СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 45. «Только бы остаться в истории» (по рассказу В. Шукшина «Крепкий мужик»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта Литература, 7  класс.

 

Урок 45. «Только бы остаться в истории» (по рассказу В. Шукшина «Крепкий мужик»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 45. «Только бы остаться в истории» (по рассказу В. Шукшина «Крепкий мужик»)»



КОНСПЕКТЫ

Литература, 7 класс


Урок 45. «Только бы остаться в истории» (по рассказу В. Шукшина «Крепкий мужик»)

Раздел 3. «Я и другие»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


На примере текста «Крепкий мужик» Василия Шукшина поговорим о том, как и почему оставляют след в истории.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.




Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.














2. Анализ текста.








































































































































3. Работа с текстом после чтения.


– Давайте прочитаем дневниковую запись Алексея от 22 декабря.

«В чём он, смысл моей жизни? Как сделать правильный выбор и не прожить жизнь бесцельно? В книге Н. Островского «Как закалялась сталь» есть строчки:

«Самое дорогое у человека – это жизнь... В О И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…» П

Хорошо сказано, хотя каждый, наверное, видит в этих строчках свой смысл. (В Какой? О) Одни полагают, что «бесцельно прожитые годы» – это годы без созидания. Другие хотят любой деятельности, даже разрушительной, – только бы войти в историю».

– Важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение?

– Формулируем тему урока:

Как остаются в истории?


– Как вы думаете, что означает заглавие рассказа Шукшина?

– Почему мужик назван «крепким»? Характеристика прямая или ироничная? Почему?

– Выполняем задания I. 1, 2 (с. 40) в «Тетради по литературе» (индивидуальная работа).

– Попробуйте рассказать, что за человек Николай Шурыгин. Как характеризует Николая его речь? Выполните задания II. 3, 4, 5, 6 (с. 41) в «Тетради по литературе».

Информация для учителя.

Судя по манере поведения и речи, о Шурыгине, во-первых, можно сказать, что он человек грубый. Шукшин подчёркивает, что без нецензурной ругани и крика у него не обходится ни одно дело. Во-вторых, он любит выпить, и водка для него и опора, и утешение, и времяпрепровождение (на рыбалке, например, без неё не обойтись), и плата за труд («…трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата…»). Ограниченный, невежественный человек, привыкший к власти (Шурыгин всё-таки бригадир), он в критический момент может быть страшен.


– Как объясняет Шурыгин своё желание сломать церковь?

– Что говорит о нём его намерение построить из церковных кирпичей свинарник (именно свинарник, даже не клуб, которого нет в деревне, не жилой дом)?


Информация для учителя.

Шукшин пишет, что первоначальное желание Шурыгина было сломать церковь, что само по себе кощунственно, и построить свинарник из её кирпичей, что кощунственно вдвойне. Автор подчёркивает, что для Шурыгина нет никаких нравственных норм и правил, ничего святого.


– Выполните в «Тетради по литературе» задание II. 2 (с. 40–41). Проследите, как ведёт себя Шурыгин во время сноса церкви. Попробуйте объяснить причину такого поведения. Как изменились замыслы Шурыгина в процессе его деятельности?


Информация для учителя.

Ужасно то, что Шурыгин вдруг ощутил себя «важным деятелем с неограниченными полномочиями»: он оказался в центре внимания. Войдя в эту роль, охваченный порывом неукротимой деятельности, он впадает в ярость, когда встречает какое бы то ни было сопротивление своим намерениям, трясётся, белеет, обзывает кладовщика «пьяной харей», хотя сам «выпивать горазд», кричит и ему, и собственной жене: «Вон отсудова!», оскорбляет учителя и в конце концов сносит церковь. «Важный деятель», естественно, уже старается не ради свинарника – он думает о той памяти, которую оставит в веках. Он нисколько не сомневается в величии своего поступка: «Проходя мимо бывшей церкви, Шурыгин остановился, долго смотрел на ребятишек, копавшихся в кирпичах. Смотрел и успокаивался. «Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с неё крест своротил. А тут – вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и…»


– Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок его героя? Видит ли автор в нём определённую закономерность?


Информация для учителя.

Поведение Шурыгина было, как это ни печально, вполне закономерным. Васька Духанин, чей поступок пытаются оправдать временем, передал ему эстафету неуважительного отношения к святыне, которую возвели предки на века, где крестили, венчали, отпевали поколение за поколением. Потом в церкви устроили склад. А теперь Шурыгин при одобрении председателя колхоза разрушил её, и кто-нибудь из нынешних ребятишек в будущем продолжит его «дело», так постепенно будет порвана связь со своими корнями, будут разрушены духовные основы народа, и новые поколения лишатся нравственных устоев и исторического наследия. Именно этого и боялся писатель, создавая свой рассказ. Именно эту «правду» он хотел донести до читателя. Не должно быть у народа традиций, связанных с разрушением святынь.


– Как односельчане, в том числе мать и жена Николая, отнеслись к его поступку? Почему они при этом не сумели защитить церковь?

Работа в группах. Три варианта: было всё равно, одобряли, не имели чёткой гражданской позиции.


Информация для учителя.

Все порицали Николая. Ему пытались возражать, когда церковь ломали; от него все отвернулись, когда она была разрушена. Он для них отныне «идиот», «идол», «харя необразованная», чёрт ему теперь дружок. Но при этом под стену церкви, как учитель, в решающий момент не встал никто. Да, Шурыгин совершил святотатство, и, хотя молиться в церковь никто не ходил, все отлично понимают, что было совершено на их глазах. Но и вина односельчан тут есть немалая: они испугались и не смогли противостоять хамству и варварству, не сумели даже защитить учителя. «Но все не двигались с места, – пишет Шукшин. – Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали». Три раза повторяется слово «все». И эти «все» не смогли оказать сопротивления одному. Учитель кричит, что это народное дело, а народ молчит. Шукшин знает и слабые, и сильные стороны своего народа и изображает их правдиво и объективно.


– Чем же всё-таки была эта церковь для односельчан Шурыгина? Можно ли сказать, что он предал свою «малую родину»?


Информация для учителя.

Церковь символизировала «малую родину» для односельчан Николая.

«И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала её вокруг себя, далеко выставляла напоказ».

«Сейчас взревут тракторы, и произойдёт небывалое в деревне – упадёт церковь. Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и её…»

«– Почто это не замечали! Да, бывало, откуда ни идёшь, её уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь её – вроде уж дома. Она сил прибавляла…»

Предал ли Николай свою «малую родину»? По всей видимости, нет, потому что и понятия такого не знал, не задумывался над ним; не было в нём любви к своим корням, чувства связи с родным краем. Иначе не уничтожил бы он церкви. О предательстве можно было бы говорить, если бы Николай разрушил её кому-то в угоду, вопреки своим желаниям и убеждениям. Он же действовал по собственной инициативе и был очень доволен результатом, о котором доложил председателю: «Да церква-то! Всё, мол, угорела! Ага. Всё в порядке. Учитель тут пошумел малость… Но! Учитель, а хуже старухи. Да нет, всё в порядке. Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причём они так: по три, по четыре кирпича – кусками. Не знаю, как их потом долбать… Попробовал ломиком – крепкая, зараза. Действительно, литьё! Но! Будь здоров! Ничего…»


– Сумел ли Николай воспользоваться плодами своего труда? К какой мысли подводит нас автор?


Информация для учителя.

Николай понимает, что никакого кирпича из разрушенной церкви он не добудет. Разбить куски кладки невозможно, да и никто в деревне не притронется к кирпичам. Тогда он со злобой принимает решение: «Ну и хрен с ними! Сгребу бульдозером в кучу, и пусть крапивой зарастает». Автор подводит нас к мысли, что совершённое Николаем деяние не только безнравственно – оно лишено абсолютно всякого смысла, это настоящее варварство (учитель в рассказе так и назвал Николая: «варвар»). То, что было создано предками, что с XVII века украшало сельцо, теперь превратилось в груду бесполезных обломков и скоро зарастёт сорной травой.


– Выполните задания III. 1, 2 (с. 42) в «Тетради по литературе». Как вы теперь понимаете смысл названия рассказа? Соответствует ли вашему представлению о Николае рисунок на с. 122?


Информация для учителя.

Николай в конце рассказа под градом упрёков, насмешек, проклятий начинает понимать, что он совершил что-то не то, что теперь односельчане отвернутся от него. На душе у него становится скверно, недаром он всё время пьёт водку, стараясь, видимо, найти в ней поддержку и утешение. Но, вопреки всему, «крепкий мужик» не сдаётся, каяться он не хочет, даже вид поверженной церкви не будит в его душе укоров совести. Шурыгин хочет по-прежнему себя уважать, хочет всем показать, что «у него – от всех этих проклятий – прекрасное настроение». Поэтому он и поёт во всё горло свою бессмысленную песню, поэтому он и заводит назло всем посреди ночи мотоцикл. Едет он в райцентр излить душу председателю за неизменной бутылкой, посмеяться над односельчанами.


– В 356 году до н.э. в Древней Греции Герострат, грек из Малой Азии, разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. Действительно, история сохранила его имя. Какую связь вы видите между этим эпизодом из древней истории и сюжетом рассказа В.М. Шукшина?

К уроку 47 учащиеся читают дневниковую запись Алексея от 31 декабря и рассказ О. Генри «Дары волхвов».


III. Итог урока.

Писатель подчёркивает, что данный сюжет, к сожалению, бессмертен. Величественные или мелкие, пошлые, но люди, подобные Герострату, существовали и существуют. Вечное и прекрасное не имеет для них цены и нужно им лишь как средство добыть себе бессмертие через разрушение.



IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают рассказ О. Генри «Дары волхвов».


© ООО «Баласс», 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!