РИСУНОК СЕМЬИ
Назначение: выявление особенностей внутрисемейных отношений на основе выполнения и анализа изображения, ответов на вопросы, оценки особенностей восприятия детьми отношений в семье. Тест рисунок семьи может быть использован для взрослых и для всей семьи в целом. Тест «Рисунок семьи» является по праву одним из информативных и любимых тестов, как для семьи, так и для специалистов.
Рабочий материал — стандартный лист бумаги, карандаш и ластик.
Процедура проведения: В целом тест «Рисунок семьи» состоит из трех частей:
Установление доверительных отношений.
Рисование.
Беседа после рисования.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй свою семью» или при кинетическом рисунке семьи — «Нарисуй свою семью, чтобы все были чем-нибудь заняты. На все уточняющие вопросы ребенка исследователю следует отвечать без каких-либо разъяснений, например, «можешь нарисовать, как хочешь».
Во время рисования хорошо, если исследователь записывает все спонтанные высказывания, следит за мимикой и жестами ребенка, а также фиксирует последовательность рисования.
Наблюдая за ребенком, исследователь отмечает:
Порядок заполнения свободного пространства.
Порядок появления персонажей на рисунке.
Время начала и окончания работы.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа, а также некоторых элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).
Время, затраченное на выполнение рисунка отдельных персонажей.
Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа. После окончания рисования проводится беседа с ребенком с целью получить максимум информации. Беседа должна носить легкий, естественный характер, не вызывая у ребенка, чувства сопротивления и отчуждения.
Следует попросить ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. А также спросить:
Чья семья изображена на рисунке — семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время ?
Какую роль отводит каждому в семье ?
Кто в семье самый хороший и почему ?
Кто самый счастливый и почему?
Кто самый грустный и почему?
Кто больше всех нравится ребенку и почему ?
Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение ?
Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку ?
Л. Корман вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы:
Провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств. Например: «Кто в семье самый плохой? Кто в семье самый грустный? Кто самый несчастный?»
Социометрические вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор. Например: «Когда они закончат это дело и пойдут гулять, кто останется дома? Если мама не будет успевать приготовить обед, кто будет или не будет помогать ей? Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»
Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация или определенные детали. Например: «Кошка на рисунке кого больше любит? А кого боится?
ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ РИСУНКА СЕМЬИ
А.И. БАРКАН
Делается особый акцент на семейном взаимодействии и семейных отношениях, роли ребенка в семье и стилях родительского воспитания.
Последовательность выполнения задания.
Как правило, после получения задания ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Если художник акцентирует свое внимание на второстепенных объектах, «забывая» нарисовать своих родственников и себя, или рисует людей после изображения дополнительных предметов, следует задать наводящие вопросы, уточняющие оттенки семейных взаимоотношений. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения — один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен и художник.
Сюжет рисунка.
Чаще ребенок изображает свою семью в виде групповой фотографии, на которой присутствуют все члены семьи или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, зеленеет трава, растут деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. Помимо застывших монументальных групповых портретов, встречаются и рисунки, на которых все члены семьи заняты делом и, безусловно, самым важным — ребенок.
Иногда дети отказываются от рисования или ограничиваются кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Рисунок семьи «без семьи» крик протеста ребенка или подаваемый сигнал бедствия. Если рисунок семьи у ребенка ассоциируется с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, он освещает всех членов семьи или кого-то из них ярким солнцем — символом ласки, добра и любви. Если над групповым портретом семьи темные тучи или льет дождь, то, вероятнее всего, это связано с дискомфортом ребенка.
3. Последовательность расположения членов семьи.
Обычно первым ребенок изображает или самого любимого им члена семьи, или, по его мнению, самого значительного и авторитетного в доме. Если самым значительным ребенок считает себя, он рисует свою фигуру первой. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем больше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет для ребенка. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет. Поэтому, если ребенок интуитивно ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям, то он изображает себя после всех.
Размеры фигур членов семьи.
Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры Довольно часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы поместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина его фигуры на рисунке, как правило, маленькая и не соответствует реальному соотношению роста с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными низкорослыми, крошечными, подчеркивая свою ненужность и незначительность. В противовес отвергнутым «кумиры семьи» не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой и даже выше их.
Величина пространства между изображением отдельных членов семьи свидетельствует об их эмоциональной разобщенности или эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи посторонних предметов. С другой стороны, чтобы уменьшить разобщенность, ребенок также заполняет промежутки, но, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами, предметами или малознакомыми липами. При эмоциональной близости все родственники в семье нарисованы почти вплотную друг к другу. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от кого-то. тем меньше его привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других.
Место расположения ребенка на рисунке
источник важной информации о положении его в семье. Когда он — в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если на рисунке ребенок изобразил себя после всех братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего признак ревности любимых мамы или папы к другим живущим в семье детям Может быть, отдаляя себя от остальных членов семьи, художник сообщает, что он считает себя лишним и ненужным в доме.
Когда ребенок «забывает» нарисовать себя,
ищите вескую причину в семейных отношениях. Изображение ребенком семьи без себя — сигнал конфликта между ним и кем-то в доме или семьей в целом. У ребенка в связи с этим нет чувства общности с близкими ему людьми. Таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье.
Когда ребенок «забывает» нарисовать кого-то из родителей
или других реальных членов семьи, то, вероятнее всего, именно «забытый» родственник и есть источник дискомфорта и переживаний. Умышленно «забыв» включить родственника в состав семьи, ребенок указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Довольно часто этим способом художник «устраняет» конкурентов пытаясь погасить хоть на мгновение кипящую в нем ревность к другим детям или к родителям своего пола. Особенно упорно «мстит» ребенок и не рисует на бумаге члена семьи, который постоянно подавляет или унижает его в доме. Следует задать вопрос: «Где этот член семьи?» Обычно ребенок отвечает: «Этот родственник выносит мусор идет, стоит в углу...». Нередко в ответе ребенка звучит попытка взять реванш и хотя бы мысленно унизить близкого.
Когда ребенок «дополняет» свою семью
несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных семье.
12. Цветовая гамма рисунка — своеобразный индикатор палитры чувств, возникающих при воспоминании о членах семьи. Особенности эмоционального отношения детей к отдельным членам своей семьи или к семье в целом, романтика привязанностей и тщательно скрываемая нелюбовь, сомнения, тревоги и надежды, как будто «закодированы» в цвете, которым разукрашен каждый персонаж. Как правило, все, что любимо ребенком, рисуется в теплых, ласковых тонах. Свою привязанность и романтические чувства к кому-то дети «выпячивают» ярким, сочным цветом, невольно привлекающим взор исследователя. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей расцветке напоминает радугу или одежду сказочной принцессы. Особенно нарядны мамы. Свою любовь к ним дети выражают конструированием для них моделей фантастической одежды. Помимо платьев, юбок, блузок с рюшками, вышивками, воланами у многих мам в ушах — сережки, на шее — бусы и заколки в волосах. Почти все мамы в модной обуви и с необычными прическами. Цвет волос — оранжевый, желтый и даже синий. Наряды любимых пап практически не уступают маминым. Ребенок также ярко наряжает и всех других не безразличных ему родственников, рисуя самые мельчайшие детали их одежды. Когда ребенку в семье хорошо, он также празднично наряжен и излучает теплые тона.
Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым этими тонами членом его семьи. Особенно информативен черный цвет, чаще всего сообщающий об эмоциональном неприятии ребенком родственников, кого он раскрасил черным карандашом. Это неприятие бывает явным или скрытым. Если черным цветом разукрашен родственник, которого ребенок любит, то, вероятнее всего, таким путем непроизвольно рисующий выплескивает на бумагу все то, что тайно беспокоит, волнует, мучает его по отношению к изображенному члену своей семьи. И как бы ни пытался в подобных случаях художник уверить, что рисовал по памяти, почти с натуры, и у его отца действительно любимая рубашка — «черная», и мама тоже всем цветам предпочитает «черный цвет», а у сестры и вправду косы «черные», исследователю надо понять причин такого «реализма». Особенно когда на этом же рисунке другие родственники сказочно одеты и волосы их ярко раскрашены.
Сигналом бедствия и неблагополучия для ребенка может служить контурное рисование им отдельных членов своей семьи или семьи в целом даже тогда, когда художник изображает контуры различными цветами, а не простым карандашом.
13. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу. Почти всегда художник пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая художнику необходимую для жизни защищенность. Чтобы родитель выглядел еще внушительнее, дети помещают его на пьедестал. Родитель (или другой член семьи), обожаемый ребенком, не только тщательно им вырисовывается, но и наряжен в самые волшебные наряды, которые по яркости цветов гораздо ярче других одежд. Бывают случаи, когда наряд художника и любимого взрослого идентичны. В период первой романтической любви к родителям обычно девочки рисуют себя рядом с папами, а мальчики — поближе к мамам. В период подражания ребенка родителям своего пола закономерность эта изменяется, и девочки находятся вплотную к мамам, а мальчики— вплотную к папам. Причем родитель, любимый ребенком, не нарисован контурами и штрихами, а вырисовывается буквально до деталей.
Промежуток между фигурами ребенка и любимого взрослого — отражение невидимого барьера между двумя любящими людьми.
Свое неудовлетворение ребенок обычно выражает черным цветом или сумрачными мазками.
14. Отверженность ребенка в семье (эмоциональное неприятие). Когда ребенок ощущает себя лишним, ненужным или отверженным в своей семье, он не хочет рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв нарисовать себя. В отдельных случаях художник размещает свою маленькую или невыразительную фигурку вдали ото всех, подчеркивая этим свое одиночество среди родных. Довольно часто между отдаленным от всех ребенком и членами семьи находятся какие-то дополнительные предметы, усиливающие разобщенность нарисованных людей. Нередко дети пустой промежуток заполняют теми родственниками, которых нет, или реально существующими, но весьма далекими. Роль буфера играют часто также кошки и собаки.
Если ребенок ощущает себя лишним и ненужным в своей семье, то его фигура на рисунке меньше всех, одежда мрачная и незаметная. Такой ребенок часто изображает себя контурами и штрихами, не останавливаясь на деталях, рисуя себя в завершении сюжета. Как правило, отверженные дети «забывают» нарисовать члена семьи, который их отвергает.
15. Конфликтная ситуация в семье. Известно, что чем младше и чувствительней ребенок, тем чаще он считает себя виновником конфликтов в своей семье, расценивая их в виде расплаты за баловство, непослушание и детские «грехи». Ребенок, чувствуя себя виновным, отвержен в собственных глазах, поэтому его рисунки почти всегда напоминают аналогичные рисунки при эмоциональном неприятии детей в семье. Чаще всего художник «забывает» нарисовать того из близких, из-за кого, как он считает, возник конфликт. А если все-таки ребенок рисует этого человека, он изображается выше или ниже всех, стоящих рядом, в холодных, траурных тонах. Нередко при конфликтной ситуации в семье все родственники нарисованы лишь контурами, а разобщенность их видна в том, что они отдалены друг от друга, разделены предметами или пустыми промежутками.
Когда ребенок при конфликтах «забывает» нарисовать себя, то этим он как бы наказывает самого себя. Если ребенок неожиданно для исследователя изображает себя рядом с теми родственниками, к которым не питает теплых чувств, то таким способом он хочет уменьшить, нейтрализовать, а может быть, и полностью решить конфликт.
Неприятие к одному из родителей. Когда ребенок ощущает неприятие к кому-то из родителей, то он пытается его завуалировать тем, что «забывает» нарисовать «ненужного» родителя или, рисуя его, оттесняет всеми способами на задний план. Как правило, «мешающий» родитель намного ниже других родственников ростом, невзрачен и неряшливо одет. Нередко у ребенка хватает терпения лишь на то, чтобы изобразить его контур. «Мешающий» родитель на рисунке чаще всего «бездействует», в то время как любимый занят с ребенком общим делом.
Ревность к братьям и сестрам. Обычно тот ребенок, к которому ревнуют, рисуется вблизи с родителями или вплотную к ним. Нередко с этого ребенка начинается рисунок. С целью привлечения внимания исследователя к «любимчику» тщательно вырисовывается его фигура, увеличивается рост и он наряжается в броские одежды. Этим подчеркивается, как «любимчику» хорошо живется в семье. Или, напротив, художник изображает его контурами в траурных тонах, показывая, как «любимчик» ему неприятен. Если ревность так сильна, что ребенок сам не в силах справиться с собою, он нечаянно «забывает» включить в круг своей семьи то брата, то сестру, а то обоих сразу, хотя помнит о существовании их. В еще одном варианте, ревнивец — чтобы привлечь к себе внимание родителей, тщательно рисует братьев и сестер, не оставляет себе места на рисунке или же изображает свою хрупкую фигурку в отдалении от всех, подчеркивая этим, что он — лишний.
Неполная семья. В глубине души, считая именно себя виновником развода, ребенок мечтает возвратить былое. Кроме того, ребенок хочет скрыть конфликт от посторонних. Поэтому на рисунке присутствуют все члены семьи, если даже они уже бывшие. Причем родитель, не живущий в доме, изображается последним, после длительных раздумий, паузы и обсасывания карандашей. Ребенок словно делает выбор: нарисовать или не стоит... И если выбор сделан в сторону «нарисовать», отсутствующий член семьи изображается так, что часто имеет много сходства с самим художником. Нередко такой член семьи изображается неясным контуром, а между ним и всеми остальными присутствуют различные предметы, домашние животные, соседи, родственники, друзья или приветливые незнакомцы — все те, кто сможет смягчить участь юного художника. По нашим данным, рисование отца в неполной семье может свидетельствовать о незавершенном процессе горевания у ребенка или о не произошедших после развода эмоциональных изменениях — изменениях второго порядка.
В последующем, чтобы лишний раз продемонстрировать, что ему это безразлично, он компенсирует отсутствие родителя какими-то другими, важными для данного момента деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.
19. Единственный ребенок очень часто рисует себя между мамой и папой. Когда в семье нет никаких конфликтов, он — главное звено объединения родителей. Чем меньше расстояние между ребенком и родителями, тем ближе члены всей семьи друг к другу, тем крепче родственные чувства, связывающие их. При хронической конфликтной ситуации, при резко выраженном дефиците общения в семье ребенок ищет новые контакты вне семьи и «дополняет» свою семью теми, кто никогда не жил в их доме. Чаще всего единственный ребенок в рисунке семьи изображает тип родительского воспитания.
«Кумир» семьи. При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура — в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль. Величина фигур родителей ниже или вровень с величиной фигуры кумира. Художник выделяет себя яркими нарядами, на голове его нередко красуется корона. А маленькие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юными принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и служит серым фоном для сравнения.
Гиперопека. Ребенок начинает рисовать семью с того члена семьи, кто больше других его опекает. Затем рисует рядом с ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или крепко держат их за руки. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится. как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него — своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.
Гипоопека. При этом типе воспитания возможны различные варианты рисунков. Нередки случаи, когда ребенок, тщательно изображая всю свою семью, «забывает» нарисовать себя. А на вопросы: «Где ты ?», «Почему забыл ?» — придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: «В детском саду», «Гуляю во дворе», «Учительница задержала в школе». Полярный вариант также возможен, когда ребенок из всех членов семьи предпочитает рисовать только себя, при этом утверждая, то никого нет дома: «Родители ушли в кино», «К кому-то в гости», «Не пришли с работы..». Когда ребенок все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними. Рисуя полностью свою семью, себя ребенок размещает в отдалении ото всех, довольно обособленно и одиноко. Часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти «другие» реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Несмотря на этот стиль воспитания, родители могут быть раскрашены в самые яркие краски. Себя же ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.
Безнадзорность. Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, этот человечек наряжен в одежду холодных тонов.
Воспитание по типу «Золушки». Ребенок начинает рисовать семью обычйо с того брата или с той сестры, которому или которой его противопоставляют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам художник оставляет себе место где-то в отдалении или вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и ненужный в собственной семье. Все в рисунке сфокусировано на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующего, монументальнее, значительнее. Он — или в центре в окружении родных, или же - первый среди всех. При этом типе воспитания ребенок не умеет скрывать ревность. Поэтому рисунок переполнен холодными тонами. И, «мстя» сопернику, художник часто наряжает его прозаичнее, чем себя, нередко этим затрудняя анализ и трактовку данного рисунка.
«Ежовые рукавицы». При этом типе воспитания ребенку очень тяжело нарисовать всю семью в целом. Боясь кого-то из родителей или обоих сразу, он хочет «нейтрализовать» свой страх хотя бы на бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов семьи, кто держит его в этих «рукавицах». Себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, т.е. теми людьми, которые способны уменьшить степень дискомфорта. Если ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, то обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя. Размер фигуры ребенка на рисунке намного меньше, чем размер фигур его родителей, причем не просто ниже, а существенно занижен. Как правило, тот член семьи, который держит юного художника в «ежовых рукавицах», изображен с необычно большим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтистыми руками. Когда ребенок так боится, что хоть и хочет, но никак не смеет «позабыть» нарисовать «мучителя», то он рисует его чаще всего безо рта или без рук, чтобы таким наивным способом уменьшить страх. Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. На первый взгляд кажется, что все рисунки таких детей — копия типичного рисунка при гиперопеке. На самом деле при повышенной ответственности художник точно также, как и при гиперопеке, мечтает показать себя в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтобы обратить на себя часть внимания. Из сопровождающих рисунок вопросов-ответов становится понятно, что родители смотрят на ребенка не восхищенно (как при гиперопеке), а скорее оценочно или предвзято. Цветовая гамма: чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен намного холоднее, чем другие, включая использование черного цвета.
Воспитание «в культе болезни». Культ всегда есть культ. Над всеми властвует ребенок. Как в случае «кумира» или гиперопеки, ребенок на таком рисунке — в центре. Вокруг него те, кто постоянно ухаживает за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто их опекает. Часто как бы ни казался печальным такой сюжет, «больной» предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.
Воспитание по типу «кронпринца». «Кронпринцы» первыми рисуют вещи. Затем «кронпринц» обычно на рисунке изображает самого себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей, которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе с маленьким «кронпринцем» его заморскими, бесценными игрушками. Нередки случаи, когда «кронпринцы» «заменяют» рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.
29. Противоречивое воспитание. Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего «группирует» отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. Тех родственников, которые ему «мешают», обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде «буфера» рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.
2