СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Эволюционное учение Ч.Дарвина"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Эволюционное учение Ч.Дарвина" (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Эволюционное учение Ч.Дарвина"»


Тема урока. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Ч.ДАРВИНА (биология, 9 класс)



Цель урока


изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции


Задачи урока


Образовательная:

уяснить заслугу Ч.Дарвина в открытии принципа естественного отбора; рассмотреть факторы отбора борьбу за существование и её виды;



Развивающая:

продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетради;


Воспитательная:

воспитывать умение работать в разных группах.


Структура урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Актуализация знаний

Природа хочет жить, и потому она

мильоны зёрен скармливает птицам.

Но из мильона птиц к светилам и зарницам

едва ли вырвется одна.

Н.  Заболоцкий

Заслушивают отрывок из стихотворения, отвечают на вопрос учителя.

Читает четверостишие, задает вопрос Как понимаете слова Н. Заболоцкого? Почему так происходит?

Изучение новой темы
















































Закрепление

  1. Предпосылки возникновения эволюционной теории. Биография Ч.Дарвина


Что такое эволюция (одним словом – разобраться по группам)

Слушают объяснение, конспектируют его

Игра-шеринг «Эволюция»

Объяснение истории возникновения эволюционной теории до Дарвина, о биографии Ч.Дарвина


Предлагает два наблюдения и просит сделать вывод по данным наблюдениям








Предлагает ответить на вопросы задач:

- Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?

-   Что может быть причиной их гибели?

-  Какой вывод делает из сопоставления этих фактов Ч. Дарвин


















- Какие виды изменчивости являются материалом для эволюционного процесса?

2.     Дать определение естественного отбора

-Что является исходным материалом для отбора искусственного и ЕО? (индивидуальные  признаки)

Заполнение таблицы «Сравнение Искусственного и естественного отборов»

3. Давайте пройдем с Ч.Дарвиным путь, который привел его к научному открытию о направляющем факторе эволюции    

Вывод

Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе проходит БЗС



























4. Изменчивость.

   

Решение биологических наблюдений и вывод!

Наблюдение 1

В природе любой вид растений и животных   стремится к размножению в геометрической   прогрессии

Наблюдение №2

Число особей каждого вида остается          относительно постоянным

Биологические задачи ( по группам)

     - Подсчитано, что для потомства одного одуванчика через 10 лет потребовалась бы территория в 15 раз больше планеты. Но этого в природе не происходит. Почему? Какое положение эволюционного учения могут объяснить такое явление?

   - Луна – рыба мечет сразу до 300млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Самка икринки откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какая из этих видов рыб может сохраняться более длительное  время?

     - Одна пара слонов – одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой пары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит?

    - В каждой шишке ели  более 100 семян. Вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит 50 – 60 лет. Почему же людям приходится постоянно заботиться об искусственных  насаждениях ели?

      Формулировка понятия  БЗС и запись в тетрадь Сам. работа с учебником по составлению схемы «Виды БЗС»

Отвечают на вопрос-задачу учителя

У северных оленей размеры рогов всегда различны, редко встречаются животные, имеющие совершенно одинаковый размер рогов. Какое значение доля жизни и эволюции популяции имеет это обстоятельство? 

Слушают высказывание и отвечают на вопрос

«…Состязание будет всегда ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма будут обнаруживать стремление к вымиранию…»

- О каком состязании говорится в тексте Ч. Дарвина?

                          -  Какая форма БЗС является наиболее напряженной и почему?