Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению
последствий террористических и диверсионных актов
- Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий террористических и диверсионных актов
Учебные цели:
1. Ознакомить с нормативно-правовыми основами по защите населения от терроризма.
2. Изучить основные виды террористических и диверсионных актов, способы осуществления.
3. Разъяснить общественную опасность терроризма.
4. Изучить основные мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических и диверсионных актов.
Учебные вопросы :
- Нормативно-правовые основы по защите населения от терроризма. Виды террористических и диверсионных актов.
- Мероприятия по снижению последствий террористических и диверсионных актов
- Порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб при получении информации об угрозе террористических или диверсионных актов.
Литература
Конституция РФ.
Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон «О противодействии терроризму» 26 02.2006г. № 35-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 16.05.2005г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения химической, биологической безопасности РФ»
Указ Президента РФ от 15.02.2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму»
Введение
Терроризм сегодня – это достаточно подготовленные силы, оснащенные на самом высоком техническом уровне, стремящиеся использовать в своих преступных целях новейшие научно-технические достижения. Особую опасность представляют компоненты ядерного, химического и биологического оружия террористам стали более доступны, чем это было несколько лет назад.
1 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Нормативно-правовые основы по защите населения от терроризма. Виды террористических и диверсионных актов
Федеральный закон РФ 26 02.2006г. № 35-ФЗ«О противодействии терроризму» опубликован 10 марта 2006 года.
Принят Госдумой 26 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терро-ризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
продолжение
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Виды террористических и диверсионных актов
- Диверсия – (взрыв, распыление отравляющих веществ и т. п.).
- Похищение
- Покушение и убийство
- Ограбление (экспроприация).
- Хайджекинг - захват транспортного средства.
- Кибертерроризм (кибервойна) - нападение на компьютерные сети.
- Ядерный терроризм.
- Биологический терроризм.
- Химический терроризм.
Особенности терроризма
Применение насилия и устрашения,
которое достигается использованием
особо острых форм и методов
Направленность на достижение
политических и социальных целей
Повышенная общественная опасность,
связанная с
непосредственной угрозой жизни людей
Использование конспирации как условия
существования терр. структур
и результативности их действий
около 100
крупных террористических организаций в разных странах мира
Объекты ТА:
Транспортные средства, вокзалы, морские, речные и аэропорты, общественные, торговые и жилые здания, ПОО, ГТС, территории мегаполисов, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, станции метро, системы водоснабжения, предприятия (пищевые, мясомол.), системы связи и управления
Средства :
ВВ и горючие вещества, ядерные заряды, РВ, ОВ, биологические агенты,
излучатели ЭМ импульсов
Т А
2 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Мероприятия по снижению последствий террористических и диверсионных актов
Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструк-тивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.
Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохра-нительных органов.
Поступает много телефонных звонков о ложных актах терроризма, о минировании объектов образования, здравоохранения, транспорта, энергетики и иных объектов жизнеобеспечения.
- Статьей 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации определены меры наказания за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих опасность гибели людей или причинения значительного имущественного ущерба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается либо штрафом, либо исполнительными работами, либо лишением свободы на срок до трех лет).
В указе Президента России от 15.02.2006г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Постановление РФ от 16.05.2005г. №303 и др. нормативно-правовых актах говорится о формировании государственной системы противодействия терроризму.
Во главе ее находится специально созданный Национальный антитеррористический комитет, который обеспечивает деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
Проблемой является отсутствие в России автоматических средств обнаружения опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде, в местах наиболее вероятного совершения терактов (метро, вокзалы и аэропорты). Практически не созданы федеральные запасы соответствующих технических и медицинских средств защиты, антидотов, вакцин, иммунобиологических препаратов и антибиотиков.
Критические объекты инфраструктуры и возможные
способы воздействия на них
Критические инфраструктуры
Способы воздействия
Места массового скопления людей: станции метро, спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, крупные магазины, вокзалы, лечебно-профилактические учреждения
Подрыв, поджог, химические атаки
Атомные станции
Диверсия на ядерном реакторе, атака воздушного судна
Плотины ГЭС
Подрыв тротиловым или ядерным зарядом, атака воздушным судном
Склады ГСМ с единичными емкостями от 10 тыс. тонн и более
Подрыв, разрушение конструкций
Пункты управления на транспорте, узлы связи, радио, телецентры
Облучение с помощью генераторов ЭМИ
Системы водоснабжения, предприятия пищевой и мясомолочной промышленности
Заражение биологическими агентами и ОВ
Химически и биологически опасные объекты с запасами высокотоксичных АХОВ и биологических активных агентов
Подрыв, разрушение емкостей с АХОВ и биологическими активными агентами
За МВД России
за ФСБ России :
- объекты органов гос. власти;
- объекты оборонного комплекса и атомной энергетики, другие стратегические или представляющие повышенную экологическую опасность объекты;
- объекты представительств иностранных государств;
- российские представительства за рубежом (во взаимодействии с СВР);
- объекты воздушного и водного транспорта и иные объекты, находящиеся в оперативном подчинении органов ФСБ.
- объекты ИТУ Мин. юстиции РФ;
- объекты жизнеобеспечения (электростанции, теплоцентрали);
- гидротехнические сооружения (водозаборные станции, плотины, водохранилища);
- места производства и хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, за исключением предприятий оборонных отраслей промышленности и Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- объекты железнодорожного и автомобильного транспорта;
- места массового скопления людей (рынки, торговые центры, зрелищные учреждения);
- учебные и дошкольные заведения, объекты здравоохранения;
- места постоянного проживания или длительного пребывания людей (жилые дома, гостиницы, дома отдыха, пансионаты и др.) и иные объекты, находящиеся в оперативном подчинении органов внутренних дел.
ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
для планирования мероприятий по предупреждению ТА
и смягчению их последствий
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ:
- общие сведения о территории (общая численность населения, количество НП с объектами ОВ и 1 категории и др.)
- характеристика природных условий
- социально-демографическая характеристика
- транспортная освоенность территории (количество автомобильных и железнодорожных мостов, количество портов, пристаней, шлюзов, протяженность магистральных продуктопроводов и др.)
- характеристика отраслей социальной сферы (количество жилых и административных зданий, лечебно-профилактических учреждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения; места возможного массового скопления людей – автостоянки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуальные и культурно-спортивные учреждения)
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:
- количество ПОО на территории
- количество населения, проживающего в непосредственной близости от ПОО
- общий объем используемых, производимых и хранимых аварийно опасных химических, радиоактивных веществ и биологических поражающих агентов
- объем возможных аварийных выбросов химически, биологически и радиационно опасных веществ
- количество потенциально опасных мест захоронения промышленных отходов и могильников
2 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб при получении информации об угрозе террористических или диверсионных актов
Дежурно-диспетчерские службы создаются с целью повышения оперативной готовности к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимо-действия привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе вызванных террористическим актом.
Дежурно-диспетчерские службы функционируют в трех режимах: повседневной деятельности; повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
РУКОВОДИТЕЛЮ ОРГАНИЗАЦИИ
- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- видеозаписи
- ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов
- периодическая комиссионная проверка складских помещений
- тщательный подбор и проверка кадров
- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях
- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению
- в случае обнаружения подозрительных предметов – незамедлительно сообщить в в территориальные подразделения ФСБ и МВД; дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии; при необходимости приступить к эвакуации людей в соответствии с планом
Во всех случаях дать указание не приближаться, не трогать,
не скрывать и не перемещать находку.
При возникновении ЧС
в случае обнаружения подозрительных предметов – незамедлительно сообщить в в территориальные подразделения ФСБ и МВД
дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии
при необходимости приступить к эвакуации людей в соответствии с планом
обеспечить возможность беспрепятственного подъезда спец автомобилей (правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации)
в случае крайней необходимости приступить к ликвидации ЧС, оказанию помощи пострадавшим собственными силами
при прибытии представителей спецслужб координировать с ними свою работу
ПАМЯТКА СЕКРЕТАРЮ (ДИСПЕТЧЕРУ) ПРИ ПОЛУЧЕНИИ УГРОЗЫ ПО ТЕЛЕФОНУ
1. Установить прочный контакт с анонимом:
- представиться (назвать своё имя, отчество, должность);
- попытаться успокоить говорившего;
- заверить, что его требования будут немедленно переданы администрации.
2. Выяснить требования анонима и получить информацию о характере угрозы:
- внимательно выслушать и под диктовку записать все
- под любым предлогом предложить повторить свои требования;
- задать уточняющие вопросы о характере угрозы и времени её реализации, стимулируя анонима рассказать как можно больше;
3. Выяснить мотивы действий анонима:
- задать вопрос о целях, которые преследует аноним, при этом ответы анонима выслушивать внимательно, проявляя участие;
- предложить анониму другие пути реализации его интересов.
4. В процессе выхода из контакта с анонимом следует повторить основные моменты беседы с ним, сказать, что его требования будут переданы администрации. Попытаться под любым благовидным предлогом убедить его повторить звонок.
5. По окончании разговора немедленно заполнить «Лист наблюдений при угрозе по телефону».
6. Сообщить о происшествии в правоохранительные органы по телефону «02»;
7. Если у вас нет определителя номера или он не сработал, не вешайте телефонную трубку, а положите её рядом. С другого телефона позвоните на телефонный узел с просьбой установить номер телефона, откуда был сделан звонок.
8. Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех, кому об этом необходимо знать в соответствии с инструкцией, чтобы не вызвать панику и исключить непрофессиональные действия.
ПАМЯТКА ПЕРСОНАЛУ ОБЪЕКТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ
- Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних на вашем рабочем месте.
- Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в вашем рабочем помещении или вблизи него.
- Будьте бдительны! Каждый раз, придя на своё рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.
- Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.
- Соблюдайте производственную дисциплину! Обеспечьте надёжные запоры постоянно закрытых дверей помещений, шкафов, столов.
- Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.
- Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.
- Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий.
- Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом только в правоохранительные органы по тел. «02» и руководителю объекта. Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.
РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ УГРОЗЫ О ВЗРЫВЕ
- Не допустить паники.
- Не допустить расползания слухов.
- Немедленно сообщить об угрозе по телефону «02».
- О полученной информации сообщить только начальнику своей службы безопасности или специально подготовленной группе сотрудников.
- Своими силами, не дожидаясь прибытия специалистов, по заранее разработанному плану организовать осмотр всех помещений с обязательным участием и опросом их персонала, ответственных и заведующих.
- Не прикасаться к предметам, похожим на взрывоопасные. оставить схему объекта с указанием предметов, похожих на взрывоопасные.
- Прекратить погрузочно-разгрузочные работы, в том числе опорожнение мусорных баков.
- Отвести после досмотра на безопасное расстояние автотранспорт, припаркованный у здания.
- Проанализировать обстановку и принять решение на эвакуацию.
РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРЕДМЕТА, ПОХОЖЕГО НА ВЗРЫВООПАСНЫЙ
- Не допустить паники.
- Немедленно сообщить по телефону «02».
- Оцепить зону нахождения взрывоопасного предмета.
- Оценить обстановку и принять решение на эвакуацию.
- В случае принятия решения на полную или частичную эвакуацию провести её организованно. Для этого рекомендуется использовать заранее отработанные команды, например, «Учебная пожарная тревога! Всем выйти на улицу!».
- Эвакуация должна проводиться без прохождения людей через зону нахождения предметов, похожих на взрывоопасные.