II | Актуализация опорных знаний | Разминка (тест) по формулам «Формулы приведения», «Значения синуса, косинуса и тангенса для углов от 0⁰ до 180⁰». См. Приложение 1 Слайд 2 Слайд 3 Проводит фронтальную работу с классом Что изображено на слайде? Ответьте на вопросы: 1.Как называются стороны прямоугольного треугольника? 2.Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника? 3.Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника? | I. Тест 1) cosα (1) 2) sinα (2) 3) sinα (2) 4) - cosα (3) 5) (1) 6) (2) 7) (3) 8) (2) 9) (1) 10) (3) Отвечают на вопросы учителя На слайде изображен прямоугольный треугольник 1.У прямоугольного треугольника есть 2 катета и гипотенуза 2.Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе. 3.Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. |
III | Изучение нового материала | Слайд 4 Учитель: А. Кларк говорил: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать» Перед вами 5 задач на треугольник (4 задачи на прямоугольный треугольник и 1 задача на остроугольный или тупоугольный треугольник), выбирайте любую, решите, защитите. Слайд 5 - 6 Проблемная задача повышает мотивацию учеников на дальнейшую познавательную деятельность. Слайд 7 Организуется ситуация для постановки цели урока и прогнозирования результатов занятия, например, необходимо выяснить универсальный способ нахождения длины третьей стороны треугольника по известным длинам двух других сторон и углу между ними. Объясняет новый материал. Настраивает детей на составление теоретической базы. Слайд 8 В   4 см ? 400 А 10 см С Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними Слайд 9 Доказательство: Внесём в координатную плоскость треугольник ABC. Введём обозначения AB=c, AC=b, CB=a, ∠CAB=α (будем считать что α≠90°). Тогда точка A имеет координаты (0;0), точкаС (b;0). В (с*cosα;с*sinα) 4 см ? 400  А (0;0) 10 см С (b;0) Через функцию sin и cos, а также АВ = с выведем координаты точки В (с*cosα;с*sinα). Координаты точки В остаются неизменными при тупом и остром угле α. Зная координаты точек С и B, а также зная, что CB=a, найдя длину отрезка, мы можем составить равенство: a2=(b – c*cosα)2+c2sin2α a2=b2 –2bc*cosα+ c2cos2α+ c2 sin2α= b2 –2bc*cosα+ c2 (cos2α+ sin2α) sin2α =b2 –2bc*cosα+ c2 a2= b2 + c2–2b*cosα Слайд 10 Стоит отметить, что для прямого угла α, теорема также работает cos90°=0 и a²=b²+с² - теорема Пифагора. А теперь найдите сторону СВ по данной теореме Ребята, вам предстоит работа в парах. Докажите теорему косинусов через векторы   с а в | Работают в парах, естественно справляются с 4-мя задачами, с пятой не получается. После защиты простых задач, возникает проблема с решением задачи на не прямоугольный треугольник. Оформляют решение в тетрадях и на доске Выполняют чертеж и записи в тетради: Дано: АВ = 4 см АС = 10 см ∠CAB = 400 Найти: СВ Решение: В (с*cosα;с*sinα) 4 см ? 400   А (0;0) 10 см С (b;0) a2 = (b – c*cosα)2+c2sin2α a2=b2 –2bc*cosα+ c2cos2α+ c2 sin2α = b2 –2bc*cosα+ c2 (cos2α+ sin2α) sin2α = b2 –2bc*cosα+ c2 a2= b2 + c2–2b* cosα  CB = 116 - 80 * 0,77 CB = 54,4 Ответ: CB = 54,4 (см) Работа в парах (с дальнейшей взаимопроверкой) Доказательство теоремы через векторы Если стороны а, в, с обозначить соответственно векторами , и , то справедливо равенство: = -  Теперь нужно выполнить некоторые действия. Первое из них — это возведение в квадрат обеих частей равенства: = + - 2 *  Потом равенство нужно переписать в скалярном виде, учитывая то, что произведение векторов равно косинусу угла между ними на их скалярные значения: = + - 2 * *cosA Осталось только вернуться к старым обозначениям, и снова получится теорема косинусов: a2= b2 + c2–2b*cosα |
IV | Практическая работа в группах | Учитель задает вопросы. Подготовка к практической работе в группах (определение вида треугольника) 1.Какую задачу можно решать, используя теорему косинусов? 2.Зная, что теорема косинусов имеет вид a2=b2+c2 - 2bc*cosα, преобразуйте данное выражение таким образом, чтобы искомой величиной стал угол α 3.Что можно находить по этой формуле? Слайд 11 Ученикам предлагается вычислить косинус большего угла в треугольнике с известными длинами трех сторон и определить вид этого треугольника. См. Приложение 2 Результаты вычислений каждой группы заносятся в таблицу, обсуждаются, делаются выводы Учитель: Как можно ответить на этот вопрос без вычисления косинуса наибольшего угла, используятеорему о соотношении между сторонами и углами треугольника? Теорема: В треугольнике против большей стороны лежит больший угол и, наоборот, против большего угла лежит большая сторона Слайд 12 Учитель: Давайте закрепим наши промежуточные открытия. Сформулируйте теорему косинусов | Отвечают на вопросы учителя: 1.Используя теорему косинусов, можно находить длину третьей стороны по известным двум другим и углу между ними; 2.b2+c2=2bc*cosα+a2 b2+c2- a2 =2bc*cosα cosα= 3.По данной формуле можно найти значение косинуса угла в треугольнике Практическая работа в группах (определение вида треугольника) с дальнейшей взаимопроверкой Вывод: Для определения вида треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)необходимо: 1.Вычислить косинус угла, лежащего напротив большей стороны; 2. Если cosα 0, то треугольник остроугольный; Если cosα = 0, то треугольник прямоугольный; Если cosα Отвечают на вопрос учителя: Пусть с – наибольшая сторона 1.если с2 2 + b2, то треугольник остроугольный; 2.если с2 = a2 + b2, то треугольник прямоугольный; 3.если с2 a2 + b2, то треугольник тупоугольный. Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними |
V | Закрепление изученного материала | Учитель: Какие задачи можно решить с помощью теоремы косинусов? На каждое задание вызывает одного ученика к доске. Остальные ученики выполняют задания в тетради. Слайд 13 № 1025 (е) С помощью теорем синусов и косинусов решите треугольник АВС, если ∠С = 540, а = 6,3, b = 6,3 Учитель задает наводящие вопросы: 1.Что значит, решить треугольник? 2.Какие элементы треугольника нам нужно найти? 3.Как же нам найти сторону треугольника, если известен угол и 2 стороны? 4.Что можно сказать о данном треугольнике по его сторонам? 5.Как найти неизвестные углы в треугольнике? Самостоятельная работа См. Приложение 3 Слайд 14 | Отвечают на вопросы учителя: С помощью теоремы косинусов можно: 1.находить длину третьей стороны по известным двум другим и углу между ними; 2.определять угол (косинус угла) треугольника по трем известным сторонам 3.определять вид треугольника по трем известным сторонам Один ученик выполняет задание у доски. Остальные ученики выполняют задания в тетради. № 1025 (е) С  А В Ответы учащегося у доски: 1.Решить треугольник – это значит, по известным его сторонам и углами найти неизвестные его стороны и углы 2.Нам нужно найти ∠В и С, сторону с 3.Сторону с нас можем найти, использовав теорему косинусов a2= b2 + c2–2b* cosα = 79,38 - 79,38 * 0,57 ≈32,72 с ≈ 5,72 4.Данный треугольник является равнобедренным, так как, а = b = 6,3. По определению равнобедренного треугольника, его углы при основании будут равны, следовательно, ∠А = ∠В 5.По теореме о сумме углов в треугольнике: ∠А = ∠В = (1800 – 540):2 = 630 Ответ: ∠А = ∠В = 630, с ≈ 5,72 Учащиеся выполняют задание самостоятельно (с последующей проверкой) |
VI | Рефлексия | Подводит итоги урока. Сегодня мы изучили тему: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». А как вы думаете, ребята, как в жизни можно применить теорему косинусов? Вы совершенно правы! Теорема косинусов активно применяется в жизни. Например, чтоб найти высоту дерева или расстояние до населенного пункта. А узнать, как применяется теорема косинусов в науках – это ваше домашнее задание. Слайд 15 Предлагает ученикам ответить на вопросы. 1.Сегодня на уроке я изучил… 2.Я научился… 3.У меня возникли трудности с… 4.Мне хотелось бы… Анализирует урок, обосновывает минусы и плюсы работы учащихся. Выставляет отметки в классный журнал. | Подводят итоги урока. Теорема косинусов очень распространена в инженерии, в строительстве, в науках Отвечают на вопросы учителя: 1.Сегодня на уроке я изучил теорему косинусов 2. Я научился применять теорему косинусов при решении задач на решение треугольника 3.У меня возникли трудности с самостоятельной работой 4.Мне хотелось бы достичь больших успехов в изучении темы: «Теорема косинусов» Ученики осознают свои ошибки, проводят самоанализ своей деятельности. |
VII | Домашнее задание | Слайд 16 1.§1, п.98. Выучить теорему косинусов и ее доказательство 2.Решить: № 1025 (ж, з) 3.Творческое домашнее задание: «Придумать жизненную задачу, при решении которой необходимо применить теорему косинусов» 4.Реферат на тему: «Теорема косинусов в науках» (дополнительное домашнее задание, выполняется пожеланию учащихся) | Получают домашнее задание, записывают его дневник. Анализируют последующий ход работы своей деятельности дома. Задают вопросы учителю по уточнению задания. Решение домашнего задания См. Приложение 4 |