№ п/п | Дата проведения | Тема учебного занятия | Основное содержание | Тип урока | Планируемые результаты |
План сроки | Факт |
Многообразие организмов, их классификация (2ч) |
1. | | | Инструктаж по ТБ. Многообразие организмов, их классификация | Многообразие организмов. Классификация организмов. Основные положения систематики как науки. Задачи и значение систематики. Систематические категории. Вклад К.Линнея | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки Метапредметные: осваивают основные положения и критерии классификации Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
2. | | | Вид – основная единица систематики | Вид- основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. Редкие виды растений и животных. Охрана природы | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают об основных критериях вида, о приспособлениях особей вида к среде обитания Метапредметные: учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними Личностные: формируется познавательный мотив, элементы экологической культуры, любовь и бережное отношение к родной природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Бактерии. Грибы. Лишайники. (6ч) |
3. | | | Бактерии –доядерные организмы. | Бактерии- доядерные организмы. Отличительные способности доядерных организмов. Бактериальная клетка, особенности строения, питания, размножения и распространения. Отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных Метапредметные: продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4. | | | Роль бактерий в природе и жизни человека | Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека Метапредметные: учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения роли бактерий в круговороте веществ в природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
5. | | | Грибы – царство живой природы Входной контроль | Грибы - царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения различных грибов. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных Метапредметные: продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения грибов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
6. | | | Многообразие грибов, их роль в жизни человека | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Правила сбора грибов. Лабораторные опыты «Изучение грибных спор», «Выращивание белой плесени». Лабораторная работа «Строение и разнообразие шляпочных грибов» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с характерными признаками грибов как самостоятельного царства живой природы Метапредметные: учатся выделять признаки грибов и на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
7. | | | Грибы – паразиты растений, животных, человека | Грибы - паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами паразитами. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируется познавательная мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
8. | | | Лишайники – комплексные симбиотические организмы | Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности организмов. Разнообразие и распространение лишайников. Роль лишайников в природе. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Значение лишайников в жизни человека. Охрана лишайников | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Многообразие растительного мира (25ч) |
9. | | | Общая характеристика водорослей | Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и питания водорослей. Размножение водорослей | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей Метапредметные: выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
10. | | | Многообразие водорослей | Многообразие одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей». Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания красных и бурых водорослей | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: Расширяют знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы, учатся работать с различными источниками информации Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
11. | | | Значение водорослей в природе и жизни человека | Значение водорослей в природе и жизни человека | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о значении водорослей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации и проводить отбор материала для составления схемы Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
12. | | | Высшие споровые растения | Высшие споровые растения, происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
13. | | | Моховидные | Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Лабораторная работа «Строение мха». Проведите наблюдение «Мох Ричия». Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
14. | | | Папоротниковидные | Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. «Строение папоротника». Размножение папоротников. Проведите наблюдение «Прорастание папоротника» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируется научное мировоззрение. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
15. | | | Плауновидные. Хвощевидные. | Плауновидные , хвощевидные , общая характеристика. Значение плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами Метапредметные: учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
16. | | | Голосеменные - отдел семенных растений | Голосеменные растения, общая характеристика. Возникновение семенного размножения- важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненного цикла голосеменных. Значение голосеменных в природе и жизни человека . | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений. Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
17. | | | Разнообразие хвойных растений | Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных». Проведите наблюдение «Развитие из почек молодых побегов», «Выращивание семян сосны и ели» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
18. | | | Покрытосеменные, или Цветковые | Покрытосеменные,или Цветковые, растения как высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных в природе и жизни человека. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: обобщают и углубляют знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений Метапредметные: учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных растений.объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира Личностные: формируется любовь и бережное отношение к природе как элементы экологической культуры УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
19. | | | Строение семян | Строение семян однодольных и двудольных растений. Различия в строении семени однодольного и двудольного. Лабораторные работы «Строение семян двудольных растений», «Строение семян однодольных растений». Биологическая роль семени. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением. Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный интерес к изучению новых объектов живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
20. | | | Виды корней и типы корневых систем | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневая системы». Функции корня. Строение корня, зоны корня. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски». | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке, оформлять её результаты и на их основании делать выводы Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
21. | | | Видоизменения корней. | Видоизменение корней. Влияние условий среды на корневую систему растения. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
22. | | | Побег и почки | Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка- зачаточный побег. Виды почек, строение почек. Лабораторная работа «Строение почек. Расположение почек на стебле». Рост и развитие побега. Проведите наблюдение «Развитие побегов из почек» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки Метапредметные: развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
23. | | | Строение стебля | Строение стебля. Стебель как часть побега. Разнообразие стеблей. Лабораторная работа «Внутреннее строение ветки дерева». Значение стебля | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с внешним и внутренним строением стебля Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
24. | | | Внешнее строение листа | Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование. Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знать особенности строения листьев и выполняемые ими функции Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязи строения и выполняемых функций УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
25. | | | Клеточное строение листа | Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Лабораторная работа «Строение кожицы листа» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
26. | | | Видоизменения побегов | Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Лабораторные работы «Строение клубня», « Строение луковицы» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
27. | | | Строение и разнообразие цветков | Строение и разнообразие цветков Цветок- видоизменённый укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Лабораторная работа «Строение цветка». Двудольные и однодольные растения | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся со строением цветка Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
28. | | | Соцветия | Соцветия. Типы соцветий. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа «Соцветия» | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с наиболее распространенными соцветиями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
29. | | | Плоды | Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов. Лабораторная работа «Классификация плодов». Функции плодов | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные:знакомятся с типами плодов и их классификацией Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению разнообразия плодов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
30. | | | Размножение покрытосеменных растений | Разнообразие покрытосеменных растений. Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Проведите наблюдение «Оплодотворение растений» . Оплодотворение цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворение | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
31. | | | Классификация покрытосеменных | Классификация покрытосеменных растений. Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с классификацией и основными систематическими группами растений Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности, формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
32. | | | Класс Двудольные | Классификация покрытосеменных растений. Признаки растений классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
33. | | | Инструктаж по ТБ. Класс Однодольные | | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
34. | | | Обобщение по темам «Бактерии. Грибы. Лишайники. Многообразие растительного мира» | | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Предметные:производится сравнительная характеристика разных организмов. Формируется представление о единстве живого. Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные,коммуникативные |
Многообразие животного мира (26ч) |
35. | | | Общие сведения о животном мире | Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о царстве Животные, о классификации животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира Метапредметные: продолжают осваивать учебно- исследовательскую деятельность,устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
36. | | | Одноклеточные животные, или Простейшие. Промежуточный контроль. | Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
37. | | | Паразитические простейшие. Значение простейших | Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние в связи с формированием представлений о паразитических простейших, мерах борьбы и профилактике заражения простейшими-паразитами, значении простейших в природе и жизни человека УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
38. | | | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных | Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
39. | | | Тип Кишечнополостные | Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
40. | | | Многообразие кишечнополостных | Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют представления о классах кишечно-полостных, о их значении в природе и жизни человека Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
41. | | | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
42. | | | Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви | Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей, учатся различать круглых червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
43. | | | Класс Брюхоногие и Двустворчатые моллюски | Многообразие моллюсков. Особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих и двустворчатых моллюсков. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
44. | | | Класс Головоногие моллюски | Особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
45. | | | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности, систематика. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о моллюсках, формируется понятие о реактивном движении Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
46. | | | Класс Паукообразные | Класс Паукообразные, распространение, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и значение паукообразных животных. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения паука-крестовика». | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
47. | | | Класс Насекомые | Класс Насекомые, распространение, особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых с неполным и полным превращением. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
48. | | | Многообразие насекомых | Многообразие насекомых. Отряды: Жёсткокрылые, Чешуекрылые, Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые. Особенности жизнедеятельности общественных насекомых. Пчеловодство. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого». | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
49. | | | Обобщающий урок «Многообразие и роль членистоногих в природе» | Многообразие членистоногих и их среды обитания. Охрана членистоногих. | Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности | Предметные: обобщают знания о беспозвоночных, формируется естественно-научная картина мира Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
50. | | | Тип Хордовые | Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные. Хорда. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хордовых; формируются понятия хорда, нервная трубка Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
51. | | | Строение и жизнедеятельность рыб | Классы: Хрящевые рыбы, Костные рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания. Особенности размножения и развития рыб. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыбы». | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
52. | | | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | Особенности формы тела и окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания. Значение рыб в природе. Практическое значение рыб. Промысел рыбы. Рыбоводство. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
53. | | | Класс Земноводные | Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с приспособленностью к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
54. | | | Класс Пресмыкающиеся | Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи со средой обитания. Отряды: Чешуйчатые, Змеи, Черепахи, Крокодилы. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
55. | | | Класс Птицы | Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы». | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
56. | | | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | Многообразие птиц. Надотряды: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц для человека. Птицеводство. Порода. Охрана птиц. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
57. | | | Инструктаж по Т/Б Экскурсия «Знакомство с птицами леса» | Многообразие лесных птиц родного края. Значение птиц в лесном сообществе. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии лесных птиц для жизни в определенных условиях; убеждаются, что птицы связаны со средой обитания и приспособлены Метапредметные: учатся наблюдать, фиксировать и оформлять результаты наблюдений Личностные: воспитывается чувство любви к родной природе, понимание охраны животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
58. | | | Класс Млекопитающие, или Звери | Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих в связи со средой обитания. Размножение о развитие млекопитающих. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
59. | | | Многообразие зверей | Подклассы: Первозвери, Настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
60. | | | Домашние млекопитающие | Домашние млекопитающие. Животноводство. Разведение крупного рогатого скота. Коневодство. Свиноводство. Разведение овец и коз. Звероводство. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
61 | | | Обобщение по теме «Многообразие животного мира» | Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Предметные:производится сравнительная характеристика разных организмов. Формируется представление о единстве живого. Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные,коммуникативные |
Эволюция растений и животных, их охрана (4ч) |
62. | | | Этапы эволюции органического мира | Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
63. | | | Освоение суши растениями и животными | Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
64. | | | Охрана растительного и животного мира | Красная книга. Редкие и исчезающие виды. Памятники природы, заповедники, заказники. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие Метапредметные: учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека а природе Личностные: формируются любовь и бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
65. | | | Обобщение по теме «Эволюция растений и животных, их охрана» | | | Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира Личностные: формируются любовь и бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Экосистемы (5ч) |
66. | | | Экосистема | Экосистема. Взаимоотношение организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
67. | | | Среда обитания организмов. Экологические факторы | Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические. Приспособленность организмов к абиотическим факторам. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
68. | | | Биотические и антропогенные факторы | Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируется понятие о биотических факторах и их влиянии на живые организмы Метапредметные: учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы Личностные: формируются элементы экологической культуры УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
69. | | | Искусственные экосистемы | Искусственные (водоем, луг, лес, парк, сад). Охрана экосистем. | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | Предметные: формируется понятие об искусственных экосистемах Метапредметные: учатся сравнивать искусственные и естественные экосистемы Личностные: формируются элементы экологической культуры УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные |
70 | | | Обобщение по теме «Экосистемы» | | | |