Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству разработана на основе:
- авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой и др.( Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2015.)
Место предмета в учебном плане Планирование учебного материала осуществляется из расчета 1 час в неделю по учебному плану. На изучение курса Изобразительное искусство по авторской программе во 2 клас-се отведено 34 часа ( 34 недели). В соответствии с календарно- учебной программой школы количество часов увеличено до 35 ( 35 учебных недель) за счёт резервного урока ( 1 час). 1 четверть – 8 ч, 2 четверть – 8 ч, 3 четверть - 10 ч, 4 четверть - 9 ч. Всего - 35 ч.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения Изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание тем учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Чем и как рабо-тает художник? (8 ч) | Выразительные возможнос-ти через краски, апплика-цию, графические матери-алы,бумагу. Выразительность матери-алов при работе в объёме. | Осуществлять поиск необхо-димой информации для выпол-нения школьных заданий с ис-пользованием учебной лите-ратуры; овладевать основами языка живописи, графики, скульп-туры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. |
2 | Реальность и фантазия (8 ч) | Формирование художест-венных представлений че-рез изображение реаль-ности и фантазии. Укра-шение реальности и фан-тазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художествен-ного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. |
3 | О чём говорит искусство (9 ч) | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произ-ведений искусства, пробуж-дение чувств печали, состра-дания, радости, героизма, бес-корыстия, отвращения, ужаса и т.д. |
4 | Как говорит искусство (10 ч) | Цвет как средство выра-жения. Линия как средство выра-жения. Ритм как средство выра-жения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное содержание в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. |
Тематическое планирование (35ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Приме-чание |
| Чем и как работает художник? (8 ч.) |
1 | Три основных цвета- жёлтый, красный, синий. | 1 | |
2 | Белая и чёрная краски. | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | |
| Реальность и фантазия (8 ч.) |
9 | Изображение и реальность. | 1 | |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | |
11 | Изображение и фантазия. | 1 | |
12 | Украшение и реальность. | 1 | |
13 | Украшение и фантазия. | 1 | |
14 | Постройка и реальность. | 1 | |
15 | Постройка и фантазия. | 1 | |
16 | Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | 1 | |
| О чём говорит искусство (9ч.) |
17 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | |
18 | Изображение характера животных. | 1 | |
19 | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | |
20 | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | |
21 | Образ человека в скульптуре. | 1 | |
22 | Человек и его украшения. | 1 | |
23 | О чём говорят украшения. | 1 | |
24 | Образ здания. | 1 | |
25 | В изображении, украшении, постройке человек выражает чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). | 1 | |
| Как говорит искусство (10ч.) |
26 | Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | |
27 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | |
28 | Что такое ритм линий? | 1 | |
29 | Характер линий. | 1 | |
30 | Ритм пятен. | 1 | |
31 | Пропорции выражают характер. | 1 | |
32 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | |
33 | Обобщающий урок года. | 1 | |
34 | Резервный урок. | 1 | |
35 | Резервный урок. | 1 | |
| Итого: 35 ч. |