СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы управления образовательными проектами

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал позволяет познакомиться с основными характеристиками образовательного проекта, методами управления проектом, узнать, что такое проектный менеджмент, познакомиться с доминирующими аспектами проекта.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы управления образовательными проектами»

Теоретические основы управления образовательными проектами


Общее управление проектами

История управления проектами насчитывает пять тысяч лет. Например, строительство пирамид в Египте или Великой китайской стены не могли бы завершиться успешно без использования элементов управления проектами. В XIX веке происходит внедрение элементов управления проектами в строительстве новых производственных предприятий, железных дорог, линий телеграфной связи, автомобилестроении.

В ХХ веке управление проектами начали применять в сфере образования. Идея использования метода проектов в образовании принадлежит американскому философу и педагогу Дж. Дьюи.

Общее управление проектом включает:

  • планирование;

  • организацию;

  • работу с теми, кто реализует проект;

  • выполнение и текущий контроль над реализацией проекта;

  • а также вспомогательные дисциплины: компьютерное программирование, право, статистику и теорию вероятностей, логистику.

Основы знаний по проектному менеджменту - Project Management Body of Knowledge (PMBOK) пересекаются со знаниями из общего управления во многих отраслях - организационное поведение, финансовое прогнозирование и методы планирования составляют лишь небольшую часть смежных вопросов.

Система управления проектами включает несколько основных подсистем, которые позволяют наиболее полно реализовать методы управления проектом.

Методы управления проектами позволяют определить:

  • цели проекта и провести его обоснование;

  • структуру проекта (подпроекта, основные этапы работ);

  • необходимые объемы и источники финансирования;

  • исполнителей;

  • сроки выполнения проекта, составить график его реализации;

  • необходимые ресурсы;

  • уровень рисков и разработать меры по их страхованию;

  • подготовить смету и бюджет, подготовить и заключить контракты;

  • обеспечить контроль за выполнением проекта, и тому подобное.

В современном мире действуют достаточно сильные факторы, обусловливающие необходимость применения методов управления проектом для решения проблем и расширение возможностей развития образования. Одной из характерных черт управления проектом является то, что у него есть момент начала и момент завершения. Эффективное управление проектом начинается с отбора проектов и определение их приоритетности по отношению к целям и стратегии организации. Выполнение проекта требует умелого учета как технических, так и социокультурных аспектов этого процесса.

Известный закон Лермана гласит: "Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег", а следствие Лермана уточняет: "Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег". Именно для преодоления сформулированной в следствии Лермана проблемы и была разработана методика управления деятельностью на основе проекта. Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ находятся под постоянным вниманием руководителя (менеджера) проекта. Их также можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект.

Проектный менеджмент - это привнесение дополнительно к работам проекта знаний, навыков, методов и средств для удовлетворения или превышения потребностей и желаний заинтересованных лиц проекта. Удовлетворение или превышение желаний последних однозначно означает обеспечение баланса конкурирующих требований относительно:

• внутренней среды (содержания), времени, стоимости и качества;

• различных потребностей и желаний заинтересованных лиц;

• идентифицированных и не идентифицированных требований (потребностей).



Основные характеристики образовательного проекта

Метод проектов находит все большее распространение в системе образования разных стран мира. Причины этого явления, как считают исследователи, кроются не только в области педагогики, но и в сфере социальной, а именно:

Необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их добывать знания самостоятельно, использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

Актуальность развития у учащихся коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных группах, выполнять социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. Д.), Преодолевать конфликтные ситуации;

Необходимость широких человеческих контактов, обмен точками зрения на одну проблему, знакомства с разными культурами;

Значимость для деятельности человека умений пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, анализировать ее с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Реализация метода проектов на практике обязательно ведет к изменению позиции учителя. С носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Меняется также психологический климат в классе, потому что учителю приходится переориентировать репродуктивную учебную деятельность учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности: исследовательскую, поисковую, творческую.

В педагогической литературе есть разные определения метода проектов, в частности:

Метод проектов — это метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик)

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)

Метод проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. (Российская педагогическая энциклопедия)

Образовательный проект, как и любая деятельность, имеет ряд присущих ему черт, наличие которых поможет исполнителю осуществить его эффективную реализацию.

Действия и проекты в основном различаются тем, что первые выполняются все время и является чем-то постоянным, тогда как проекты являются временными и уникальными. Итак, проект может быть определен через свои отличительные характеристики: проект - это временное действие, выполняемое для создания уникального продукта или услуги. Временное означает, что каждый проект имеет свой определенный начало и конец. Уникальный означает, что продукт или услуга принципиально отличается от других аналогичных продуктов или услуг. Характеристики проекта помогают отличить его от других действий организации.

Основные характеристики проекта таковы:

1. Установленная цель. Такая единая определенная цель часто отсутствует в повседневной жизни организации (школы, класса), где работники ежедневно выполняют те же операции.

2. Определена продолжительность выполнения, с четкой датой начала и завершения. Из-за того, что существует четко определенная цель, проекты имеют четко определенный момент завершения, что совсем не похоже на постоянно выполняемые обязанности в традиционных видах работ. Во многих случаях исполнители проектов переходят от одного проекта к другому, а не остаются выполнять ту же работу.

3. Как правило, в проекте принимают участие несколько педагогов. В отличие от большинства видов организационной работы, делящихся по принципу функциональной специализации, для проектов характерно комбинировать и объединять усилия самих специалистов.

4. Обычно выполняется что-то новое, чего не было сделано раньше. Проект никогда не бывает одинаковым и всегда включает какие-то уникальные элементы. И вопрос не в том, будут ли иметь место такие уникальные элементы, а в том, какой будет степень уникальности.

5. Особые требования по времени, затратам и качества выполнения работы. Проекты выполняются на всех организационных уровнях. Они могут привлекать одного человека или многие тысячи людей. Проекты могут охватывать одно подразделение организации(школы) или выходить за рамки организации, привлекая другие организации или используя другие формы партнерства. Проекты часто являются наиболее важными компонентами стратегии развития системы образования.


Проекты можно классифицировать по:

  • доминантной проектной деятельности (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные, исследовательские и т.д.). Например, во внедрении практико-ориентированных проектов результат деятельности участников четко определено с самого начала, он ориентирован на социальные интересы участников (проект школьного сада, программа сохранения экологического среды района, проект устава детской организации, программа развития). Проект требует составления сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них. Особенно важны хорошая организация координационной работы в виде поэтапных обсуждений и презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Творческие проекты, в отличие от практико-ориентированных и исследовательских, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняется конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников процесса, которые заранее договариваются о запланированных результатах и форме их представления (журнал , видеофильм, вечер, праздник, коллаж). Таким образом, в ходе совместной деятельности создается сценарий фильма, программа праздника, макет журнала. В процессе работы над проектом создаются условия, при которых участник проектной деятельности может самостоятельно приобретать знания применять приобретенные ранее, причем вместо действий по образцу в основном выступают поисковые и исследовательские действия. Основной акцент делается на творческое развитие личности.

Цель творческих проектов - содействовать самостоятельному формированию интеллектуальных, специальных и общекультурных знаний и умений личности, способствовать развитию таких умений, как инициатива, сотрудничество, навыки работы в коллективе, логическое мышление, видение проблем и принятия решений, получения и использования информации, самостоятельное обучение, планирование , развитие коммуникативных навыков.

      • количеству задействованных образовательных предметов (монопроекты, метапроекты)

      • длительности реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)


В зависимости от ситуации отбор цели проектов может быть разным. В одних случаях эта тематика может формулироваться учеными, работающими в области образования, в рамках утвержденных образовательных программ. В других - инициативно выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации и состояния преподавания предмета, природных профессиональных интересов, предпочтений и способностей учеников, и тому подобное.

 Чаще всего темы проектов касаются конкретного практического вопроса, что является актуальным для реальной жизни. Вместе с тем, он требует привлечения знаний учащихся не только по одному предмету, но и из разных областей, стимулирует систематическое творческое мышление, "включение" навыков исследовательской работы. Именно таким образом достигается естественная интеграция знаний.

Доминирующими в проекте могут быть, например, такие содержанию аспекты:

  • - Литературное творчество;

  • - Естественнонаучные исследования;

  • - Экологические;

  • - Языковые (лингвистические);

  • - Культурологические (страноведение);

  • - Ролевые-игровые;

  • - Спортивные;

  • - Географические;

  • - Исторические;

  • - Музыкальные.

Необходимо также обратить внимание на так называемый контекст проекта - это внешнюю и внутреннюю среду, в которой планируется и осуществляется проект.