Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Вспоминают правила работы в группе. Распределяют роли в группе: Организатор следит за соблюдением правил общения, распределяет задания «Хранитель времени» следит за временем. Групповая работа. | Организует работу в группах - Сегодня мы работаем в группах - Давайте вспомним правила работы в группе (Слайд 1) - Для чего нужно соблюдать эти правила" - Девиз нашего урока: «Знаешь -говори, не знаешь - слушай ». (Слайд 2) Инструктаж последовательности работы Наблюдает за работой групп | 1. Проговаривают правила работы в группе. Объясняют, для чего нужно эти правила выполнять. Правила работы в группе Не говорить всем сразу. Реагировать жестами и знаками. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего. Обращаться друг к другу по имени. Следить за временем | | Личностные УУД Определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме |
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробном учебном действии (10 мин) Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Работа в группах. Распределение заданий, самостоятельное решение задания 1 (2 мин). Дети представляют свои ответы, слушают ответы других. Каждая группа представляет только одно выражение ( листы бумаги прикрепляются к доске) Отвечают на вопрос учителя. Решение задания 2 (3-5 мин) Дети договариваются в группе, как они выполняют задание, производят вычисления Самостоятельно выполняют вычисления Пробное учебное действие Проверяют ответы - | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. - Сегодня мы продолжаем изучать большую тему «Деление на однозначное число». Но какова цель этого урока вы попробуете сказать мне сами, выполнив некоторые задания. - Деление – это действие противоположное … - У вас на столе лежат карточки. Возьмите карточку с №1. Прочитайте задание. Каждое решение записывайте на отдельном листе бумаги. Договоритесь, как вы его будете выполнять (Слайд 3) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Мотивация к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление (Слайд 4) Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия через проблемный диалог -Проверим решение. Чему равно частное в первом выражении, во втором, в третьем, в четвертом? - В каком выражении возникла трудность при решении? | 1 Подберите число так, чтобы произведение было меньше заданного числа Представить разные варианты ответов 6*Х 5*Х 2 Возьмите карточку с №2. Выполните задание. Задание 2 Вычисли 84:3 912:4 6870:5 50067:9 | Использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значения выражений Осуществлять анализ числового выражения Письменно выполнять деление на однозначное число | Личностные УУД чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений . |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | 1. Восстанавливают выполненные операции и фиксируют место- шаг, операцию, где возникло затруднение. 2. Соотносят свои действия с используемым способом действий по учебнику или схеме на слайде. Фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи Проговаривают тему и цель урока. -Будем учиться делить многозначные числа на однозначные, когда первая цифра старшего разряда не делится. | 1) Проблемный диалог, способствующий восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; - Давайте посмотрим, почему возникла трудность? (Слайд 5) 2) Следит за правильностью соотнесения действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявлением и за фиксированием во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - Вспомним, по какому алгоритму мы выполняли деление на однозначное число первые три выражения? (Обратитесь к учебнику на стр 84, если забыли) -Почему возникло затруднение? (Первая цифра 5 не делится на 9) -Так скажите, чему же мы сегодня будем учиться? (Делить многозначные числа, когда первая цифра старшего разряда не делится. ) -Как можно определить тему урока | Письменно выполнять деление на однозначное число | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений . Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке |
IV Построение проекта выхода из затруднения (5-10 мин) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. | Строят проект выхода из затруднения: обратиться к учебнику Данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовыва-ют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. изученному алгоритму. | 1) Учитель руководит процессом составления проекта выхода из затруднения: на первых порах с помощью подводящего диалога -Предложите способ как мы можем выйти из нашего затруднения | | | Регулятивные У УД Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений . Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме |
VI Реализация проекта. (5-8 мин) Цель: построение и фиксация нового знания | Работа в группах. 1.Читают в учебнике на стр. 86 текст в рамке. 2. Представляют алгоритм деления вида 15729:3 3. Решают выражение, в котором обнаружили затруднение. 4.Сравнивают решение с эталоном | 1. Следит за работой групп 2. Руководит реализацией проекта -Какая группа попробует объяснить, как необходимо выполнить деление, если цифра старшего разряда не делится? 3. Помогает зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения 4. Представляет эталон на слайде (Слайд 6) | | Письменно выполнять деление на однозначное число | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Находить нужную информацию в учебнике |
VI Первичное закрепление с проговаривавшем во внешней речи (10 мин) Цели: - организовать первичное применение нового знания. | С 86 №3 Читают задание учебника, отвечают на вопросы, проводят вычисленияу доски с проговариванием. | 1 Следит за правильностью выполнения задания | Назови первую цифру результата деления. Верно ли звездочки показывают, сколько цифр будет в ответе? Выполни деление и проверь свои ответы. | Письменно выполнять деление на однозначное число | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений . Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Работа в парах Читают задание учебника, повторяют алгоритм по слайду, самостоятельно проводят вычисления, сравнивают с эталоном на слайде. | 1. Представляет алгоритм на слайде (Слайд 7) 2. Представляет решение для самопроверки. (Слайд 8) | 1. с 87 №4 (1 строчка) | | Регулятивные У УД Осуществлять пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений . Познавательные УУД Понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД Сотрудничать с товарищами, при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; |
VIII Включение в систему знаний и повторение. (5-8 мин) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Читают задачу. Составляют краткую запись. Составляют схему решения. Решают самостоятельно. Один у доски (под шторой). Взаимопроверка решения задачи. 2. Самостоятельная работа по вариантам | Следит за правильностью рассуждения учащихся при работе над задачей. Организует диалог. | 1. Работа над задачей стр 87 №5 2. Стр87 №8 (1вар – 1 стр, 2 вар – 2 стр) | решать текстовые задачи; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок | Регулятивные УУД Использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий Познавательные УУД Выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи. Моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи |
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Соотносят цель и результаты собственной учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности Записывают д/з с 87 №6, №8 (3 стр) | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -Какая тема урока была? - Какое новое знание открыли? - Руководители, оцените работу своей группы по алгоритму. (Слайд 9) Благодарит за работу (Слайд 10) | | | Личностные УУД Ориентация на понимание причин личной успешности/не успешности в освоении материала;умение признаватьсобственные ошибки Регулятивные УУД Удерживать цель учебной деятельности |