Цель урока | изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции |
Задачи урока | Образовательная: уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора борьбу за существование и её виды; | Развивающая: продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетради; | Воспитательная: воспитывать умение работать в разных группах. |
Структура урока | Содержание урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Актуализация знаний | Природа хочет жить, и потому она мильоны зёрен скармливает птицам. Но из мильона птиц к светилам и зарницам едва ли вырвется одна. Н. Заболоцкий | Заслушивают отрывок из стихотворения, отвечают на вопрос учителя. | Читает четверостишие, задает вопрос Как понимаете слова Н. Заболоцкого? Почему так происходит? |
Изучение новой темы Закрепление | Предпосылки возникновения эволюционной теории. Биография Ч.Дарвина | Что такое эволюция (одним словом – разобраться по группам) Слушают объяснение, конспектируют его | Игра-шеринг «Эволюция» Объяснение истории возникновения эволюционной теории до Дарвина, о биографии Ч.Дарвина Предлагает два наблюдения и просит сделать вывод по данным наблюдениям Предлагает ответить на вопросы задач: - Почему не все потомки доживают до взрослого состояния? - Что может быть причиной их гибели? - Какой вывод делает из сопоставления этих фактов Ч. Дарвин - Какие виды изменчивости являются материалом для эволюционного процесса? |
2. Дать определение естественного отбора -Что является исходным материалом для отбора искусственного и ЕО? (индивидуальные признаки) | Заполнение таблицы «Сравнение Искусственного и естественного отборов» |
3. Давайте пройдем с Ч.Дарвиным путь, который привел его к научному открытию о направляющем факторе эволюции Вывод Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе проходит БЗС 4. Изменчивость. | Решение биологических наблюдений и вывод! Наблюдение 1 В природе любой вид растений и животных стремится к размножению в геометрической прогрессии Наблюдение №2 Число особей каждого вида остается относительно постоянным Биологические задачи ( по группам) - Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление? - Луна – рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное время? - Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит? - В каждой шишке ели более 100 семян. Вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит 50 – 60 лет. Почему же людям приходится постоянно заботиться об искусственных насаждениях ели? Формулировка понятия БЗС и запись в тетрадь Сам. работа с учебником по составлению схемы «Виды БЗС» |
Отвечают на вопрос-задачу учителя У северных оленей размеры рогов всегда различны, редко встречаются животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение доля жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство? |
Слушают высказывание и отвечают на вопрос «…Состязание будет всегда ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма будут обнаруживать стремление к вымиранию…» | - О каком состязании говорится в тексте Ч. Дарвина? - Какая форма БЗС является наиболее напряженной и почему? |