Фамилия _____________________________________________________
Михаил Пришвин. Беличья память
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: ловкая белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью вылазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Задания
1. Прочитанное произведение – это …
1) стихотворение 2) сказка 3) рассказ
2. Определи тему прочитанного произведения.
1) Повадки диких животных
2) Зимние изменения в природе
3) О дружбе человека и животного
3. Объясни, как ты понимаешь смысл выражения «читать следы». Соедини выражение и подходящее, на твой взгляд, объяснение.
Понимать, что за зверь прошёл, куда и зачем.
Читать следы 2) С помощью специального справочника узнавать
зверей по описанию.
3) По следам зверей определять толщину снежного
покрова.
4. Найди и отметь все верные утверждения. Если затрудняешься, перечитай текст ещё раз.
1) Белка ходила и съедала жёлуди и семена шишек.
2) Белка чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда.
3) Белка помнила, где спрятала орехи осенью.
4) Белка находила и съедала спрятанные под снегом орехи.
5. Какие чувства испытывал автор текста, когда разглядывал беличьи следы.
1) радость 2) удивление 3) гордость 4) безразличие
Внимательно прочитай текст из энциклопедии
Белка – представитель отряда грызунов. Основой её рациона питания является растительная пища – грибы, ягоды, плоды деревьев, орехи, жёлуди.
Белка умна, проворна. Но учёные установили, что у белок плохая память. На зиму белка делает небольшие запасы желудей, орехов, шишек, натаскивая их в дупла или зарывая среди корней. О своих складах она быстро забывает и находит их зимой случайно, чем пользуются другие животные – птицы, мелкие грызуны, а также кабаны и бурые медведи.
Благодаря забывчивости белки, из спрятанных и ненайденных белкой в земле желудей, шишек, орехов вырастают новые деревья.
6. Подчеркни зелёным карандашом слова, которыми описывает белку
М. Пришвин, а синим карандашом – слова, которыми описывают белку в тексте из энциклопедии.
ловкая смекалистая проворная
умная хорошая память плохая память
7. Определи стиль прочитанных текстов.
Подсказка
Научно-познавательные тексты несут точную информацию о каком-либо объекте. Факты выражаются научным языком.
В художественных рассказах автор описывает героев, выражает своё отношение к ним, используя различные средства выразительности.
Дополни предложения.
Рассказ М. Пришвина – это ____________________________________ текст.
Текст из энциклопедии – это __________________________________________
_________________________________________________ текст.