссонный, высокогорный климат. |
21. | Климат и человек. | Познакомиться с влиянием климата на жизнедеятельность человека. | Агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления. |
22. | Итоговый урок по теме «Климат России». |
|
|
23. | Контрольная работа по теме «Климат России». |
|
|
Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов). | |||
24. | Реки. План описания реки. | Уметь называть и показывать крупнейшие реки России; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов по плану. | Исток, устье, русло, притоки, бассейн, впадает. |
25, 26. | Озера, болота, ледники. Многолетняя мерзлота и подземные воды. | Уметь называть и показывать крупнейшие озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. | Дождевое, снеговое, смешанное питание, сточные, бессточные, пресные, соленые. |
27. | Человек и вода. | Познакомиться с ролью воды в жизни человека; водными ресурсами России. Научиться оценивать влияние деятельности человека на водные ресурсы, познакомиться с мерами по их охране и восстановлению. Называть стихийные явления, связанные с водой. | Водные ресурсы, охрана, строительство ГЭС, орошение, сели, наводнения. |
28. | Проверочная работа по теме «Внутренние воды». |
|
|
29. | Практическая работа «Реки, озера, водохранилища, болота, подземные воды нашей области». | Научиться называть и показывать на карте водные объекты Нижегородской области. | Шлюзы, плотина, уровень воды, паводок, ледоход, наводнения. |
30. | Описание реки Волги по плану. | Научиться давать характеристику водному объекту (река) по плану, используя все имеющиеся источники (учебник, карты атласа). | Исток, устье, рукава, обитатели водоемов, орошение, осушение, торфоразработки, заповедник, браконьеры, осетровые рыбы, судоходство. |
Почва и почвенные ресурсы (6 часов). | |||
31. | Почвы. Образование и разнообразие. | Работа с текстом. | Черноземы, плодородные почвы. |
32. | География почв России. | Работа с картой. | Бурые, суглинки, серые почвы, удобрения, органические, химические. |
33. | Почва и урожай. | Работа с картой. | Зональное размещение почв, земледелие, земельные ресурсы. |
34. | Рациональное использование и охрана. | Работа с картой. | Гумус, перегной, разумное, мелиорация. |
35. | Почвы Нижегородской области. | Работа с почвенной картой Нижегородской области. |
|
36. | Обобщающий урок по теме «Почва». |
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (8 часов). | |||
37. | Растительность и животный мир России. | Работа с атласом и текстом учебника. |
|
38. | Разнообразие растений (по природным зонам). | Работа с различными источниками. | Смешанные леса, лиственные леса, тайга. |
39. | Разнообразие животных (по природным зонам). | Видеофильм «Природные зоны». | Флора, фауна, обитатели леса, степей, тундры. |
40. | Биологические ресурсы, их использование. | Работа с учебником. | Древесина, продукты питания, кормовая база животных. |
41. | Охрана природы. Заповедники. |
| Керженский заповедник, охраняемая территория. |
42. | Описание представителей флоры и фауны. (Береза. Бурый медведь.) | Практическая работа «Описание березы и медведя». | Береста, художественные промыслы, резьба по дереву. |
43. | Растительный и животный мир Нижегородской области. | Практическая работа «Составление списка охраняемых животных». | «Красная книга», исчезающие виды. |
44. | Проверочная работа по теме «Растительный и животный мир Нижегородской области». |
|
|
Природные зоны (10 часов). | |||
45. | Природно-хозяйственные зоны. ПТК. | Работа с картой. | Природная зона, зависимость от тепла, света, влажности. |
46. | Арктика. | Работа с картами, атласом, таблицами. | Ледяная зона, Арктика, рыболовство, промысел пушных зверей. |
47. | Субарктика. |
| Тундра, полярная ночь, день, мхи, лишайники, многолетняя мерзлота, северные олени, лесотундра. |
48. | Таежная зона. | Гербарий, текст учебника, фрагменты видеофильма. | Хвойные деревья, суровый климат, деревозаготовки, древесина. |
49. | Болота. | Гербарий, карты атласа. | Осушение, мелиорация, торф, мох. |
50, 51. | Зона смешанных и широколиственных лесов. | Муляжи, гербарий, карта природных зон Нижегородской области. | Ландшафты, культурный, сельскохозяйственный. |
52. | Обобщающий урок по теме «Природные зоны России». |
|
|
53. | Высотная поясность в горах. | Сформировать понятие высотной поясности, от чего она зависит и как проявляется в разных горах. | Высотная поясность, нивальный пояс, альпийские луга. |
54. | Человек и горы. | Сформировать представление о том, какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах и как горы влияют на жизнь людей. | Террасы, горная болезнь, лавины, сели. |
Природные условия и ресурсы России (5 часов). | |||
55. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. | Познакомиться с понятиями природной среды, исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов, природопользование. | Природная среда, природные условия, природные ресурсы, исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые, природопользование. |
56. | Рациональное использование природных ресурсов. | Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости рационального использования природных ресурсов, познакомиться с альтернативными источниками энергии. | Альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы. |
57, 58. | Охрана природы и охраняемые территории. Особо охраняемые территории Нижегородской области. | Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости охраны природы, познакомить их с видами особо охраняемых территорий. | Охрана природы, заповедник, заказник, национальный парк, |
59. | Контрольная работа по теме «Природные ресурсы». |
|
|
Население России. (9 часов). | |||
60. | Численность населения. | Познакомиться с естественным и механическим движением населения, причинами, на них влияющими. | Рождаемость, смертность, демография, естественное движение, механическое движение населения, демографический кризис. |
61. | Воспроизводство населения. | Познакомиться с разными типами воспроизводства. | Воспроизводство населения, традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства. |
62. | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). | Познакомиться с половой структурой населения России. | Половой состав, образ жизни, самосохранительное поведение. |
63. | Возрастной состав населения России. | Познакомиться с возрастной структурой населения России. | Возрастной состав, трудоспособный возраст, половозрастная пирамида. |
64. | Население Нижегородской области. | Познакомиться с половозрастной структурой населения Нижегородской области. |
|
65. | Практическая работа «Население Нижегородской области». | Работа с атласом, контурной картой и диаграммами по теме «Население Нижегородской области». |
|
66. | Миграции населения. | Познакомиться с понятием миграции, ее видами. | Миграция, адаптация, миграционная подвижность. |
67. | Внешние миграции. | Понятие сальдо миграции, основные причины и направления миграции. | Мигрант, сальдо миграции, экономические причины, политические причины. |
68. | Территориальная подвижность населения. | Познакомиться с причинами передвижения населения, видами территориальной подвижности. | Подвижность населения, суточный цикл, недельный цикл, годичный цикл. |
10 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух |
Население России. (24 часа). | |||
1. | Население России. | Работа с учебником | Гражданская война, ВОВ, демографический кризис. |
2. | Воспроизводство населения. | Работа с таблицами и статистическим материалом. | Смертность, рождаемость, естественная убыль. |
3. | Движение населения. | Работа с учебником и атласом. | Продолжительность жизни. |
4. | Естественный прирост населения. | Анализ таблиц. | Демографический кризис, несчастный случай, опасные профессии, «горячие точки». |
5. | Мужчины и женщины. Половозрастной состав. | Работа с таблицами. | Долгожители, алкоголизм, наркомания, низкий уровень жизни. |
6. | Миграция населения. | Конспектирование. | Миграция. |
7. | Этнический состав населения. | Работа с атласом и учебником. | Многонациональное государство, национальность, этнос. |
8. | Карта народов России. | Работа с атласом. | Право, суверенитет, автономия. |
9. | Основные языковые группы и семьи. | Работа с учебником. | Межнациональное общение, языковые группы, семьи. |
10. | Русский язык и его значение. | Конспектирование. | Самобытность, культура, традиции, обычаи, быт. |
11. | Контрольная работа «Население России». |
|
|
12. | Культура и религия в России. | Лекция. Работа с учебником. | Конфликты, террористические действия. |
13. | Межнациональные проблемы. | Рассказ. | Христианство, ислам, буддизм, православие, мусульманство. |
14. | Практическая работа «Население России». | Работа на контурной карте. | Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения. |
15. | Административный состав России. | Работа с картой и атласом. | Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения. |
16. | Работа со статистическим материалом и таблицами. | Заполнение таблиц. Практическая работа. | Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения. |
17. | История освоения и заселения территории. | Работа с текстом учебника и историческими картами России. | Империя, открытия, освоение, вошли в состав России. |
18. | Плотность населения. | Самостоятельная работа с учебником. | Средняя плотность, на 1 км². |
19. | Города России. | Практическая работа. | Областные, краевые, столицы, города-миллионеры. |
20. | Сельское и городское население. | Работа с атласом Нижегородской области. | Аул, село, деревня, станица, хутор. |
21. | Урбанизация. Расселение населения. | Работа на контурной карте. | Урбанизация, основная зона расселения, городской образ жизни. |
22. | Что можно узнать по атласу и карте населения России? | Работа с атласом и картой. | Плотность населения на 1 км², крупнейшие городские агломерации. |
23. | Контрольная работа. |
|
|
24. | Сельская Россия. Почему села умирают? | Работа с атласом Нижегородской области. | Безработица, продовольственная зависимость. |
География своей республики (края, области) (7 часов). | |||
25. | Нижегородская область. Географическое положение. Административная карта. | Работа с атласом Нижегородской области. | Север области, находится на Дятловых горах, заречная часть, нагорная часть города, юг области. |
26. | Нижегородская область. Города. | Практическая работа «Города области». | Дзержинск, Бор, Кстово, Арзамас, Выкса, Павлово, Городец, Заволжье. |
27. | Нижегородская область. Села и районы. | Работа с атласом Нижегородской области. | Кстовский район, Доскино, Княгининский район... |
28. | Нижегородская область. Этнический состав и религии. | Работа с атласом Нижегородской области. | На юге области живут татары, мордва. Чуваши. На севере области есть староверы. |
29. | Численность населения. | Работа с атласом Нижегородской области. | Численность населения. |
30. | Нижний Новгород. Рассказ о городе. | Работа с историческим материалом, материалом из интернета. | Основан, Юрий Долгорукий, Нижегородский Кремль. |
31. | Практическая работа «Нижегородская область». | Работа с контурной картой. |
|
|
|
|
|
Хозяйство России (34 часов). | |||
32. | Понятие о хозяйстве, экономике. | Работа с учебником, таблицей. | Предприятие. |
33. | Этапы развития хозяйства. | Работа с таблицами. | Назови отрасли сельского хозяйства. Рыночные отношения. |
34. | Географическое районирование. | Работа с картами учебника. | Назови отрасли промышленности. Административное деление. Федеральные округа. |
35. | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Работа с текстом учебника. | Сельское хозяйство. Лесное хозяйство. |
36. | Сельское хозяйство. Животноводство. | Составление схемы. | Какие отрасли составляют животноводство? Лес, вода, почва, воздух. |
37. | Сельское хозяйство Нижегородской области. | Составление диаграммы. | Какие отрасли составляют растениеводство? Отрасли, земледелие, зерновые. |
38. | Агропромышленный комплекс. Легкая промышленность. | Составление конспекта. | Комбайны, трактора, хранение. |
39. | Пищевая промышленность. | Работа со статистическим материалом. | Перечисли отрасли пищевой промышленности. Крахмал, спирт, чаеводство. |
40. | Легкая и пищевая промышленность Нижегородской области. |
| Мясное и молочное скотоводство. |
41. | Лесной комплекс. ЛПК. | Работа с таблицами в учебнике. | Что делают из древесины? ДВП, ДСП, фанера. |
42. | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | Работа с картами атласа. | База, месторождение, транспортировка, ЖКХ. |
43. | Угольная промышленность. | Работа с картами учебника и атласа. | Шахта. |
44. | Нефтяная промышленность. | Составление докладов на тему. | Назови отрасли топливной промышленности. |
45. | Газовая промышленность. |
| Покажи на карте … |
46. | Электроэнергетика. Практическая работа «Электроэнергетика России» | Работа на контурной карте. | Покажи на карте гидроэлектростанции, атомные, тепловые. |
47. | Типы электростанций, их размещение. Проблемы и перспективы. | Работа с текстом. | ЕЭС-расход, распределение и перераспределение, ГЭС, ТЭС, АЭС. |
48. | Повторение и обобщение знаний по теме «Электроэнергетика России». |
|
|
49. | Металлургический комплекс. Состав комплекса. Практическая работа «Определение факторов размещения производства меди и алюминия». |
| Назови цветные металлы. Назови черные металлы. Комплекс. |
50. | Черная металлургия. География черной металлургии. |
| Передельная металлургия, трубопрокатный. |
51. | Цветная металлургия. Проблемы и перспективы развития. Охрана окружающей среды. Практическая работа «Металлургическая база Урала». |
| Обогащение руды, близость к электростанциям. |
52. | Повторение и обобщение знаний по теме «Металлургия России». |
|
|
53. | Химико-лесной комплекс: география, ресурсы, отраслевой состав, факторы размещения. | Самостоятельная работа с атласом | Утилизация, комплексное использование сырья. |
54. | Машиностроительный комплекс. Состав, значение и связь с другими межотраслевыми комплексами. | Познакомиться с машиностроительным комплексом, его составом и значением в хозяйстве страны. | Машиностроение, «Красное Сормово», паровозы, пароходы, мосты, дизельные двигатели. |
55. | Химическая промышленность. | Отрасли химической промышленности | Полимеры, удобрения, сырье. |
56. | Транспорт. | Сформировать у учащихся представление о видах транспорта, научиться сравнивать различные виды транспорта между собой. | Виды транспорта, электронный транспорт, транспортная сеть, порты. |
57. | Информационная инфраструктура. | www – всемирная паутина. Мобильная и сотовая связь. Факс, электронная почта. Интернет. Получение – обработка – передача – потребление. | Информация, ресурс. |
58. | Сфера обслуживания. | Сформировать у обучающихся представление о сфере обслуживания, о видах предприятий, входящих в состав сферы обслуживания. | Телекоммуникация, образ жизни. |
59. | Практические задания на контурной карте. Центры топливно-энергетического комплекса. | Сформировать представление об основных центрах ТЭК, отмечать их на карте. | Месторождения, бассейн. |
60. | Практические задания на контурной карте. Центры машиностроения. | Сформировать представление об основных центрах машиностроения, отметить их на карте. | Машиностроение, автомобилестроение, конструкционные материалы. |
61. | Практические задания на контурной карте. Центры лесного и лесохимического комплекса. | Отметить на карте основные центры лесного и лесохимического комплекса. | Древесина, деревообработка. |
62. | Практические задания по теме «Состав сферы услуг и размещение ее предприятий». | Работа с таблицей учебника ( стр. 78) | Туризм, рекреационные ресурсы. |
63. | Рекреационное хозяйство. | Познакомить с понятием рекреационные ресурсы, виды туризма. | Туризм, рекреационные ресурсы, экологический туризм. |
64. | Территориальное (географическое) разделение труда. | Сформировать представление о географическом разделении труда, его причинах и отраслях специализации. | Разделение труда, отрасли специализации. |
65. | Практическая работа «Географические районы», «Экономические районы», «Федеральные округа». | Познакомиться с основными принципами районирования территории, отметить на карте экономические районы и федеральные округа. | Экономический район, федеральный округ. |
66, 67. | Восточно-Европейская часть России. | Дать характеристику географического положения Восточно-Европейской части России. | Географическое положение, рельеф, климат, речная система. |
68. | Волга. | Дать характеристику реки Волги по основным пунктам плана «Описания реки». |
|
11 класс.
№ | Тема | Вид деятельности | Фразы на слух |
Северо-Запад (6 часов). | |||
1. | Географическое положение на карте России. | Работа с учебником и картами атласа. | Выгодное, удобное положение, географическое положение. |
2. | Географическое положение. Природа. | Работа с учебником и картами атласа. | Низменный рельеф, переувлажнение, зарубежные страны. |
3. | Санкт-Петербург – промышленно-экономическая характеристика. | Работа с текстом учебника. | Морской, рыболовный, военный флот. Исторический, культурный, промышленный. |
4. | Санкт-Петербург – «вторая столица России». | Работа с текстом учебника. | Достопримечательности, шедевры, дворцы, основатель. |
5. | Города Северо-Западного района. Калининградская область. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Крайняя западная точка России, янтарь, стратегическое значение. |
6. | Проверочная работа «Северо-Западный район». |
|
|
Центральная Россия (14 часов). | |||
7. | Восточно-Европейская равнина. | Работа с картами атласа, рисунками и текстом учебника. | Рельеф, возвышенность, граничит, европейская часть России. |
8. | Река Волга. | Работа с картами атласа, рисунками и текстом учебника. | Расположены на берегах, административный состав, перечисли. |
9. | Центральная Россия: состав, географическое положение. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Центральное положение. |
10. | Центральная Россия: особенности населения, художественные промыслы. | Работа с текстом учебника, рисунками, наглядным материалом. | Хохлома, гжель, палех, матрешки. |
11. | Природа Центрального района. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Умеренный климат. |
12, 13. | Хозяйство Центрального района. | Работа с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом. | Газификация, заповедники, плотность населения. |
14-15. | Москва – столица России, культурный, научный, промышленный город. | Работа с текстом учебника и наглядным материалом. | Кольцевая, радиальная. |
16. | Города Центрального района. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | «Золотое кольцо», археологические раскопки, исторические города. |
17. | Центрально-Черноземный район. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Поволжье. |
18. | Волго-Вятский район. | Работа с текстом учебника и картами атласа. | Киров, река Вятка. |
19. | Проблемы Центрального района. Экология. | Работа с текстом учебника и дополнительным материалом. | Очистка воды, автомобильный, железнодорожный транспорт. |
20. | Проверочная работа «Центральный район». |
|
|
Европейский Север (5 часов). | |||
21. | Европейский Север. Географическое положение района. | Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с особенностями географического положения Европейского Севера. | Выгодное положение, полярный день, полярная ночь, суровый край, дорогая жизнь, дорогие перевозки. |
22. | Европейский Север. Природные условия района. | Познакомиться с особенностями природы и природными ресурсами. | Омывают, замерзают, морские порты, заливы, впадает, моря, улов рыбы, богатые месторождения, морские водоросли. |
23. | Население района. Этнический и религиозный состав, города района. | Познакомиться с национальным и религиозным составом населения, выделить крупные города района. | Христиане, мусульмане. |
24, 25. | Хозяйство района. Морской транспорт. | Познакомиться с основными отраслями специализации района. Работа с текстом учебника и атласом. Работа на контурной карте. | Незамерзающие и замерзающие порты. |
Поволжье (5 часов). | |||
26. | Поволжье. Географическое положение. | Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с особенностями географического положения Поволжья. | Столицы республик, правый берег, левый берег, водохранилище. |
27. | Поволжье. Природные условия. | Познакомиться с особенностями природы и природными ресурсами. Работа с текстом учебника. | Природные зоны, житница, скотоводство, сельскохозяйственные культуры, авиационная и химическая промышленность. |
28. | Поволжье. Население и хозяйство. | Познакомиться с национальным и религиозным составом населения, с основными отраслями специализации района. Работа с атласом и контурными картами. | Казанский Кремль, национальный состав, специализация. |
29. | Города Поволжья. Казань, Самара, Волгоград. | Познакомиться с крупными городами Поволжья, их достопримечательностями. | Достопримечательности. |
30. | Контрольная работа по теме «Поволжье». |
|
|
Северный Кавказ (8 часов). | |||
31. | Северный Кавказ. Географическое положение. Административный состав. | Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с особенностями географического положения Северного Кавказа. | Минеральные воды, курорты, черноморское побережье Кавказа. Выход к трем морям. |
32, 33. | Северный Кавказ. Природные условия. Рельеф и климат. Хозяйство района. | Познакомиться с особенностями природы и природными ресурсами, с основными отраслями специализации района. Работа с атласом и контурной картой. | Земледелие и скотоводство – отрасли сельского хозяйства. |
34. | Культура, быт народов Северного Кавказа. | Познакомиться с отличительными чертами культуры и быта народов Северного Кавказа. | Республики, края, столицы, деление, аулы, станицы, обычаи, национальная кухня. |
35. | Итогово-обобщающий урок по теме «Северный Кавказ». | Обобщение знаний по теме «Северный Кавказ». |
|
36. | Комплексная карта Северного Кавказа. | Работа с комплексной картой Северного Кавказа. |
|
37. | Черное, Каспийское, Азовское моря. Общая характеристика. | Работа с таблицей в учебнике. | Заливы, бухты, проливы, глубина моря. |
38. | Сравнительная характеристика Черного и Белого моря по плану. | Практическая работа. | Промысловые рыбы, уровень моря. |
Урал (8 часов). | |||
39. | Урал. Уральский экономический район. Географическое положение. | Работа с учебником, атласом, таблицей №7, климатической картой, стр. 186, 187. | … расположен между двух частей света … делит Евразию на 2 части «Кладовая» России Высшая точка Уральских гор. |
40, 41. | Развитие и современное хозяйство Урала. | Работа с таблицами и учебником, демонстрация коллекций и минералов. | Металлургическая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство. |
42. | Города Урала. | Подготовка докладов-выступлений. | Основан город, закрытый город. |
43. | Проблемы Урала. Экология. Конверсия. | Рассказ учителя, конспект. | Сбыт товаров, безработица, сырьевая база, реконструкция. |
44. | Комплексная карта Уральского экономического района. | Практическая работа на контурной карте. |
|
45. | Обобщающий урок по теме «Уральский экономический район» |
|
|
46. | Контрольная работа по теме «Уральский экономический район». |
|
|
Сибирь (11 часов). | |||
47. | Природа Сибири (климат, рельеф, полезные ископаемые, недра). | Работа с картой и атласом. | Регион, район, федеральный округ, экономический район. |
48. | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | Работа с картой и атласом. | Забайкалье, резко-континентальный климат, колебания температуры, увлажнение. |
49. | Моря Северного Ледовитого океана. | Выполнение заданий на контурной карте. | Арктические моря, окраинные моря, суровый арктический климат, ледяной покров, Северный морской путь, навигация. |
50. | Население Сибири. | Работа с учебником и словарем. | Переселенцы, «враги народа», декабристы, уголовные преступники. |
51. | Хозяйственное освоение Сибири. | Выполнение заданий на контурной карте. | Транссибирская магистраль, экспорт нефти и газа, экспорт алюминия, никеля. |
52. | Западная Сибирь, природные условия и ресурсы. | Самостоятельная работа по карте. | Административный состав, природные условия, благоприятные и неблагоприятные. |
53. | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | Умение определять по карте полезные ископаемые, по условным знакам – ГЭС. | Уникальная природа. |
54, 55. | Хозяйство Восточной Сибири. | Иметь представление о главных отраслях специализации Восточной Сибири. | Крайний Север, цветная металлургия. |
56. | Комплексная карта Восточной Сибири. | По карте, используя условные обозначения полезных ископаемых, определить отрасли металлургии, анализировать использование древесины, состояние сельского хозяйства и топливной промышленности. | Многолетняя мерзлота. |
57 | Проверочная работа по теме «Восточная Сибирь». |
|
|
Дальний Восток (7 часов). | |||
58. | Дальний Восток. Географическое положение. История освоения. | Анализ карт. Сформировать представление об особенностях физико-географического и экономико-географического положения Дальнего Востока. | Охотничий промысел. |
59. | Природные условия и ресурсы. | Сформировать представление об особенностях природы и минерально-сырьевой базе района. | Благоприятные условия. |
60. | Моря Тихого океана. | Ориентирование по карте: морские границы, острова, полуострова. | Рекреационная зона, добыча нефти на шельфе. |
61. | Население Дальнего Востока. | Сформировать представление о национальном составе Дальнего Востока. | Якуты, эвенки, чукчи, эскимосы, «коренное население». |
62. | Хозяйство района. | Самостоятельно работать с текстом «Специализация района». | Алмазы, рыбная промышленность, морской транспорт. |
63. | Комплексная карта Дальнего Востока. | Сформировать умение анализировать карты атласа и давать комплексную характеристику району. |
|
64. | Зачет (письменный и устный) по теме «Дальний Восток» |
|
|
География родного края (4 часа). | |||
65. | Родной Нижегородский край. | Продолжить формирование представлений обучающихся об особенностях природы, населения и хозяйства Нижегородской области. | Природные зоны, национальный состав, отрасли специализации района. |
66. | Рассказ о Нижегородской области. | Умение рассказывать, ориентируясь на план рассказа. |
|
67, 68. | Достопримечательности города. | Умение составить рассказ о городе. | Составим рассказ о городе. Достопримечательности. |