Дата 26.10.
Тема: Минеральные ресурсы России Цель: 1. Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых. 2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа. Задачи урока для учащихся: 1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой. 2.Осуществлять разные виды контроля. 3.Учиться работать в парах. Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради. |
Планируемые результаты Предметные: Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением(осадочные, магматические, метаморфические). Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования. Наносить на контурные карты угольные и железорудные бассейны, нефтегазоносные районы России. Метапредметные: умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Личностные: формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. |
Ресурсы урока: учебник, физическая карта, маршрутные листы, презентация, видеоролик |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности . |
Активизация учащихся Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит. Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит. Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте все! | Эмоциональный настрой на урок |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы |
Контроль знаний: 1. Выполнение географического диктанта. Сл.1 Выяснение причин затруднений. 2. Покажи на карте: Номенклатура: равнины Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность. Горы: Кавказские, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнейкий Алатау; хребты Прибайкалья, Забайкалья, Хибины, Становой хребет; Становое, Патомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь, Джугджур, Буреинский хребет; хребты Черского, Верхоянского. Ключевая Сопка – это самый … | Выполняют диктант. Самопроверка оценивание Работа с картой, по цепочке показывают объекты |
Изучение нового материала. Постановка учебных целей и задач. |
Чтобы узнать тему урока, вам придётся отгадать несколько детских загадок. Зачитываю несколько загадок о полезных ископаемых. Что общего у всех ответов? Какой будет тема урока? Ребята, Россия в мире считается одной из крупнейших горнодобывающих держав, вот нам нужно сегодня на уроке доказать действительно это так или нет. С чего начнём решение проблемы? Какие будем решать задачи: Узнать, какими минеральными ресурсами обладает Россия Определить, как расположены минеральные ресурсы. | Расшифровывают тему урока «Минеральные ресурсы» Высказывают свои предложения. С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель. Беседа с учителем. Составляют план действий с помощью учителя |
Ваша задача выяснить следующие вопросы: Полезные ископаемые - минеральные образования, которые используются или могут быть использованы в хозяйстве. Например…. Месторождения полезных ископаемых - Крупные скопления руд называют Бассейн - Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют. Работа в группах: 1. Осадочные минеральные ресурсы 2. Рудные минеральные ресурсы 3. Взаимосвязь тектонических структур и полезных ископаемых | Работа с учебником и маршрутными листами. Записывают определения терминов, оценивание. |
Физминутка. |
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление знаний. |
Работа с картой атласа: Определите месторождения полезных ископаемых. 1 группа: рудные Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения. Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска. Медные руды — Урал, Забайкалье. Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край. Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край. 2 группа Осадочные Апатиты — Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения). Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак). 3 группа Осадочные топливные. Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн. Газ — север Западной Сибири. Каменный уголь — Печорский, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны. Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн. Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью. (Вспомните кимберлитовые трубки.) | Работают с картой атласа, показ на настенной карте. самооценка |
Первичный контроль |
Работа с контурными картами: Отметьте месторождения полезных ископаемых: 1) нефти и газа — Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин; 2) каменного угля — Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейны; 3) бурого угля — Канско-Ачинский бассейн; 4) железных руд — КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, город Норильск; 5) медно-никелевых руд — Кольский полуостров, город Норильск; 6) алмазов — Якутия (город Мирный), Архангельская область; 7) золота — Забайкалье (город Бодайбо); 8) калийных солей — Предуралье. | Работают с контурными картами. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует рефлексию. Добились ли мы поставленной цели? Почему Россия является одной из крупнейших горнодобывающих держав, удалось нам сегодня на уроке это доказать? Сл. с рефлексией Предлагаю провести самооценку учебной деятельности | Проводят самооценку за урок. |
Д/з работа с контурной картой | Записывают д/з |
Географический диктант
Покажи на карте:
Номенклатура: равнины Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Кавказские, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнейкий Алатау; хребты Прибайкалья, Забайкалья, Хибины, Становой хребет; Становое, Патомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь, Джугджур, Буреинский хребет; хребты Черского, Верхоянского.
Ключевая Сопка – это самый …
1 | Платформа | |
2 | Плита | |
3 | Щит | |
4 | Складчатые области | |
5 | Возрожденные горы | |
6 | Фундамент | |
7 | Осадочный чехол | |
8 | Интрузия | |
9 | Тектоническая карта | |
10 | Кавказ | |
11 | Алтай | |
12 | Урал | |
13 | Тектоническая карта | |
14 | Физическая карта | |
15 | Рельеф | |
Оценка за диктант: _____и оценка за работу с картой_________
Работа с терминами:
Полезные ископаемые - _________________________________________________________________________
Месторождения полезных ископаемых - ______________________________________
Бассейн - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с контурными картами
Отметьте месторождения полезных ископаемых:
1) нефти и газа — Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;
2) каменного угля — Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейны;
3) бурого угля — Канско-Ачинский бассейн;
4) железных руд — КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, город Норильск;
5) медно-никелевых руд — Кольский полуостров, город Норильск;
6) алмазов — Якутия (город Мирный), Архангельская область;
7) золота — Забайкалье (город Бодайбо);
8) калийных солей — Предуралье.
Группа 1.
Составить схему осадочных минеральных ресурсов:
Осадочные полезные ископаемые
Виды:
Примеры месторождений;
Определить районы распространения
Железные руды — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Никелевые руды — ____________________________________________________________
Медные руды — _______________________________________________________________
Полиметаллические руды (свинец, цинк) — _______________________________________.
Алюминиевые руды — _________________________________________________________.
платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью. (Вспомните кимберлитовые трубки.)
Группа 1.
Составить схему магматических минеральных ресурсов:
Магматические (рудные) полезные ископаемые
Виды:
Примеры месторождений:
Вывод:
Определить районы распространения (месторождения)
Апатиты — __________________________________________________________________
Калийные соли — _____________________________________________________________
Поваренная соль — ____________________________________________________________
3 группа
Выяснить взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Форма рельефа | тектоническая структура | полезные ископаемые |
Русская равнина | Восточно-Европейская платформа | нефть, уголь, железная руда, соли |
Западно-Сибирская равнина | | |
Среднесибирское плоскогорье | | |
г. Хибины | | |
Алданское нагорье | | |
г. Уральские | | |
г. Кавказ | | |
Срединный хребет | | |
Определить районы распространения (месторождения):
Нефть — _____________________________________________________________________
Газ — ________________________________________________________________________.
Каменный уголь — _______________________________________________________
Бурый уголь — __________________________________________________________
ОЦЕНКА за урок: