СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы построения индивидуальной траектории развития обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Важность построения индивидуальной траектории развития с учетом личностных особенностей в образовании детей очевидна. Понятие «индивидуальная траектория развития» (ИТР) в современном образовании не является общепринятым и устоявшимся. Данный термин является результатом накопления практического опыта образовательных учреждений, деятельность которых направлена на реализацию принципов обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе. В тоже время понятие индивидуальной траектории развития содержательно близко с различными смежными понятиями, такими как «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы построения индивидуальной траектории развития обучающихся»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до времён революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский.

В последние годы проведены исследования индивидуальной подготовленности детей к школе. Дело в том, что все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей.

К. Д. Ушинский показал, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.

Особое внимание В.А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы.

Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности, зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей.

Этот фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. Василий Александрович перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли учителя учитывают хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но фактически на них не работающих?

Для того, чтобы полностью осознать необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, необходимо, прежде всего, понять причины индивидуальных различий человека в процессе его жизнедеятельности. Ведь от особенностей мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов личности (и не только от них) зависит в целом успешность и продуктивность обучения ребенка в школе.

Большой педагогический словарь определяет понятие «индивидуальность» как неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. «К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств».

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем, каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время, не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Я.А.Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об «учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д.».

Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным, и что обучение и воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей.

Однако все они сходились в том, что «нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания».

Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. «Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему».

«Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма». Педагогический критерий возрастного развития характеризует возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

- Силу возбуждения и неуравновешенность;

- Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

- Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики - спокойны, терпеливы, начатое дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей обучения отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает в процессе личного изучения учащихся.

В результате рассмотрения изучаемого аспекта с психологической точки зрения стало возможным подтвердить наше предположение о том, что учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения не только необходим, но и обязателен.

Современная система образования, ориентированная на реализацию вариативности и индивидуализации должна обеспечить индивидуальное развитие ученика, с учетом его индивидуальных качеств и способностей. Одним из путей решения этой задачи в современной школе нам представляется разработка индивидуального образовательного маршрута. Она позволит реализовать личностный потенциал ученика в образовании через осуществление определенных видов деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут является структурированной программой действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения. Тем самым будет решена основная задача индивидуализации - научить обучающегося самостоятельно выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, развивать и корректировать личностные качества, необходимые в построении индивидуальной образовательной программы под контролем учителя.

В свете данной работы нам показались интересными следующие технологии:

- технология индивидуализированного обучения И. Э. Унт, построенная на организации самостоятельной работы обучающегося в условиях школы и дома и выполнении индивидуальных учебных заданий как главной формы индивидуализации обучения;

- адаптивная система обучения А. С. Границкой, которая требует организации классной работы, при которой 60-80% времени учитель может выделять индивидуальной работе с учениками;

- обучение по технологии В. Д. Шадрикова предполагает создание индивидуально-ориентированного учебного плана. Сильная сторона данной технологии в том, что она основывается на идее предоставить учащемуся возможности работать на том уровне, который для него сегодня возможен и доступен в условиях класса переменного состава. В этом варианте каждый учащийся выполняет свою образовательную программу. Шесть уровней сложности, которые выделяет автор, позволяют охватить практически всех детей, при этом в стороне не остаются неуспевающие, а организованный учебный процесс, посильный для всех, адаптирован к способностям учащегося.

Из всего многообразия технологий, которые претендуют на реализацию индивидуального обучения и могут быть применены на любом учебном предмете, следует назвать обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель ученика» и адаптивная система обучения А. С. Границкой. Они органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.

Обучение в сотрудничестве отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве позволяют добиваться высоких результатов. При этом значительный эффект оказывает фактор социализации, при котором происходит формирование коммуникативных умений. Дети учатся вместе выполнять задания, взаимообучаться, творить новое, быть готовыми к взаимопомощи.

К образовательным технологиям, которые индивидуализируют именно процесс обучения, следует отнести игровую технологию, позволяющая реализовывать индивидуальный подход к организации обучения. Существует многообразие видов игр. Так, например, С.А. Шмаков, выделив черты, функции, структуру игры как деятельности и как процесса, области её применения и различные способы организации, сформулировал определение игры и дал классификацию различных видов игр. Система С. А. Шмакова предполагает применение определенных видов игр на различных этапах при изучении иностранного языка с пятого класса. Стоит отметить, что, хоть С. А. Шмаков пишет о применении игровых техник на уроках иностранного языка, они могут быть задействованы не только на них, но и на других уроках. Игровая технология позволяет развить навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизирует мышление и раскрывает личностный потенциал каждого учащегося. Несомненным достоинством данной технологии является то, что её можно применять на любом этапе и уровне обучения, она способствует развитию всех речевых умений и, как правило, вызывает активность каждого ученика на уроке, создавая для него, с помощью учителя, конечно, ситуацию успеха.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы обучающихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяют технологию использования компьютерных программ и Интернет-технологии. Первая позволяет эффективно дополнить процесс обучения на всех уровнях и помогает организовать самостоятельную работу. Вторая предоставляет широкие возможности для поиска информации.

Анализ исследованного многообразия существующих образовательных технологий позволяет формировать и развивать личность, способную осуществлять продуктивное поликультурной общение и формируют когнитивные способности учащегося, создавая условия для его саморазвития и самообразования.

Понятие «индивидуальная траектория развития» (ИТР) в современном образовании не является общепринятым и устоявшимся. Данный термин является результатом накопления практического опыта образовательных учреждений, деятельность которых направлена на реализацию принципов обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе. В тоже время понятие индивидуальной траектории развития содержательно близко с различными смежными понятиями, такими как «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

В связи с этим возможно выделить у разных авторов несколько направлений интерпретации понятия «индивидуальная траектория развития».

Первое направление близко с понятиями «учебный план», «образовательная программа», «траектория» и связано с организацией и управлением процессом достижения, установленного стандартом содержания образования. Основным компонентом данного направления является определение ключевых знаниевых блоков.

Второе направление основано на понятиях «путь компенсации», «структура учебной деятельности». Оно близко с предыдущим, однако конкретизируется на уровне шагов-действий и ориентировано на более узкие содержательные блоки - отдельные темы, разделы учебных курсов. Первые два направления акцентируют внимание на знаниевой составляющей обучения и тем самым не рассматривают личностный аспект. Поэтому третье направление является на наш взгляд более перспективным. Это направление ориентировано на достижении обучающимися самостоятельно поставленных целей и основано на понятиях «система задач» и «путь самореализации». Последнее направление выходит за рамки предметного наполнения, рассматривая содержание образования не как цель, а как средство обеспечения саморазвития личности.

Данное направление является более широким, так как ориентировано на реализацию компетентностного обучения, которое подразумевает, что индивидуальная траектория развития позволяет, в первую очередь, организовать осуществление специфических для конкретного обучающегося средств овладения знаниями, умениями и навыками через наиболее приемлемые для него способы деятельности.

Таким образом, нам представляется, что понятие индивидуальной траектории развития наиболее точно определены М. Г. Остренко, которая рассматривает ИТР как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося, и С. В. Марковой, обозначающей ИТР как целенаправленную программу деятельности, ориентированную на личностное развитие, обеспечивающую сопровождаемому позицию субъекта в выборе вариативного содержания и форм образования, соответствующих мотивации к деятельности, познавательной направленности, темпу индивидуального прохождения маршрута и потребности в общении при осуществлении педагогического сопровождения.

В исследовании И. А. Галацковой определяются и характеризуются четыре вида вариативных индивидуальных траекторий развития для обучающихся:

- для обучающихся, имеющих опережающие темпы развития;

- для обучающихся, имеющих ослабленное здоровье (в связи с соматической ослабленностью, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности);

- для обучающихся, имеющих низкую учебную мотивацию и трудности в обучении (снижен интерес к учению, не сформирована учебная деятельность, наличие педагогической запущенности, низкий уровень умственного развития);

- для обучающихся, имеющих специальные способности (с повышенной эмоциональностью, недостаточным уровнем саморегуляции и трудностями в общении).

Создание и реализация ИТР сопровождаются рядом трудностей и условий. Во-первых, продвижение ученика по индивидуальной траектории осуществимо лишь в том случае, если он получит следующие возможности: ученик сам определяет индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставит собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирает оптимальные для него формы и темп обучения; применяет тот способ учения, который наиболее соответствует его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознаёт полученный им результат, осуществляет оценивание и корректирование своей деятельности. Возможность индивидуальной траектории развития учащегося предполагает, что в процессе изучения темы он имеет возможность выбора одного из следующих подходов: образно или логически познавать, углубленно или энциклопедически изучать, ознакомительно, выборочно или расширенно усваивать тему. Фиксированный объём фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем сохраняет логику предмета, его структуру и содержательные основы и с помощью индивидуальной траектории развития обеспечивает достижение учащимся нормативного образовательного уровня.

Во-вторых, для организации процесса обучения «всех по-разному» необходимо наличие единых методологических и организационных основ. Индивидуальный путь освоения учащимся образовательных тем и разделов требует наличия реперных точек, обеспечивающих сравнение и сопоставление личностного содержания образования ученика, индивидуальный характер его деятельности.

Реализация индивидуальных программ, как мы полагаем, может осуществляться следующими формами деятельности ученика: для занятий в классе и дома. В рамках самостоятельной работы обучающихся возможна организация их учебной деятельности, которая будет осуществляться под контролем и руководством учителя, в ходе которой обучающийся преимущественно или полностью самостоятельно выполняет различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств. Самостоятельная работа является основной формой индивидуального обучения, она может предполагать различный уровень самостоятельности, когда родители получают консультации в процессе выполнения задания учеником.

Практика как важнейшая форма организации индивидуального обучения. В данный раздел включаются многочисленные кружковые занятия, организуемые как на базе школы, так и вне её, организация домашней самостоятельной работы.

Соответственно обязательным элементом ИТР будет организация контролирующей структуры соприкосновения ученика со школой: текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с родителями, индивидуальные занятия, группа продленного дня, онлайн контроль, а также помощь и участие со стороны родителей, так как реализация ИТР в начальной школе не может протекать, как без контроля со стороны учителя, так и без контроля со стороны родителей.

Способ построения индивидуальной траектории развития ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени. Невозможно определить эту траекторию на весь период сразу, задав её направления, например, от 1 класса на все 4 года начального обучения, поскольку сущность её построения состоит именно в том, что она отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Трудно отрицать факт, что в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных траекториях развития. Можно выделить 4 вариативных траектории развития.

1. Вариативная траектория развития для обучающихся с опережающими темпами развития;

2. Вариативная траектория развития для обучающихся с ослабленным здоровьем;

3. Вариативная траектория развития для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

4. Вариативная траектория развития для одаренных обучающихся с различными специальными способностями.

Выявленные проблемы и трудности обучающихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого- педагогического обеспечения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально- волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое сопровождение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения обучающихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности. Укреплять в себе позиции не противопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться.

Важность построения индивидуальной траектории развития с учетом личностных особенностей в образовании детей очевидна.