Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку?
1) Коровкин Ф. П.
2) Бернадский В. Н.
3) Лейбенгруб П. С.
4) Вагин А. А.
2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование
концентрического принципа преподавания истории в школе?
1) 1914 — 1934
2) 1959 — 1964
3) 1934 — 1959
4) 1965 — 1994
3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании Истории в школе?
1) Виноградов П. Г.
2) Виппер Р. Ю.
3) Соловьев С. М.
4) Иловайский Д. И.
4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?
1) Классическая
2) Культурно-историческая
3) Мозаичная
4) Прогрессистская
5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?
1) Дайри Н. Г.
2) Запорожец Н. И.
3) Вагин А. А.
4) Коровкин Ф. П.
6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
Развивающей цели.
2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
Воспроизводящем уровне.
4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
5) Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
1) Прием
2) Умение
3) Метод
4) Действие
8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности?
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
5) Описывает внешний вид исторического деятеля.
9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?
1) План-перечисление
2) Смысловой
3) Стереотипный
4) Картинный
10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?
1) Картосхема
2) Слайд-карта
3) План местности
4) Контурная карта
11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
4) Метод изучения
12. (60c.) Предметом методики обучения истории является
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
14. (60c.) Методика истории является
1) Отраслью психологии
2) Отраслью педагогической науки
3) Отраслью социологии
4) Самостоятельной дисциплиной
15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является
1) Тестирование
2) Наблюдение
3) Анкетирование
4) Собеседование
16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено
Обязательное образование
1) 8-летние
2) 10-летние
3) 9-летние
4) 11-летние
17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
1) Линейный
2) Смешанный
3) Концентрический
4) Цивилизационный
18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их
Последовательность преподавания, количество часов в неделю
1) Учебный план
2) Школьный устав
3) Школьная программа
4) Школьный журнал
19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусматривает изучение Всеобщей истории с древности до наших дней в
1) Начальной школе
2) Полной средней школе
3) Основной школе
4) 7-8 классах 9-летней школы
20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник
1) Нечкиной М. В.
2) Зырянова П. Н.
3) Нарочницкого А. Л.
4) Вигасина А. А.
21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает
1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе
2) Сохранение монополии государственной идеологии
3) Переход к плюрализму идеологий
4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе
22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени
1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
4) Учебном плане
24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
4) Учебном плане
25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до Наших дней» входит рубрика
1) Межпредметные связи
2) Проблемы обсуждения на занятиях
3) Нормы оценки знаний и умений учащихся
4) Основная методическая литература
26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию
1) Систематизирующую
2) Содержательную
3) Развлекательную
4) Учета знаний
27. (60c.) Сложность текста учебника связана с
1) Курсом и периодом истории
2) Психологическим восприятием учащимися
3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
4) Научными взглядами автора
28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
1) Пересказ прочитанного
2) Составление простого плана по параграфу
3) Анализ документов по выявлению новых знаний
4) Выписывание новых дат и имен
29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает
1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
2) Изучение блоками всемирной истории
3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на более высоком теоретическом уровне
30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении
1) Чтение предшествует беседе
2) Беседа вообще не проводится
3) Беседа предшествует чтению
4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является
1) Конспективное описание
2) Образная характеристика
3) Предметная характеристика
4) Портретная композиция
32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится
1) Цели обучения
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как самостоятельный предмет в … году
1) 1701
2) 1808
3) 1786
4) 1879
34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист
1) Гора П. В.
2) Андреевская Н. В.
3) Стражев А. И.
4) Зиновьев М. А.
35. (60c.) К репродуктивному относится метод
1) Эвристический
2) Проблемного изложения
3) Информационно-рецептивный
4) Исследовательский
36. (60c.) К главному материалу относятся сведения
1) Теоретические
2) Хронологические
3) Картографические
4) Статистические
37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался
1) Лернер И. Я.
2) Махмутов М. И.
3) Вагин А. А.
4) Ерик П. Д.
38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения
1) Способы обучения
2) Навыки учащихся
3) Умения учащихся
4) Приемы обучения
39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического документа?
1) Устный
2) Документальный
3) Словесный
4) Повествовательный
40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
1) Понятия
2) Умозаключения
3) Суждения
4) Факты
41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню
познавательной деятельности?
1) Объяснительно-иллюстративный
2) Наглядный
3) Печатно-словесный
4) Практический
42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое
значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают
Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
1) Объективные
2) Основные
3) Главные
4) Существенные
43. (60c.) Что относилось в русской школе XX века к «реальному методу» обучения?
1) Краткое комментирование текста учебника
2) Самостоятельное изучение исторических источников
3) Вопросно-ответная форма обучения
4) Связный рассказ
44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?
1) Преобладание фактов над теорией
2) Формационная версия событий
3) Обязательность выводов
4) Цивилизационный подход
5) Объемный документальный материал
6) Дискуссионные вопросы
7) Вопросы на трех уровнях
8) Преобладание индуктивного изложения
9) Хронологическая таблица
10) Тщательный отбор материала
11) Обобщающие таблицы
12) Подлинные иллюстрации
Правильные ответы 1.4.5.6.7.12.
45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в
Древности»? (несколько ответов)
1) Славяне — исконные жители Европы
2) Кочевники постоянно угрожали славянам
3) Главное занятие славян — земледелие
4) Главными становились князья
5) Землю славяне обрабатывали сохой
6) Появились первые города
7) Первоначально славяне жили родовыми общинами
8) Славяне обожествляли силы природы
9) В X в. появилась соседская община
10) Славяне жили по земледельческому календарю
11) Славяне жили различными племенами
12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства
Правильные ответы 1.2.3.4.8.11.12.
46. (120c.) Установите соответствие
Вид наглядности Пособия
(на соответствие)
Левая часть(A):
1) Изобразительная
2) Предметная
3) Условно-графическая
Правая часть(B):
1) Фото египетской пирамиды
2) Восковая табличка
3) Бюст Гомера
4) Аппликации «Религия греков»
5) Рисунок на древнегреч. вазе
6) Телепередача «В Древних Афинах»
7) Диафильм «Афинский раб»
8) Разрез греческой триеры, рисунок
Правильные ответы
(A1-B1).(A1-B3).(A1-B5).(A1-B6).(A1-B7).(A1-B8).(A2-B2).(A2-B3).(A3-B4).
47. (120c.) Установите соответствие
Компоненты УМК Авторы
(на соответствие)
Левая часть(A):
1) Научная и популярная литература
2) Учебная литература
3) Методическая литература
4) Наглядные пособия
Правая часть(B):
1) С. Г. Смирнов
2) П. В. Гора
3) Н. И. Аппарович
4) А. А. Вагин
5) В. Б. Кобрин
6) И. И. Долуцкий
7) Д. И. Полторак
8) Разрез греческой триеры, рисунок С. Л. Утченко
Правильные ответы (A1-B5).(A1-B8).(A2-B1).(A2-B6).(A3-B2).(A3-B4).(A4-B3).(A4-B7)