СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты на изучение мышления для 5-11 классов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты на изучение мышления для 5-11 классов»

Методы изучения мышления

1.«Простые аналогии»


Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.


Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.


Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-9 правильных ответов,

о хорошем 6-7 ответов,

о достаточном - 4-5,

о низком - менее чем 5.











































Стимульный материал для раздачи

Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______

Изучите пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии постройте пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие.


1. Бежать – стоять; Кричать –

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня


2. Паровоз – вагоны; Конь –

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня


3. Нога – сапог; Глаза –

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос


4. Коровы – стадо; Деревья –

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник


5. Малина – ягода; Математика –

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел


6. Рожь – поле; Яблоня –

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья


7. Театр – зритель; Библиотека –

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож


8. Пароход – пристань; Поезд –

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы


9. Смородина – ягода; Кастрюля –

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар


10. Болезнь – лечить; Телевизор –

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер


11. Дом – этажи; Лестница –

а) жители, б) ступеньки, в) каменный,



















Методы изучения мышления.

2.«Изучение гибкости мышления»


Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.


Обработка результатов

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов: показатель гибкости мышления:


Уровень гибкости

Взрослые

Учащиеся 3-4-х классов

Учащиеся 1-2-х классов

Высокий

26 и более

20 и более

15 и более

Средний

21-25

13-19

10-14

Низкий

11-20

7-12

5-9



































Стимульный материал для раздачи

Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______


В течение 3 мин составьте из наборов букв слова, не пропуская и добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.


Образец бланка






ЙВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ЙЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

ОАИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМЫЛ

АШР

ЛУКТ

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЬВДДМ

ОЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

АААЛТПК

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

ОАЁМЛСТ

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ААЬБДЕС

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ОАЬТДРС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕЧЛМ

ААОСКБЛ



слово

слово

1


23


2


24


3


25


4


26


5


27


6


28


7


29


8


30


9


31


10


32


11


33


12


34


13


35


14


36


15


37


16


38


17


39


18


40


19


41


20


42


21


43


22


44


Методы изучения мышления.

3."Сложные аналогии"



Цель

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому до­ступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

 

Описание

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предла­гается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести ти­пов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, за­тем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время вы­полнения задания ограничено тремя минутами.

  

 

Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему до­ступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при со­поставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышле­ния, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплыв­чатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережли­вость — скупость", "прохлада — мороз".














Стимульный материал для раздачи

Анкета ученика (цы)___________________________________________ класса ______

Инструкция

"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответству­ющие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты".


Материал

Шифр

А. Овца — стадо

Б. Малина — ягода

В. Море — океан

Г. Свет — темнота

Д. Отравление — смерть

Е. Враг — неприятель



1

Испуг - бегство         

А

Б

В

Г

Д

Е

2

Физика - наука     

А

Б

В

Г

Д

Е

3

Правильно - верно 

А

Б

В

Г

Д

Е

4

Грядка - огород       

А

Б

В

Г

Д

Е

5

Пара - два               

А

Б

В

Г

Д

Е

6

Слово - фраза      

А

Б

В

Г

Д

Е

7

Бодрый - вялый      

А

Б

В

Г

Д

Е

8

Свобода - воля     

А

Б

В

Г

Д

Е

9

Страна - город        

А

Б

В

Г

Д

Е

10

Похвала - брань 

А

Б

В

Г

Д

Е

11

Месть - поджог 

А

Б

В

Г

Д

Е

12

Десять - число

А

Б

В

Г

Д

Е

13

Плакать - реветь 

А

Б

В

Г

Д

Е

14

Глава - роман

А

Б

В

Г

Д

Е

15

Покой - движение

А

Б

В

Г

Д

Е

16

Смелость - геройство

А

Б

В

Г

Д

Е

17

Прохлада -мороз

А

Б

В

Г

Д

Е

18

Обман - недоверие        

А

Б

В

Г

Д

Е

19

Пение - искусство         

А

Б

В

Г

Д

Е

20

Тумбочка - шкаф                

А

Б

В

Г

Д

Е



ВПИСАТЬ ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20