1 вариант
1.Отметьте строку, где ударение во всех словах неверное (ударная гласная-прописная буква)
а) кАшлянуть, включИть, отдалА, осуждЁнный, газопровОд;
б) щавЕль, обеспЕчени, каталОг, договОр, водопровОд;
в) одновремЕный, дОбыча, уведомИть, бронИровать, гнАла;
г) ждалА, прорешЁнный, корЫсть, нанЯвшийся, срЕдствами.
2.Выберите вариант, соответствующий лексической норме:
Они только выполняли свою должность.
а) занимали должность; б)выполняли работу;
в) исполняли должность; г) исполняли работу.
3.Соединить пары антонимов.
1. Полезный а) скрытный
2. Откровенный б) рассеянный
3. Враждебный в) вредный
4. Расточительный г) дружелюбный
5. Внимательный д) бережливый
4.Выберите предложение, где существительное во множественном числе имеет неправильное окончание.
а) Никакие лагери смерти не сломили дух бойцов Сопротивления.
б) Приближаются выборы президента.
в) На совещание собрались ректоры всех вузов.
г) Шоферы всегда соблюдают ПДД.
5.Определить соответствие.
1. Беспокоить а) кому? чему?
2. Возмущаться б) кого? чего?
3. Радоваться в) кого? что?
4. Касаться г) на ком? на чем?
5. Основываться д) кем? чем?
6. Соедините слово и значение.
1. Монография а) Дипломатический документ с изложением взглядов правительства
на какой-либо вопрос.
2. Полемика б) Правило, обязательное к соблюдению.
3. Норма в) Научное исследование, посвященное одному вопросу, одной теме.
4. Меморандум г) Точно соответствующий, равный чему-либо, совпадающий с чем-либо.
5. Адекватный д) Спор, цель которого победить любой ценой.
7. Выберите предложения с речевой ошибкой.
а) В разговоре он допустил сильную ошибку.
б) В разговоре он допустил большую ошибку.
в) В разговоре он допустил значительную ошибку.
8. Отметьте логически лишнее слово. Как называется этот вид речевой ошибки?
Алексей мысленно подумал, что это конец.
а) тавтология; б) плеоназм; в) канцеляризм; г) малословие.
9. Выберите правильные слова из двух паронимов.
1. В квартире требовалось а) провести, б) произвести ремонт.
2. Важно найти в себе а) скрытые, б) скрытные резервы.
3. Любой а) поступок, б) проступок заслуживает осуждения.
4. Студент быстро а) освоил, б) усвоил материал.
5. Молодой сотрудник а) усвоил, б) освоил профессию следователя.
10. Выберите ряд слов, где неверно указан род существительных.
а) серьезно жюри, лечебный шампунь, шутливое пари;
б) больная мозоль, ремонтное бюро, черный рояль;
в) мясное меню, асфальтированное шоссе, знакомый воротила;
г) зеленое какаду, отварной брокколи, прозрачная тюль.
11. Укажите предложение с ошибкой в согласовании.
а) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
б) Четыре рыболовецких судна вышли в море.
в) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.
г) Целых два дня я готовился к экзамену.
12. Укажите ряд в котором окончания всех существительных во множественном числе указаны верно.
а) катеры, ректора, векселя, корректора, гербы;
б) паспорта, ордена, ордены, рапорты, берега;
в) автора, шифры, конструктора, торты, адресы;
г) инспектора, лектора, донья, фельдшера, доктора.
13.Определить соответствие.
1. Благодаря а) с решением
2. В нарушение б) указу Главы Республики
3. Во исполнение в) заботе и вниманию
4. Согласно г) распоряжения
5. В соответствии д) закона
14. Укажите предложения с обращением.
а) «Вернись, допиши домашнее задание!»
б) «Вы, видимо, меня не услышали?»
в) «А Штирлица я попрошу остаться»
г) «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры, дети рабочих»
15. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки препинания опущены).
а) Его приход был весьма кстати.
б) В результате таяния снега возможно наводнение.
в) К сожалению прибавилось ещё и разочарование.
г) Правда я был в этом не уверен.
16. Отметьте предложение, где есть нарушение в управлении глаголов.
а) Ты участвовал в выборах?
б) Николай бьет и кричит на свою жену.
в) Он уверен в своих знаниях.
г) Иванову был предоставлен отпуск согласно личному заявлению.
17.Укажите предложение, где есть сравнительный оборот, выделенный запятыми (знаки препинания отсутствуют).
а) Справка как документ имеет свои реквизиты.
б) Он погиб как герой.
в) Я переживал за него как за сына.
г) Дождь лил как из ведра.
18.Определите, в каком сочетании слов вид связи – примыкание.
а) жить дружно; б) махнуть рукой; в) вам нравится; г) снять видео.
19.Укажите тип предложения:
Мир кормит- война истощает.
а) сложносочиненное предложение;
б) простое предложение;
в) бессоюзное сложное предложение;
г) сложноподчиненное предложение.
20.Лексические нормы – это…
а) нормы употребления слов в соответствии с их значением;
б) нормы образования грамматических форм;
в) нормы построения словосочетаний и предложений;
г)нормы правильного написания слов.
21.Определите соответствие признаков определенному стилю речи:
1.Разговорный а) конкретность, доказательность
2.Публицистический б) шаблонность, клишированность
3.Научный в) спонтанность, непринуждённость
4.Официально-деловой г) образность, выразительность
5.Художественный д) призывность, информативность
22.Укажите бессоюзное предложение с двоеточием.
а) Сделал дело _ гуляй смело.
б) Мы сидели дома и смотрели в окно _ шел сильный дождь.
в) Через несколько дней _9 Мая.
г) Мне не хотелось гулять _ друзья уговорили.
23.Речевой этикет –
а) это нормы поведения в обществе.
б) нормы правильного произношения.
в) совокупность норм и правил речевого поведения в обществе.
г) это свод правил, норм и традиций, принятых в обществе.
24.Укажит верное продолжение предложения:
На улице было уже темно….
а) приехав домой.
б) приехавши домой.
в) по приезде домой.
г) когда я приехал домой.
25.Укажите ряд неправильно употребленных форм степени сравнения прилагательных.
а) самый наилучший, более моложе, наименее слабее;
б) младше всех, наибеднейший, самый хороший;
в) наиболее интересный, старше других, лучше;
г) менее приятный, самый быстрый, более молодой.
2 вариант
1.Отметьте строку, где ударение во всех словах неверное (ударная гласная – прописная буква)
а) ходАтайство, оценЁнный, созданА, включИм, новорождЁнный;
б) прИбыть, принудИть, засветлО, квАртал, свеклА;
в) премировАть, наговОр, знАла, пОнял, упрОчение;
г) цыгАн, созЫв, столЯр, звонИт, разОгнутый .
2.Заменить словосочетание соответствующим по лексическим нормам.
Хороший командир должен во всем показывать образец подчинённым.
а) подавать пример; б) показывать образец;
в) подавать образец; г) показывать пример;
3.Соединить пары антонимов.
1.Смелый а) враждебный
2.Строптивный б) бесполезный
3.Дружелюый в) чужой
4.Родной г) нерешительный
5.Эффективный д) покладистый
4.Выберите предложение, где существительное во множественном числе имеет неправильное окончание.
а) Трудовые договоры были заключены со всеми работниками.
б) Почтальон перепутал адресы.
в) На совещание собрались директора всех предприятий.
г) Вдоль дороги росли высоченные тополя.
5.Определите соответствие.
1.Уверенность а) кого? чему?
2.Препятствовать б) кого? чего?
3.Полон в) кого? что?
4.Оплатить г) на кого? на что?
5.Опираться д) в ком? в чем?
6.Соедините слово и значение.
1.Описание а) Публичный спор научного характера.
2.Диспут б) Система кодифицирования достижений народа.
3.Плеоназм в) Вывод, заключение.
4.Язык г) Словесное изображение предмета, человека.
5.Резюме д) Вид речевой избыточности.
7.Выберите предложение с речевой ошибкой.
а) Тебя спрашивает какой-то человек.
б) Тебя спрашивает незнакомый человек.
в) Тебя спрашивает какой-либо человек.
г) Тебя спрашивает тот человек.
8.Отметьте логически лишнее слово. Как называется этот вид речевой ошибки?
В фестивале участвовало созвездие звезд.
а) тавтология; б) плеоназм; в) канцеляризм; г) малословие.
9.Выберите правильные слова из двух паронимов.
1.В автобусе необходимо а) уплатить, б) оплатить проезд.
2.Мы обрадовались а) возвращению, б) возвращением брата.
3.Следует обращать внимание а) недостаткам, б) на недостатки.
4.Авария препятствовала а) движению, б) движение транспорта.
5.В своем докладе лектор обосновал а) теорию, б) на теорию заговора.
10.Выберите ряд слов, где неверно указан род существительных.
а) разнообразное меню, черный кофе, многомиллионный Токио;
б) справочное бюро, широкоэкранный кино, вкусное какао;
в) краткое резюме, шустрый катала, полноводная Миссисипи;
г) быстрая кенгуру, огромное Чикаго, авторитетный жюри.
11.Укажите предложение с ошибкой согласования.
а) Большинство людей знают правила поведения.
б) Двадцать один студент присутствовали на занятии по русскому языку.
в) Прошлым летом было раскрыто 18 краж.
г) Остались живыми те, кто не сел в самолет по каким-либо причинам.
12.Укажите ряд, в котором окончания всех существительных во множественном числе указаны неверно.
а) адреса, выговоры, принтеры, порты, номера;
б) аптекари, фронты, мастера, поезда, циркули;
в) шоферы, торты, колокола, отпуска, тренеры;
г) выпуска, сорты, офицера, токаря, месяца.
13.Определить соответствие.
1.Благодаря а) решение собрания
2.В нарушение б) помощи неравнодушных
3.Во исполнение в) уставу
4.Согласно г) распоряжения
5.Вопреки д) приказа
14.Укажите предложение с обращением.
а) ,,Ты записался в добровольцы?’’
б) Цвети и процветай, родина моя!
в) Маму я прошу приготовить мне оладьи.
г) Зову тебя любимою, единственной зову.
15. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным (знаки препинания опущены).
а) Его решение было конечно и возражению не подлежало.
б) Всю жизнь человек стремиться к счастью.
в) К сожалению погода быстро испортилась.
г) Ей кажется мир игрушкою.
16. Отметьте предложения, где есть нарушение в управлении глаголов.
а) Благодаря пожару понесены большие убытки.
б) Сегодня я оделся теплее.
в) Умение отличать правду от лжи – качеств настоящего юриста.
г) Все ждали солдат и переживали за них.
17. Укажите предложение, где есть сравнительный оборот, выделенный запятыми (знаки препинания отсутствуют).
а) Врачи рекомендуют смех как лекарство.
б) Среди друзей у него слава не как у надежного человека.
в) Потерпевшая была бледна как полотно.
г) Её глаза сияли как алмазы.
18. Определите, в каком сочетании слов вид связи – управление.
а) солнечный город; б) болеть долго; в) кабинет психолога; г) идти быстро.
19. Укажите тип предложения:
Книга – собеседник, не расхваливающий тебя, и товарищ, не дающий скучать.
а) сложносочиненное предложение;
б) простое предложение;
в) бессоюзное сложное предложение;
г) сложноподчиненное предложение.
20. Орфографическое нормы – это…
а) нормы употребления слов в соответствии с их значением;
б) нормы образования грамматический форм;
в) нормы построения словосочетаний и предложений;
г) нормы правильного написания слов.
21. Определите соответствие признаков определенному стилю речи.
1. Разговорный а) конкретность, доказательность
2. Публицистический б) шаблонность, клишированность
3. Научны в) спонтанность, непринужденность
4. Официально-деловой г) образность, выразительность
5. Художественный д) призывность, информативность
22. Укажите бессоюзное предложение с тире.
а) Сделал дело гуляй смело.
б) Мы сидели дома и смотрели в окно шёл сильный дождь.
в) Через несколько дней будет 9 Мая.
г) Мне не хотелось гулять но друзья меня уговорили.
23. Синонимы – это
а) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
б) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
в) слова, близкие по звучанию, часто однокоренные, разные по смыслу;
г) слова, противоположные по значению.
24. Укажите верное продолжение предложения:
…, перед ними открылась удивительная панорама.
а) Выйдя на окраину города…
б) Выходя на окраину города…
в) Когда они вышли на окраину города…
г) При выходе на окраину города…
25.Укажите ряд неправильно употребленных форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
а) наиболее интересный, наибогатейший, самый простой;
б) грубее, наилучший, менее свежий;
в) более доверчивый, наименее разумный, хуже всего;
г) более старше, наименее мало, самый веселейший.