Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
презентация «Алгоритм с ветвлением», «Времена года», ЕК ЦОР.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуника-тивные: | Познава-тельные: |
1. Организационный (1 мин) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих; | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают в тетради дату. | самоопределение | самоконтроль, организация своей учебной деятельности | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | формирование положительной мотивации | Учитель проверяет готовность класса к уроку, самопроверка |
2. Проверка усвоения изученного материала (2 мин) | Визуально проверяет наличие домашнего задание и обсуждает задания, вызвавшие затруднение. (слайд 1) Оценка работы в блоге: (наличие репоста) Перемой-ка всю посуду. Да натри полы повсюду, Дров на месяц наколи, Кофе на год намели, Посади среди цветов Сорок розовых кустов, И, пока не подрастут, Подметай дорожки тут. Ответ: Это алгоритм, который составила мачеха для Золушки: (слайд 2) | Взаимоконтроль ( работа в парах): меняются домашними тетрадями и исполняют домашний мини-проект, сверяют результаты, выставляют баллы(2 балла +2 балла+1 балл). Работа в блоге - 3 балла. | самоопределение, инициативное сотрудничество в группе | контроль и оценка процесса и результатов деятельности | выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | самостоятельное создание логической цепи выполнения алгоритма | взаимопроверка |
3. Актуализация (3 мин) | Актуализирует знания о алгоритмах и способах их описания и исполнения. Читает утверждения: Алгоритм – это понятное и точное указание исполнителю совершить ряд последовательных действий. Слово «алгоритм» произошло от латинского «Алгори» Существует три основных способа описания алгоритмов: словестный, табличный, блок-схемный. Блок «овал» используется для записи начала, конца алгоритма. Блок «ромб» используется для записи действий алгоритма. Исполнитель – это объект, который исполняет данный алгоритм. Бывают формальные и неформальные исполнители. К формальным исполнителям можно отнести Компьютер, Робота, Черепашку. К неформальным исполнителям относится человек, служебная собака. В СКИ Робота входит команда «Красить»
Озвучивает, поясняет и показывает на слайде правильные ответы (слайд 3).
Предлагает записать алгоритм для исполнителя «Робот» (слайд 4).
Вот вы и научились составлять и выполнять линейные алгоритмы. Ну давайте еще раз попробуем. Предлагает ролевую квэст-игру на выполнение линейного алгоритма (квэст – проблемное задание с элементами ролевой игры) (слайд 4). Встань лицом к классу у межаудиторной двери. Повернись налево. Пройди 6 шагов. Повернись направо. Пройди 10 шагов. Достань клад из цветочного ящика. | Самоконтроль. Кратко («да», «нет») оценивают утверждения учителя и записывают ответы на полях тетради. Оценивают правильность по слайду и выставляют баллы ( 5-2 балла). Да Да Да Да Нет Да Да Да Да Нет Записывает алгоритм высадки клумб:  Исполнитель Робот алг нач вверх вправо вправо вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вниз вниз вниз вниз кон Проверяет и выставляет баллы (2 балла). Учащиеся записывает в свою тетрадь, а затем проверяет с выполнением задачи одним из учеников на интерактивной доске. Выставляет баллы (3 балла). Учащийся выполняет линейный алгоритм поиска клада (2 балла). | умение логически мыслить, быстрота реакции, оценивание усваиваемого материала | контроль и оценка процесса и результатов деятельности | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | анализ объектов с целью выделения признаков | самопроверка самопроверка, оценивание учителя самопроверка самопроверка, оценивание классом |
4. Постановка учебной задачи (2мин) | Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся к поиску решения. Не всегда выполнение алгоритма может идти линейно. Встречаются и неоднозначные моменты. Например, а если цветочного ящика не окажется в данном месте? (Слайд 5) Итак, какова тема урока? Давайте подумаем и поставим цели урока. | Обсуждают и выполняют задание совместно с учителем. Ставят цели, формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. «Алгоритмы с ветвлением» Цели: - познакомиться с алгоритмами с ветвлением; -узнаёт правила построения алгоритмов с ветвлениями -учится составлять блок-схемы для алгоритмов с ветвлениями. | формирование готовности к самообразованию | целеполагание | сотрудничество с учителем, постановка вопросов | формулирование познавательной цели и проблемы | |
5. Изучение нового материала (8 мин) | Объясняет новый материал в соответствии с § 17, стр.112-114 (Слайды 6-8) Ситуации, когда заранее известна последовательность действий, встречается крайне редко. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки Логику принятия решения можно описать так: ЕСЛИ условие ТО действия 1 ИНАЧЕ действия 2 например: Если хочешь быть здоров, ТО закаляйся, ИНАЧЕ сиди на диване Что является здесь: условием? действиями 1? действиями 2? Разбирает виды ветвлений: полное и неполное. ЕСЛИ условие ТО действия 1 Например, пословица ЕСЛИ назвался груздём, ТО полезай в кузов. что является условием? действиями 1? Так что же такое алгоритм с ветвлением? Работа с учебником: найдите это определение в учебнике. Рассмотрим, как изображается ветвление на блок-схемах. Как вы думаете, какие геометрические фигуры нам понадобятся? Предложите свои варианты процессов с ветвлением: Если гриб съедобный, то положи его в корзину, иначе не трогай его (полная форма ветвления). Если ласточки низко летают, то будет дождь (сокращенная форма ветвления). | Слушает объяснение учителя, смотрит презентацию, делает записи в тетрадь, работает с учебником, отвечает на вопросы учителя. Ветвление – алгоритм, в котором та или иная последовательность действий выполняется в зависимости от истинности условия.   Ответ: ромб Предлагают свои варианты: (1 балл) Чертят блок-схемы: (1 балл)   | самоорганизация | сыделение важной информации | сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать | умение структурировать знания | |
6. Физкультминутка (1 мин) | Предлагает упражнения, соответствующие теме урока: ЕСЛИ ты человек ТО стань прямо: руки поставь на пояс ИНАЧЕ сиди. ЕСЛИ ты мальчик ТО сделай по 3 поворота вправо и влево ИНАЧЕ сделай 3 наклона вперед. ЕСЛИ ты ученик 6 класса ТО выполни 3 наклона головой ИНАЧЕ подними руки вверх. | Выполняют упражнения | самоорганизация, формирование здорового образа жизни | саморегуляция, развитие внимательности. | умение слушать и слышать, умение работать в группе | | |
7. Закрепление полученных знаний (20 мин) | Предлагает выполнить интерактивное задание из ресурсов ЕК ЦОР: «Ветвление - 2.1» (N 193036) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff93eba-9655-45b6-8246-04b7eeebd839/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_236%5D.swf «Ветвление - 2.2» (N 193264) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d91aae19-07dd-4aa4-9a69-f48adf552792/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_237%5D.swf Напоминает технику безопасности. Предлагает выполнить Практическую работу №16 «Создание презентации «Времена года» с гиперссылками» (учебник стр. 201-203) Объясняет правила работы, разбирает состав презентации, обсуждает алгоритм выполнения.   Работа рассчитана на два часа, поэтому на данном уроке необходимо сделать макеты слайдов и одну гиперссылку. Проверяет выполнение работы на местах. | Два учащихся у доски выполняют задание и получают баллы ( 2 балла )  Слушают пояснения учителя к выполнению практической работы №6, смотрят образец и создают свою презентацию. Записывает в тетради алгоритм создания гиперссылки: Выделить текст-правая-гиперссылка-местом в документе-№ слайда. Выполняют практическую работу. Соблюдают технику безопасности. | Самоорганизация, самоопределение, умение планировать последовательность действий для достижения цели, развитие логического мышления | Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. | Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий, умение самостоятельно оценивать свою деятельность, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать, умение делать выводы. | Действия постановки и решения проблем (самостоятельное создание презентации и гиперссылок к ней) | Контроль учителя |
8. Домашнее задание (1 мин) | Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению §17 , стр. 112-114. Работа в блоге: поделиться пословицами или погодными приметами с алгоритмом ветвления. ( Дым из трубы столбом – к морозу. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник. | самоопределение | Развитие регуляции учебной деятельности. | Взаимодействие с учителем | Постановка и решение | Проверка учителем записи домашнего задания |
9. Подведение итогов занятия (1 мин) | Формулирует вопросы по изученному на уроке, анализирует практическую работу, работу на уроке, выставляет оценки. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои впечатления от урока | смыслообразование | осознание качества и уровня усвоения | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | осознание того, что уже усвоено | Оценка учителя, взаимооценка |
10. Рефлексия (1 мин) | Предлагает обучающимся оценить урок с помощью смайликов.  Я всё понял, могу объяснить, было интересно. Я всё понял, могу объяснить. Всё понял, но не объясню. У меня остались вопросы, но было интересно. Я ничего не понял, было не интересно. | Оценивают урок, подсчитывают баллы, выставляют оценки за урок. 24 - 20 баллов – оценка «5» 19 - 17 баллов – оценка «4» 16 - 10 баллов – оценка «3» меньше 10 баллов – оценка «2» | степень правдивости при рефлексии | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Умение формулировать собственное мнение. | Рефлексия. | Самооценка |