Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
4 «А» класс
Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов __________________ О.Ю. Пермиловская | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________ М.Н. Некрасова | УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _________________ Н.Ф. Байкова |
Новодвинск
2022–2023 учебный год
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Пояснительная записка.
Рабочая программа данного коррекционного курса «Коррекционно – развивающие занятия» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в обучении, обогащении чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы; формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основными задачами коррекционной работы являются:
формирование полноценного восприятия окружающей действительности;
формирование разнообразных видов предметно – практической деятельности;
формирование элементарных специфических манипуляций.
Методические задачи:
развитие моторики, графомоторных навыков;
развитие пространственного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие тактильно-двигательного восприятия;
развитие кинестетического и кинетического восприятия;
развитие восприятия особых свойств предметов;
развитие восприятия времени.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционного курс «Коррекционно – развивающие занятия» в четвёртом классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
18 часов | 14 часов | 20 часов | 16 часов | 68 часов |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение включает: сухой бассейн, игрушки со световыми и звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по текстуре. Предметы для нанизывания на стержень, шнурок, пластичные материалы. Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы, карандаши, ручки, тетрадные листы и листы формата А -4, счетный материал, счётные палочки, геометрические фигуры (плоскостные), игрушки, аудиозаписи. Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 18 часов |
| Развитие моторики, графомоторных навыков Письмо печатных букв А, О по точкам. | 6.09.22. | |
| Письмо печатных букв У, М по точкам. | 7.09.22. | |
| Письмо цифр: 1,2. | 13.09.22. | |
| Письмо печатных букв С, Х по точкам. | 14.09.22. | |
| Письмо цифр: 3,4. | 20.09.22. | |
| Письмо печатных букв А, О, У, С, Х, М по точкам. | 21.09.22. | |
| Письмо цифр:5 | 27.09.22. | |
| Предметно – практическая деятельность Выкладывание букв А, О, У из пуговиц. | 28.09.22. | |
| Пластилиновые заплатки. Предметные картинки, названия которых начинаются на буквы А, О, У. | 4.10.22. | |
| Лепка букв А, О, У из пластилина. | 5.10.22. | |
| Выкладывание букв А, О, У из счётных палочек. | 11.10.22. | |
| Восприятие пространства. Ориентировка на листе бумаги. Справа, слева. | 12.10.22. | |
| Ориентировка на листе бумаги. Вверху, внизу. | 18.10.22. | |
| Поиск в ближайшем окружении предметов заданной формы. | 19.10.22. | |
| Поиск в ближайшем окружении предметов заданного цвета. | 25.10.22. | |
| Зрительное восприятие Упражнение «Чего не стало?». | 26.10.22. | |
II четверть – 14 часов |
| Упражнения «Чья тень?». | 8.11.22. | |
| Упражнения «Чья тень?». | 9.11.22. | |
| Слуховое восприятие. Как говорят животные? (домашние животные). | 15.11.22. | |
| Дидактическая игра «Угадай, что звучит». Музыкальные инструменты. | 16.11.22. | |
| Дидактическая игра «Угадай, что звучит». Звуки окружающей действительности. | 22.11.22. | |
| Тактильно-двигательное восприятие Игры с мелкой мозаикой. | 23.11.22. | |
| Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). | 29.11.22. | |
| Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). | 30.11.22. | |
| Развитие моторики, графомоторных навыков Письмо печатных букв М, С, Х по точкам. | 6.12.22. | |
| Выкладывание бук М, С, Х из пуговиц. | 7.12.22. | |
| Лепка букв М, С, Х из пластилина. | 13.12.22. | |
| Письмо цифры 0 по точкам. | 14.12.22. | |
| Письмо цифр 1,2,3,4,5,0 по точкам. | 20.12.22. | |
| Вычерчивание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | 21.12.22. | |
| Дорисовывание симметричной половины изображения по точкам. | 27.12.22. | |
| Итоговый урок четверти. | 28.12.22. | |
III четверть – 20 часов |
| Кинестетическое и кинетическое развитие Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 10.01.23. | |
| Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. | 11.01.23. | |
| Зрительное восприятие Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных картинок). | 17.01.23. | |
| Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3- (сюжетных) картинок). | 18.01.23. | |
| Нахождение нелепиц на картинках. | 24.01.23. | |
| Дидактическая игра «Лабиринт». | 25.01.23. | |
| Восприятие особых свойств предметов Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. | 31.01.23. | |
| Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. | 1.02.23. | |
| Упражнения в измерении веса предметов на весах. | 7.02.23. | |
| Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть). | 8.02.23. | |
| Слуховое восприятие Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | 14.02.23. | |
| Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук». | 15.01.23. | |
| Как говорят животные? (Дикие животные). | 21.02.23. | |
| Развитие моторики, графомоторных навыков Письмо печатной буквы Э по точкам. | 22.02.23. | |
| Письмо печатной буквы Т по точкам. | 28.02.23. | |
| Письмо цифры 6 по точкам. | 1.03.23. | |
| Письмо слогов МА, МО, МУ, МЫ. | 7.03.23. | |
| Письмо слогов СА, СО, СУ, СЫ. | 14.03.23. | |
| Письмо слогов ХА, ХО, ХУ, ХЫ. | 15.03.23. | |
| Итоговый урок четверти. | | |
IV четверть – 16 часов |
| Предметно – практическая деятельность Лепка цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 из пластилина. | 28.03.23 | |
| Выкладывание цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 с помощью счётных палочек. | 29.03.23 | |
| Выкладывание букв Э, Т из счётных палочек. | 4.04.23 | |
| Пластилиновые заплатки. Предметные картинки, названия которых начинаются на буквы Э, Т. | 5.04.23 | |
| Восприятие пространства Ориентировка на собственном теле. Части тела. | 11.04.23 | |
| Ориентировка на собственном теле. Части лица. | 12.04.23 | |
| Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 18.04.23 | |
| Восприятие времени Дни недели. | 19.04.23 | |
| Порядок дней недели. | 25.04.23 | |
| Дидактическая игра «Весёлая неделя». | 26.04.23 | |
| Развитие моторики, графомоторных навыков Письмо печатной буквы Ы по точкам. | 2.05.23 | |
| Письмо слогов АМ, ОМ, УМ, ЫМ. | 3.05.23 | |
| Письмо слогов АС, ОС, УС, ЫС. | 10.05.23 | |
| Письмо слогов АХ, УХ, ОХ, ЫХ. | 16.05.23 17.05.23 | |
| Письмо букв Э,Т, Ы по точкам. | 23.05.23 24.05.23. | |
| Итоговый урок. | | |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные:
социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка;
понимание социальной роли «партнера» в деловых ситуациях общения;
инициативные эмоционально-положительные проявления в разных ситуациях взаимодействия с учителем и сверстниками на основе доступных действий (совместных, по подражанию, по показу и по инструкции);
положительное отношение к участию в практических заданиях.
Предметные:
копирование с образца / обводка по пунктиру отдельных букв, слогов, слов и цифр.
овладение навыками предметно-практической деятельности, необходимой основой для коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности;
освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
использование в работе доступных материалов;
развитие точности движения рук, зрительно-двигательной координации, согласованности действий обеих рук;
формирование целенаправленного внимания, действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов;
понимать значение слов, обозначающих пространственное расположение предметов на картинке;
находить изображение предметов по словесному описанию;
группировать предметы по разным свойствам;
узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов;
ориентируется на плоскости и в пространстве;
умеет следовать инструкции педагога;
соотносит звук с его источником;
адекватно реагирует на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016